Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов бюджетной системы и выявление наиболее значимых проблем ее реформирования.
В первом разделе работы характеризуется бюджетная система Российской Федерации, раскрывается экономическая сущность бюджета, построение бюджетной системы.
Во втором разделе анализируется формирование доходов и расходов бюджетов всех уровней. Кроме этого, выявляются основные проблемы реформирования бюджетной системы.

Содержание работы

Введение
1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации
1.2 Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения
1.3. Структура федерального бюджета Российской Федерации на 2005-2006 годы
2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования
2.2. Проблемы реформирования бюджетной системы
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

 

в зависимости от механизма поступления  доходов в бюджет, они подразделяются на собственные и регулирующие.

 

по социально – экономическому признаку выделяют доходы, поступающие от юридических лиц и от физических лиц;

 

в зависимости от конкретных объектов обложения – взимаемые с имущества  или дохода;

 

по признаку источников уплаты –  налоги, уплачиваемые из выручки, из прибыли, и налоги, относимые на себестоимость  продукции (работ, услуг);

 

по конкретным видам прямых и  косвенных налогов (налог на прибыль  предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и др.; акцизы, НДС, таможенные пошлины и  т.д.).

Исполнение федерального бюджета  по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

 

Анализ доходной части исполнения федерального бюджета за 2005 – 2006 годы.

 

Доходы федерального бюджета за 2005 год составили 3 326 041 100,0 тыс. рублей, за 2006 – 5 046 137 500,0 тыс. рублей увеличившись номинально на 66% по сравнению с 2005 годом.

 

Показатели по доходам федерального бюджета, определенные Федеральным  законом “О федеральном бюджете  на 2005 год” и Федеральным законом  “О федеральном бюджете на 2006 год” в 2005 году были перевыполнены, получены дополнительные доходы. Федеральный бюджет и в 2005 и в 2006 годах исполнялся с профицитом (превышение доходов над расходами). /2/

 

Главными факторами, оказавшими влияние  на увеличение бюджетных доходов  являлись экономический рост и достаточно высокий уровень поступлений валютной выручки от внешнеэкономических операций, сохранявшийся практически в течение всего 2005 года. В определенной мере рост бюджетных доходов был обусловлен более высоким по сравнению с заложенным в бюджет 2005 года уровнем инфляции.

 

Структура доходов федерального бюджета за 2005-2006 годы сложилась следующим образом:

 

 

Таблица 1. Структура доходов федерального бюджета 2005-2006 годы

 

Код бюджетной классификации Российской Федерации 

 

Наименование доходов 

 

2005г. 

 

сумма (тыс. рублей)

 

2006г. 

 

сумма (тыс. рублей)

 

Изменение в %

 

1 00 00000 00 0000 000

 

ДОХОДЫ 

 

3 326 041 100,0

 

5 046 137 500,0

 

 

1 01 00000 00 0000 000

 

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

 

259 003 300,0

 

344 838 100,0

 

-1,0

 

1 02 00000 00 0000 000

 

НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

 

266 500 000,0

 

302 090 200,0

 

-2,0

 

1 03 00000 00 0000 000

 

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

 

  

 

791 822 600,0

 

 

  

 

 

  

 

1 212 247 500,0

 

 

  

 

+0,2

 

 

1 07 00000 00 0000 000

 

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

 

483 035 600,0

 

 

  

 

 

  

 

753 309 000,0

 

+0,4

 

 

  

 

1 08 00000 00 0000 000

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА 

 

18 555 900,0

 

23 058 500,0

 

-0,1

 

1 10 00000 00 0000 000

 

ДОХОДЫ ОТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

919 093 800,0

 

 

  

 

1 662 922 600,0

 

+5,3

 

1 11 00000 00 0000 000

 

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ  И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 

 

73 004 000,0

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

85 769 000,0

 

 

  

 

 

  

 

-0,5

 

1 12 00000 00 0000 000

 

ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ 

 

35 046 800,0

 

29 544 300,0

 

-0,5

 

1 13 00000 00 0000 000

 

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ  И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА 

 

58 083 700,0

 

 

  

 

 

  

 

89 837 800,0

 

+0,1

 

 

1 14 00000 00 0000 000

 

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

 

874 500,0

 

 

  

 

1 328 300,0

 

 

  

 

+0,01

 

 

1 15 00000 00 0000 000

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И  СБОРЫ 

 

1 714 000,0

 

3 537 600,0

 

+0,2

 

1 16 00000 00 0000 000

 

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

 

1 483 900,0

 

2 049 500,0

 

0,0

 

1 17 00000 00 0000 000

 

ПРОЧИЕ  НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

 

4 088 600,0

 

3 243 500,0

 

-0,04

 

Доходы федерального бюджета в 2006 году предусматриваются в сумме 5046,1 млрд. рублей (20,70% к ВВП), в том  числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации в сумме 3886,5 млрд. рублей (15,94% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 3167,8 млрд. рублей (12,99% к ВВП), в том числе без учета средств единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации 2591,2 млрд. рублей (10,63% к ВВП). В составе доходов федерального бюджета неналоговые доходы составляют 1878,2 млрд. рублей (7,70% к ВВП).

 

По сравнению с ожидаемым  исполнением федерального бюджета в 2005 году прогнозируемые в 2006 году доходы увеличатся на 75,4 млрд. руб. Однако доля доходов в валовом внутреннем продукте снизится с 23,67% до 20,7%. Относительное (в% к ВВП) снижение уровня доходов федерального бюджета в 2006 году по сравнению с оценкой 2005 года на 2,97 процентных пункта предусматривается за счет следующих факторов:

 

- изменение макроэкономических  показателей - 1,74% к ВВП; 

 

- изменение налогового законодательства - 0,07% к ВВП; 

 

- прочие факторы -1,16% к ВВП. 

 

Изменение основных показателей макроэкономического прогноза привело к снижению доходов федерального бюджета на 1,74% к ВВП, или на 424,2 млрд. рублей. Падение в большей степени обусловлено снижением прогнозной цены на нефть марки "Юралс" (с 45 долларов за баррель в 2005 году до 40 в 2006 году), что составило 1,83% к ВВП. Изменение темпов роста объемов добычи газа, экспорта, роста курса доллара, налогооблагаемой прибыли, подакцизной продукции, а также изменение структуры импорта в совокупности увеличило доходы на 0,09% к ВВП.

 

Изменение налогового законодательства в целом привело к снижению доходов федерального бюджета в 2006 году относительно ожидаемого исполнения 2005 года на 0,07% к ВВП, или на 18,6 млрд. руб.

 

Следует отметить, что по налогу на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции и по платежам за пользование природными ресурсами доля их в общем объеме налоговых доходов фактически превысила предусмотренную законом о федеральном бюджете, по остальным налогам фактическая доля их в общем объеме налоговых доходов по сравнению с запланированным снижена. /19/

 

Одним из факторов, способствовавших увеличению объемов поступления  налога на прибыль предприятий и  организаций стали более высокие, чем предполагалось, мировые цены на энергоносители, что обеспечило большие объемы прибыли экспортно-ориентированных предприятий. Повысилась монетизация расчетов в экономике, что повлекло за собой увеличение “денежной составляющей” доходов предприятий, и создало в свою очередь возможность погашения кредиторской задолженности, в том числе, налоговой, перед федеральным бюджетом.

 

Бюджетное задание по поступлению  неналоговых доходов федерального бюджета перевыполнено. При этом более половины сверхплановых неналоговых  доходов получены от использования  имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности с имуществом.

 

Главное назначение всех звеньев бюджетной  системы – финансовое обеспечение  выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

 

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

 

 

Принцип целевого использования средств;

 

Безвозвратность государственных  расходов (за исключением государственных  кредитов);

 

Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетов в зависимости  от их экономического содержания делятся  на текущие расходы и капитальные  расходы, а также средства от возврата государственных кредитов, бюджетных  кредитов и бюджетных ссуд.

 

Капитальные расходы бюджетов - часть  расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

 

Текущие расходы бюджетов - часть  расходов бюджетов, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной  власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной  поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации./9/

 

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов  местного самоуправления.

 

Размер резервных фондов в федеральном  бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.

 

 

Таблица 2. Распределение расходов федерального бюджета за 2005-2006 годы

 

Наименование статьи расхода 

 

2005 г. 

 

Сумма тыс. руб.

 

2006 г. 

 

Сумма тыс. руб.

 

Изменение в %

 

ВСЕГО

 

3 047 929 300,0

 

4 270 114 718,3

 

 

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ 

 

488 607 972,7

 

647 040 895,2

 

+2,5

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА 

 

529 133 425,1

 

667 257 370,1

 

+2,3

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

398 421 458,7

 

540 247 981,3

 

+5,6

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА 

 

233 928 086,0

 

338 577 040,9

 

+2,9

 

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО 

 

6 793 777,1

 

31 627 457,1

 

+0,8

 

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

 

4 618 394,3

 

6 335 210,1

 

+0,4

 

ОБРАЗОВАНИЕ

 

154 456 613,5

 

206 028 999,4

 

+0,1

 

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

38 534 602,2

 

50 448 093,1

 

+0,03

 

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ 

 

82 542 961,0

 

145 845 269,6

 

+0,9

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

172 014 926,8

 

209 558 985,9

 

+0,1

 

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

 

938 877 082,6

 

1 427 147 415,6

 

+16,5

 

На основе представленных данных можно  сделать вывод, что расходы бюджета  увеличились на 1 222 185 418,3 тыс. руб. Это происходит за счет увеличения основных статей расходов в 2006 году. Наибольшую долю (16,5%) составляют межбюджетные трансферты. На втором месте стоит национальная безопасность и правоохранительная деятельность, увеличение которой составляет 141 826 522,6 тыс. руб., или 5,6%.

 

Сравнительная характеристика исполнения бюджета представлена в таблице 3.

 

 

Таблица 3. Исполнение федерального бюджета на кассовой основе

 

Исполнение федерального бюджета  на кассовой основе

 

 

  

 

Закон о бюджете 2005

 

2005

 

Закон о бюджете 2006

 

янв.06-фев.06

 

янв. 06

 

фев. 06

 

Доходы 

 

млрд. руб.

 

4979,8

 

5125,1

 

5046,1

 

876,0

 

449,4

 

426,7

 

% ВВП 

 

23,0

 

23,7

 

20,7

 

26,2

 

28,1

 

24,4

 

Расходы

 

млрд. руб.

 

3539,5

 

3512,2

 

4270,1

 

493,1

 

227,7

 

265,4

 

% ВВП 

 

16,3

 

16,2

 

17,5

 

14,7

 

14,2

 

15,2

 

в т.ч. обслуживание долга 

 

млрд. руб.

 

228,3

 

208,4

 

202,5

 

32,5

 

10,3

 

22,2

 

% ВВП 

 

1,1

 

1,0

 

0,8

 

1,0

 

0,6

 

1,3

 

Профицит(+)/ дефицит(-)

 

млрд. руб.

 

1440,3

 

1612,9

 

776,0

 

382,9

 

221,7

 

161,3

 

% ВВП 

 

6,6

 

7,4

 

3,2

 

11,4

 

13,9

 

9,2

 

Первичный профицит(+)/дефицит(-)

 

млрд. руб.

 

1668,6

 

1821,3

 

978,5

 

415,4

 

231,9

 

183,4

 

% ВВП 

 

7,7

 

8,4

 

4,0

 

12,4

 

14,5

 

10,5

 

Анализируя данные, приведенные  в таблице можно сделать ли косвенные выводы об исполнении бюджета, так как 2006 год представлен не полностью. 2005 год исполнен с  профицитом, в 7,5 % к валовому внутреннему продукту. На февраль 2006 года бюджет исполнен так же с профицитом в 9,2 % к валовому внутреннему продукту.

 

Итак, в современных условия  переходной экономики налоговые  поступления стали “яблоком раздора” между различными уровнями власти. Каждый вышестоящий орган власти стремиться к централизации бюджетных средств на своем уровне. Поэтому бюджетные отношения отмечены недовольством низших органов власти - высшими, конфликтами, нестабильностью, судебными и арбитражными спорами.

Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования