Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 06:35, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является анализ проблем межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
определить понятие и сущность межбюджетных отношений;
выявить проблемы, препятствующие эффективному функционированию межбюджетных отношений, и предложить пути их преодоления;
провести анализ межбюджетных отношений между тремя уровнями бюджетной системы РФ на примере Самарской области.
Как видно из таблицы основным источником финансирования межбюджетных трансфертов, поступающих в бюджет Самарской области, является федеральный бюджет РФ, его доля в 2009 году составила 95,1%, в 2010 – 96,3%, в 2011 – 95,5%.
При формировании расходной части федерального бюджета РФ в его расходах формируются специальные фонды, предназначенные для осуществления финансирования межбюджетных трансфертов в бюджеты субъектов РФ: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных финансов, Фонд компенсации.
Из таблицы 3 следует, что основная часть финансовых ресурсов поступающих из федерального бюджета РФ перераспределяется через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, его доля в составе источников финансирования безвозмездных поступлений в бюджет Самарской области составила в 2009 году 63,5%, в 2010 – 64,2%, в 2011 – 64,9%.
Доля остальных источников финансирования безвозмездных поступлений в бюджет Самарской области незначительна.
Таким образом, средства, выделяемые из федерального бюджета в бюджет Самарской области, составляют значительную часть дохода региона. Необходимо также отметить, что только при стабильной финансовой поддержки вышестоящего бюджета, экономика Самарской области будет набирать все более высокие обороты и показывать уверенный финансовый рост.
Далее рассмотрим межбюджетные отношения между бюджетом Самарской области и бюджетами муниципальных образований на ее территории.
В таблице 4 представлены показатели межбюджетных трансфертов передаваемых бюджетом Самарской области в бюджеты муниципальных образований.
Таблица 4. Межбюджетные трансферты, передаваемые муниципальным образованиям на территории Самарской области, млн. рублей
Муниципальные образования / Год |
2009 |
2010 |
2011 |
Относит. отклонение к 2009 | |||
млн. руб. |
удел. вес |
млн. руб. |
удел. вес |
млн. руб. |
удел. вес | ||
Самара |
2428,5 |
23,1% |
2914,7 |
22,9% |
2733,2 |
23,8% |
12,5% |
Тольятти |
1372,9 |
13,1% |
1758,4 |
13,8% |
1521,0 |
13,2% |
10,8% |
Сызрань |
718,4 |
6,8% |
795,3 |
6,2% |
721,4 |
6,3% |
0,4% |
Новокуйбышевск |
417,9 |
4,0% |
521,1 |
4,1% |
425,5 |
3,7% |
1,8% |
Чапаевск |
412,2 |
3,9% |
477,2 |
3,7% |
409,8 |
3,6% |
-0,6% |
Сергиевский |
474,5 |
4,5% |
496,1 |
3,9% |
421,6 |
3,7% |
-11,1% |
Жигулевск |
212,1 |
2,0% |
256,3 |
2,0% |
249,7 |
2,2% |
17,7% |
Кинель |
292,5 |
2,8% |
288,7 |
2,3% |
279,9 |
2,4% |
-4,3% |
Остальные |
4182,4 |
39,8% |
5228,4 |
41,1% |
4743,8 |
41,2% |
13,4% |
Итого |
10511,4 |
100% |
12736,7 |
100% |
11505,6 |
100% |
9,5% |
Как видно из таблицы 4 основная часть межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетом Самарской области муниципальным образованиям, направлена на финансирование бюджетов крупных городских округов: Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск. На финансирование безвозмездных поступлений передаваемых в бюджет г.о. Самара в 2011 году приходилось 23,8% от всех межбюджетных трансфертов передаваемых бюджетом Самарской области.
Из таблицы также следует, что объем всех межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам муниципальных образований Самарской области, на протяжении 2009-2011 гг. вырос на 9,5%, наибольший рост наблюдается в следующие муниципальные образования: Жигулевск – 17,7%, Самара – 12,5%, Тольятти – 10,8%. Для таких муниципальных образований, как г.о. Чапаевск и Кинель объем финансирования из бюджета Самарской области наоборот сократился на 0,6% и 4,3% соответственно.
Рассмотрим и проанализируем динамику межбюджетных отношений между Самарской областью и г.о. Самара за 2009-2011 года более подробно.
Таблица 5. Доходы бюджета г.о. Самара по видам за 2009-2011гг.
Наименование / Год |
2009 |
2010 |
2011 | |||
млн. руб. |
удел. вес |
млн. руб. |
удел. вес |
млн. руб. |
удел. вес | |
Общая сумма доходов |
12913,6 |
100% |
11861,1 |
100% |
12819,6 |
100% |
Собственные доходы |
10485,1 |
81,2% |
8946,4 |
75,4% |
10086,4 |
78,7% |
Безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ |
2428,5 |
18,8% |
2914,7 |
24,6% |
2733,2 |
21,3% |
Из таблицы 5 следует, что доля безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ, в частности из бюджета Самарской области, в общем объеме доходов составила в 2009 году 18,8%, в 2010 – 24,6%, в 2011 – 21,3%.
Таким образом, можно сделать вывод, что межбюджетные трансферты, передаваемые в бюджет г.о. Самара являются значимой доходной статьей при его формировании, а также главным механизмом финансового обеспечения функций и обязательств муниципального образования.
В таблице 6 представлена структура безвозмездных поступлений в бюджет г.о. Самара.
Таблица 6. Структура безвозмездных поступлений в бюджет г.о. Самара за 2009-2011гг.
Наименование |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Относит. отклонение к 2009 | |||
млн. руб. |
уд. вес |
млн. руб. |
уд. вес |
млн. руб. |
уд. вес | ||
Безвозмездные поступления, всего |
2428,5 |
100% |
2914,7 |
100% |
2733,2 |
100% |
12,5% |
Дотации |
28,1 |
1,2% |
37,7 |
1,3% |
31,5 |
1,2% |
12,1% |
Субсидии |
864,1 |
35,6% |
995,3 |
34,1% |
850,4 |
31,1% |
-1,6% |
Субвенции |
1531,7 |
63,1% |
1874,2 |
64,3% |
1846,2 |
67,5% |
20,5% |
Иные межбюджетные трансферты |
4,6 |
0,2% |
7,5 |
0,3% |
5,1 |
0,2% |
10,9% |
Как показано в таблице 6, основным видом безвозмездных поступлений в бюджет г.о. Самара являются субвенции, их доля в 2009 году составила 63,1%, в 2010г. – 64,3%, в 2011г. – 67,5%, их объем за наблюдаемый период вырос на 20,5% и составил в 2011 году 1846,2 млн. рублей.
Вторым по значимости видом безвозмездных поступлений в бюджет г.о. Самара являются субсидии, их удельный вес в 2009 году составил 35,6%, в 2010г. – 34,1%, в 2011 – 31,1%. Таким образом, мы видим сокращение удельного веса субсидий, а также сокращение их объема в абсолютном выражении, если в 2009 году они составили 864,1 млн. рублей, то в 2011 – 850,4 млн. рублей, в итоге сокращение составило 1,6%.
Доля дотаций и иных межбюджетных трансфертов в общем объеме безвозмездных поступлений незначительна и составила в 2011 году 1,2% и 0,2% соответственно.
2.2. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации и пути их преодоления
Итак, главной проблемой, по мнению авторов, а также большинства ведущих ученых в области межбюджетных отношений, является несоответствие обязательств и гарантированных ресурсов.
Для современной системы межбюджетных отношений России характерно:
Таким образом, актуальным остается вопрос о научно-обоснованном разграничении собственности на финансовые ресурсы и экономически целесообразном их распределении между разными уровнями власти. Правильный и четкий механизм распределения финансовых средств между уровнями бюджетной системы должен изначально основываться на социально необходимой потребности субъектов Федерации и муниципальных (местных) органов власти в определенных объемах финансовых средств исходя из возложенных на них полномочий. При этом объемы финансовых средств должны быть закреплены как собственность соответствующей территории.
Современный этап развития в Российской Федерации взаимоотношений между органами власти всех уровней по вопросам оказания государственных услуг предполагает дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений и повышение эффективности управления государственными и муниципальными финансами.
Действующая система разграничения расходных обязательств между органами власти на разных уровнях бюджетной системы в отдельных случаях требует корректировки в целях возложения ответственности за обеспечение предоставления бюджетных услуг на органы публичной власти, способные сделать это наиболее эффективно.
В условиях экономического кризиса субъекты Российской Федерации столкнулись с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, снижения занятости населения, сокращения финансовых ресурсов на осуществление капитальных вложений, а также риска возникновения кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам.
В этой связи необходима разработка и реализация мер, направленных на смягчение последствий экономического кризиса на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществление структурных преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их эффективности в среднесрочной перспективе, а также повышение качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
В соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы должны быть решены следующие задачи:
Информация о работе Бюджетная система РФ и проблемы межбюджетных отношений