Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:00, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных элементов бюджетной системы и выявление наиболее значимых проблем ее реформирования.
В первом разделе работы характеризуется бюджетная система Российской Федерации, раскрывается экономическая сущность бюджета, построение бюджетной системы.
Во втором разделе анализируется формирование доходов и расходов бюджетов всех уровней. Кроме этого, выявляются основные проблемы реформирования бюджетной системы.

Содержание работы

Введение
1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации
1.1. Понятие, основные черты и структура бюджетной системы Российской Федерации
1.2 Участники бюджетного процесса. Межбюджетные отношения
1.3. Структура федерального бюджета Российской Федерации на 2005-2006 годы
2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования
2.2. Проблемы реформирования бюджетной системы
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

 

Главным распорядителем средств федерального бюджета является орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенный ведомственной классификацией расходов федерального бюджета./17/

 

Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

 

Бюджетные учреждения создаются органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления с целью осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и финансируются из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Для обеспечения финансирования своей деятельности бюджетное учреждение должно представить бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая составляется на основе прогнозируемых объемов предоставления государственных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода. Бюджетная заявка подлежит утверждению главным распорядителем либо распорядителем бюджетных средств.

 

Среди участников бюджетного процесса особое место занимает Минфин России. В соответствии с Положением о  Министерстве финансов Российской Федерации, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В числе задач, поставленных перед Минфином, особенно следует выделить совершенствование отечественной бюджетной системы, разработку и реализацию единой бюджетной политики, разработку проекта и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета, а также составление отчета об его исполнении и т.д./14/

 

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, Минфин России обладает достаточно широкими бюджетными полномочиями. В  частности, в функции Минфина  России входят: составление проекта  федерального бюджета и представление  ею в Правительство Российской Федерации, участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление методического руководства в области составления проекта федерального бюджета и исполнения федерального бюджета, составление сводной бюджетной росписи федерального бюджета, разработка прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации и т.д.

 

Важное место в обеспечении  функционирования бюджетном системы  занимают органы налогового контроля — Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Их деятельность направлена на обеспечение контроля за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджета соответствующего уровня.

 

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.

 

Межбюджетные отношения — это  отношения между органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

 

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

 

 

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной  системы Российской Федерации;

 

разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

 

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных  прав муниципальных образований;

 

выравнивания  уровней минимальной бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

 

равенства всех бюджетов Российской Федерации  во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими принципами отдельные  виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов РФ и из бюджетов субъектов  РФ — в местные бюджеты.

 

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов./10/

 

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь соответствующие доходы.

 

Доходы  бюджетов состоят из собственных  и регулирующих.

 

Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

 

Это налоговые  доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных  внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.

 

Собственные доходы составляют меньшую часть  доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения  выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций, экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы.

 

Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.

 

В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса  РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы.

 

К регулирующим доходам территориальных  бюджетов относятся также трансферты — средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки  регионов, размер которых рассчитывается по установленным Правительством Российской Федерации методике и формуле.

 

Кроме отчислений от федеральных и  региональных налогов, средств, поступающих  из фондов финансовой поддержки для  сбалансирования территориальных  бюджетов, используются дотации, субвенции  и субсидии.

 

Дотация —  это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

 

Субвенция — это средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.

 

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса  в случае нецелевого использования  субвенций и субсидий и нарушения  сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.

 

Субсидия — это бюджетные  средства, передаваемые бюджету другого  уровня, юридическому или физическому  лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов./4/

 

Нужно отметить, что дотация, субвенция  и субсидия как методы наделения  финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.

 

Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и  субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.

 

Поэтому не везде и не всегда следует  стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.

 

Помимо отчислений от государственных  доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.

 

В значительной степени этот вид  доходов в последние десятилетия  заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных  бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

 

1.3. Структура федерального бюджета  Российской Федерации на 2005-2006 годы 

 

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет.

 

Доходы федерального бюджета –  это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. /1/

 

В соответствии со статьей 49 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам  федерального бюджета относятся:

 

 

федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;

 

таможенные  пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

 

государственная пошлина в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Согласно  статьям 41-46 и 51 Бюджетного кодекса  РФ, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

 

 

доходы  от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

 

доходы  от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении  соответственно органов государственной  власти Российской Федерации;

 

часть прибыли  унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей,

 

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в  том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;

 

доходы  в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной  системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

 

иные неналоговые  доходы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Кодекса, в доходах федерального бюджета, помимо перечисленных выше, учитываются также прибыль Банка  России и доходы от внешнеэкономической  деятельности.

 

На основании статьи 54 Бюджетного кодекса РФ, в доходах федерального бюджета обособленно учитываются  доходы федеральных целевых бюджетных  фондов. Они учитываются по ставкам, установленным налоговым законодательством  РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

 

Доходы бюджета классифицируются не только по методам взимания и  формам их мобилизации – на налоговые и неналоговые, но и по другим признакам, в частности:

Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы ее реформирования