Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов бюджетной системы и выявление наиболее значимых проблем ее реформирования.
В первом разделе работы характеризуется бюджетная система Российской Федерации, раскрывается экономическая сущность бюджета, построение бюджетной системы.
Во втором разделе анализируется формирование доходов и расходов бюджетов всех уровней. Кроме этого, выявляются основные проблемы реформирования бюджетной системы.

Содержание работы

Введение
1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации
1.2 Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения
1.3. Структура федерального бюджета Российской Федерации на 2005-2006 годы
2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования
2.2. Проблемы реформирования бюджетной системы
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

Бюджетная система РФ

и проблемы ее реформирования

 

Содержание 

 

Введение 

 

1. Сущность функционирования бюджетной  системы Российской Федерации 

 

1.1. Понятие, основные черты и  структура бюджетной системы  Российской Федерации 

 

1.2 Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения

 

1.3. Структура федерального бюджета  Российской Федерации на 2005-2006 годы 

 

2. Реформирование бюджетной системы  Российской Федерации 

 

2.1. Бюджетный федерализм и проблемы  его функционирования 

 

2.2. Проблемы реформирования бюджетной системы

 

Заключение 

 

Список использованных источников

 

Введение 

 

Одним из важнейших  институтов государства является бюджетная  система. На протяжении тысячелетий  существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

 

Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения.

 

В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние  на экономические процессы в стране, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов бюджетной  системы и выявление наиболее значимых проблем ее реформирования.

 

В первом разделе работы характеризуется  бюджетная система Российской Федерации, раскрывается экономическая сущность бюджета, построение бюджетной системы.

 

Во втором разделе анализируется  формирование доходов и расходов бюджетов всех уровней. Кроме этого, выявляются основные проблемы реформирования бюджетной системы.

 

Теоретической базой при написании  курсовой работы явились законодательные  и нормативные акты, публикации экономических  газет и журналов, использовались информации статистических сборников РФ.

 

1. Сущность функционирования бюджетной  системы Российской Федерации 

 

1.1. Понятие, основные черты и  структура бюджетной системы  Российской Федерации 

 

В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав — государственный бюджет.

 

Бюджет — это форма образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

 

С помощью государственного бюджета  государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

 

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики./7/

 

Бюджетное устройство определяет организацию  государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

 

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система государства – главное звено финансовой системы государства.

 

Бюджетная система Российской Федерации  – система, основанная на экономических  отношениях и государственном  устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 

В бюджетную систему России, как  федеративного государства, входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями:

 

 

федеральный бюджет;

 

региональные бюджеты субъектов  РФ;

 

бюджеты местных административно-территориальных.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

 

По существу федеральный бюджет является главным законом экономической  жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития.

 

Бюджет субъекта Российской Федерации  и местный бюджет – формы образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения.

 

Совершенно обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета./11/

 

Консолидированный бюджет Российской Федерации — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. В свою очередь консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты.

 

Бюджетный кодекс Российской Федерации  регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы Российской Федерации:

 

Принципы 

 

Основные положения 

 

единства

 

Единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, введение бухгалтерского учета средств  федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

 

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  РФ

 

Закрепление соответствующих видов  доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.

 

самостоятельности бюджетов

 

Наличие собственных источников доходов  бюджетов каждого уровня бюджетной  системы, законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов, право  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

 

полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов

 

Отражение в бюджете всех доходов  и расходов, точного обоснования  величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.

 

Общее покрытие расходов

 

Все расходы бюджета должны покрываться  общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

 

достоверности бюджета 

 

Надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реальность расчета доходов и расходов бюджета.

 

сбалансированности бюджета 

 

Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сумме доходов  бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита и т.д.;

 

гласности

 

Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

 

Эффективность и экономность использования  бюджетных средств 

 

При составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных  средств должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.

 

адресности и целевого характера  бюджетных средств.

 

Выделение бюджетных средств в  распоряжение конкретных получателей  с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных  экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов. /9/

 

Реформирование системы внебюджетных фондов Российской Федерации идет в  двух направлениях: одни внебюджетные фонды утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, а другие сохраняют юридическую самостоятельность, но включаются в состав бюджетной системы Российской Федерации.

 

Таким образом, в настоящее время  происходит процесс централизации  финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.

 

1.2 Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения 

 

Система органов, обладающих бюджетными полномочиями, включает в себя финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования  и органы государственного (муниципального) финансового контроля, каждый из которых имеет свои задачи и действует в рамках закрепленных за ним полномочий.

 

Прерогатива определения финансовых органов отдана Президенту Российской Федерации. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России, а в качестве органов государственного или муниципального финансового контроля выступают: Счетная палата Российской Федерации, контрольные и финансовые органы исполнительной власти и контрольные органы законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено и на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации./8/

 

С целью осуществления собственной  бюджетной политики субъекты Российской Федерации на основании своего законодательства и законодательства Российской Федерации  создают свои финансовые органы и  органы финансового контроля. Аналогичными полномочиями на своем уровне обладают муниципальные образования, которые с целью обслуживания своею бюджета и управления средствами местного бюджета создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством Российской Федерации.

 

В настоящее время принято выделять следующих основных участников бюджетного процесса:

 

• Президент  Российской Федерации;

 

• Органы законодательной (представительной) власти;

 

• Органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

 

• Органы денежно-кредитного регулирования;

 

• Органы государственного и муниципального финансового контроля;

 

• Государственные внебюджетные фонды;

 

• Главные распорядители и распорядители  бюджетных средств;

 

• иные органы, на которые законодательством  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия./12/

 

Кроме этого, в число участников бюджетного процесса включают бюджетные  учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, а также  других получателей бюджетных средств  и кредитные организации, осуществляющие отдельные операции с бюджетными средствами.

 

Органы исполнительной власти и  органы местного самоуправления имеют  следующие функции в области  бюджетного управления:

 

• составление проекта бюджета;

 

• внесение бюджета с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления;

 

• исполнение бюджета, в том числе  сбор доходов бюджета;

 

• управление государственным, муниципальным  долгом;

 

• ведомственный контроль за исполнением  бюджета;

 

• представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления;

 

• осуществление других полномочий, определенных Бюджетным кодексом и иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, актами представительных органов местного самоуправления.

Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования