Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 06:35, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является анализ проблем межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
определить понятие и сущность межбюджетных отношений;
выявить проблемы, препятствующие эффективному функционированию межбюджетных отношений, и предложить пути их преодоления;
провести анализ межбюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы РФ на примере Самарской области.
Введение
Вопрос об оптимальной системе межбюджетных отношений возник в Российской Федерации практически с начала 90-х годов. В настоящее время его актуальность только возросла. Реформирование межбюджетных отношений в России постепенно превратилось в некий постоянный процесс. Сменяются концепции и программы, уточняется бюджетное законодательство, при этом оптимальная модель взаимодействия всех уровней управления в системе разделения бюджетных полномочий и ресурсов пока не создана.
Подчас у отдельных сторон федеративных отношений возникает желание пересмотреть существующую систему. Такие «ревизии» модели федерализма происходят практически во всех странах мира с федеративным устройством. Однако в России, попытки изменить существующие принципы и инструменты межбюджетных отношений особенно популярны в силу отсутствия устоявшихся годами норм и правил.
Процессы совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации к настоящему времени прошли несколько этапов в своём развитии. Однако говорить о том, что решены основные проблемы бюджетного федерализма пока рано. И основной причиной сложившейся ситуации является отсутствие достаточных ресурсов, формирующих стабильную экономическую базу деятельности субфедеральных и субрегиональных бюджетов. То есть до сих пор не выполняются соотношения между функциями, возложенными на соответствующий уровень власти, переданными полномочиями и финансовыми ресурсами, предназначенными для их обеспечения.
Таким образом, по мере развития финансовых взаимоотношений в Российской Федерации между органами власти всех уровней реализация сформированного бюджетного законодательства Российской Федерации требует осуществления комплекса мероприятий, направленных на изучение проблем межбюджетных отношений и методов их совершенствования.
Целью исследования курсовой работы является анализ проблем межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Предметом курсовой работы являются проблемы функционирования бюджетной системы РФ в области межбюджетных отношений.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы межбюджетных отношений в Российской Федерации
1.1. Сущность и принципы организации межбюджетных отношений
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, складывающиеся при разграничении и закреплении доходов и расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетный кодекс содержит в себе перечень принципов, на которых основываются межбюджетные отношения.
Одним из принципов межбюджетных отношений законодатель назвал принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской федерации, он означает закрепление доходов и расходов за бюджетами, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.
Принцип межбюджетных отношений – равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований – состоит в том, что все субъекты РФ и муниципальные образования в межбюджетных отношениях обладают равными правами.
На достижение минимального уровня бюджетной обеспеченности во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях направлен четвертый принцип межбюджетных отношений – выравнивание уровня минимальной
бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований. Он нацелен на реализацию таких принципов бюджетной системы Российской Федерации, как сбалансированность бюджетов и общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов.
Бюджетный кодекс Российской Федерации также устанавливает порядок и условия передачи расходов и доходов бюджетов с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой.
При осуществлении регулирования межбюджетных отношений в этой
части законодатель исходит из того, что расходы бюджетов делятся на:
Переходить к другим уровням бюджетной системы Российской Федерации могут и собственные доходы местных бюджетов. Порядок такого перехода определяется статьей 63 БК, в которой устанавливается, что доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по нормативам, определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.
Межбюджетные отношения зачастую складываются по поводу финансовой помощи. Под финансовой помощью понимаются денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему. В зависимости от условий предоставления таких средств выделяется несколько форм финансовой помощи:
1) дотация;
2) субвенция;
3) субсидия;
4) бюджетная ссуда;
5) бюджетный кредит.
При оказании финансовой помощи федеральным бюджетом бюджетам субъектов РФ целью предоставления дотаций является выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. В составе региональных бюджетов формируются различные Фонды финансовой поддержки, средства которых распределяются по результатам отбора инвестиционных программ развития общественной инфраструктуры муниципального значения. Под минимальной бюджетной обеспеченностью субъектов РФ понимается минимально допустимая стоимость государственных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти субъектов РФ в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.
Дотации бюджетам субъектов РФ предоставляются на безвозвратной и безвозмездной основах. Для реализации целевых программ бюджетам субъектов РФ могут предоставляться субвенции и субсидии. Отличие субсидии от субвенции состоит в том, что субвенция предоставляется на безвозвратной и безвозмездной основах, а субсидия предполагает долевое участие федерального бюджета в целевых расходах бюджетов субъектов РФ.
Если дотации, субвенции и субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ на безвозвратной основе, бюджетные кредиты и бюджетные ссуды выделяются им из федерального бюджета на условиях возвратности.
Бюджетная ссуда от бюджетного кредита отличается тем, что, во-первых, она может предоставляться из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ: во-первых, только на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении таких бюджетов; во-вторых, тем, что она предоставляется только в безвозмездном порядке; в-третьих, тем, что она носит краткосрочный характер, поскольку предоставляется на срок не более 6 месяцев.
Субъектам РФ бюджетные ссуды предоставляются на финансирование кассовых разрывов. Кассовыми разрывами в бюджете называется временная нехватка бюджетных средств, обусловленная сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов. Бюджетные ссуды предоставляются на возвратной основе. В случае, когда предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Бюджетные ссуды могут предоставляться как на возмездной (платной), так и на безвозмездной основе. Возмездное предоставление бюджетной ссуды предполагает обязанность ее получателя оплатить пользование ею. Если же бюджетная ссуда предоставляется безвозмездно, то такой обязанности не возникает.
В целях оказания финансовой помощи субъектам РФ в составе расходной части федерального бюджета формируется Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ.
В Бюджетном кодексе определяются условия предоставления финансовой
помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности. Под условиями предоставления такой финансовой помощи законодатель понимает те обязательства, которые принимает на себя ее получатель. Данные обязательства могут быть связаны с содержанием бюджета, которому оказывается финансовая помощь, или с порядком его исполнения.
Устанавливается, что финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта РФ может быть предоставлена только при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство.
Законами о бюджетах и соглашениями между органами государственной власти и местного самоуправления различных уровней могут предусматриваться и иные условий предоставления вышестоящими бюджетами финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности нижестоящим бюджетам. Такие условия могут быть связаны в первую очередь с определением цели использования средств вышестоящего бюджета нижестоящими бюджетами.
Следует отметить, что дополнительным условием предоставления финансовой помощи субъектам РФ в соответствии с такими соглашениями является своевременная выплата заработной платы работникам бюджетной сферы.
В бюджетном кодексе устанавливаются условия и порядок предоставления финансовой помощи нижестоящим бюджетам в форме субсидий и субвенций.
Объединяет субсидии и субвенции то, что они предоставляются для финансирования целевых программ. Отличает субсидию от субвенции то, что субвенции предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе, а субсидии предполагают долевое участие вышестоящего и нижестоящего бюджетов в реализации целевых программ.
Субсидии и субвенции бюджетам субъектов РФ могут предоставляться для финансирования:
1) расходов по федеральным целевым программам;
2) капитальных расходов;
3) расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
4) иных целевых расходов.
Федеральной целевой программой называется комплекс мероприятий, направленных на достижение общеполезного в рамках Российской Федерации результата. Федеральные целевые программы разрабатываются и реализуются Правительством РФ.
Расходы на реализацию федеральных целевых программ могут нести как федеральный бюджет, так и нижестоящие бюджеты. В последнем случае расходы бюджетов субъектов РФ на реализацию федеральных целевых программ подлежат компенсации из средств федерального бюджета (такая компенсация осуществляется в форме субвенций).
В БК предусматривается контроль за использованием субъектом РФ-получателем финансовой помощи из федерального бюджета средств, полученных в качестве такой помощи.
Целью такого контроля является установление законности, обоснованности, целенаправленности и эффективности использования органами государственной власти субъектов РФ средств федерального бюджета. Финансовая помощь, предоставленная бюджету субъекта РФ, считается использованной законно, если при ее использовании не были допущены нарушения действующего законодательства. Обоснованность использования финансовой помощи предполагает соблюдение всех условий ее предоставления.
1.2. Основы бюджетного федерализма и его взаимосвязь с межбюджетными отношениями
В современной России фактически сложилась своя система межбюджетных отношений, но без понимания, что такое бюджетный федерализм не возможно полностью раскрыть, что есть межбюджетные отношения.
Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений