Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, её социально-экономического строя, государственного устройства. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации 5
1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы 5
1.2 Понятие бюджетного устройства Российской Федерации 8
1.3 Субъекты бюджетной системы Российской Федерации 14
Глава 2. Анализ бюджетного устройства Российской Федерации 21
2.1 Состав бюджетной системы 21
2.2 Межбюджетные отношения 29
2.3 Анализ государственного бюджета Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов 33
Глава 3. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации 41
Заключение 47
Список литературы 55

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования.docx

— 532.19 Кб (Скачать файл)

ФГАОУ ВПО «Уральский Федеральный Университет имени первого ПрезидентаРоссии Б.Н.Ельцина»

 

 

 

 

Факультет: Высшая школа экономики и менеджмента

Кафедра: Банковское дело

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования»

 

 

 

 

 

Студент: Свиридов М.А, гр. ЭМ-301002

Преподаватель: Шершнева Е.Г.

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, её социально-экономического строя, государственного устройства. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Таким образом, актуальность данной темы заключается в первостепенной важности бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении регулирующей роли в использовании ВВП.

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации и принципы построения бюджетной системы. Определить необходимые мероприятия по совершенствованию бюджетной системы.

Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

  • исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства РФ;
  • рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
  • рассмотреть бюджетную классификацию и ее использование;
  • предложить мероприятия по совершенствованию бюджетной системы Российской Федерации.

Объектом курсовой работы является бюджет Российской Федерации и бюджетное устройство.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации

 

1.1 Сущность бюджета  и бюджетной системы

 

Главным звеном в финансовой системе любого государства является  государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджет выполняет следующие задачи:

• перераспределение ВВП;

• государственное регулирование и стимулирование экономики;

• финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики государства;

• контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и др. Но вместе с тем они отличаются единством, так как преследуют одну цель — формирование доходной части бюджетов разных уровней. Им свойственны — денежная форма и обезличенность.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц.

Расходы бюджета — денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функции государства и местного самоуправления.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели — организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношение между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

 

1.2 Понятие бюджетного устройства Российской Федерации

 

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.

Основы бюджетного устройства Российской Федерации определяются Конституцией страны и ее государственным устройством как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.

Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.

Бюджетное устройство любой страны определяется её государственным (административно-территориальным) устройством. Характеристика бюджетного устройства складывается из трех элементов:

а) структуры бюджетной системы, включая внебюджетные и целевые бюджетные фонды;

б) бюджетной классификации Российской Федерации;

в) принципов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация представляет собой систему, согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие группы. Бюджетная классификация в целях облегчения планирования, учета и контроля за состоянием доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы призвана свести все разнообразные подходы по проблемам бюджетов к небольшому числу групп признаков. Классификация производится по сходным или характерным признакам, наиболее полно отражающим процессы, происходящие в бюджетной системе.

Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации бюджетная классификация включает:

  • классификацию доходов бюджетов Российской Федерации;

  • функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;

  • экономическую классификации расходов бюджетов Российской Федерации;

  • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

  • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

  • классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

  • классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации;

  • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

Принципы бюджетной системы Российской Федерации – это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положение, определяющие функционирование этой системы и в целом бюджетных правоотношений.

Эти принципы имеют важное значение, так как обеспечивают единообразие бюджетного правотворчества и правоприменения на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

К основным (базовым) принципам бюджета относятся следующие:

  1. законности;

  1. единства бюджетной системы Российской Федерации;

  1. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

  1. самостоятельности бюджетов;

  1. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  1. сбалансированности бюджетов;

  1. эффективности и экономичности использования бюджетных средств;

  1. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

  1. гласности;

  1. достоверности;

  1. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Значение и содержание принципа законности заключается в том, что бюджет должен быть утвержден только в надлежащей правовой форме – законом. Данный принцип закреплён в ст. 11 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которого федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Информация о работе Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования