Принцип единства бюджетной
системы Российской Федерации (ст. 29 БК
РФ) обеспечивается не только единством
правовой базы, единой денежной системой,
формами бюджетной документации, единством
принципов бюджетного процесса, но также
единой системой санкций за нарушение
бюджетного законодательства, единым
порядком финансирования расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской
Федерации, ведения бухгалтерского учета.
Этот принцип дает возможность применять
на всех уровнях бюджетной системы такие
законодательные акты, как Бюджетный кодекс
Российской Федерации, Налоговый кодекс
Российской Федерации, Закон Российской
Федерации «О бюджетной классификации
Российской Федерации», а также единую
систему бюджетного учета и т.д.
Тесно связаны между собой принципы
разграничения доходов и расходов между
уровнями бюджетной системы и принцип
самостоятельности бюджетов.
Принцип разграничения доходов
и расходов между уровнями бюджетной системы
Российской Федерации означает закрепление
соответствующих видов доходов (полностью
или частично) и полномочий по осуществлению
расходов за органами государственной
власти Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления. Этот принцип нашел отражение
в ст. 49-64, 84-87 Бюджетного Кодекса Российской
Федерации, установивших основы разграничения
доходов и расходов между федеральным
бюджетом, бюджетами субъектов Российской
Федерации и бюджетами муниципальных
образований.
Принцип самостоятельности
бюджетов означает право законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти и органов местного
самоуправления на соответствующем уровне
бюджетной системы Российской Федерации
самостоятельно осуществлять бюджетный
процесс, т.е. в порядке, определенном Бюджетным
Кодексом Российской Федерации, составлять,
рассматривать, утверждать и исполнять
бюджет.
Кроме того, принцип самостоятельности
бюджетов подтверждают наличие собственных
источников доходов бюджетов каждого
уровня бюджетной системы, законодательное
закрепление регулирующих доходов бюджетов
и полномочий по формированию доходов
соответствующих бюджетов, а также право
органов государственной власти и органов
местного самоуправления самостоятельно
в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской
Федерации определять направления расходования
средств соответствующих бюджетов. Наконец,
этот принцип означает недопустимость
компенсации за счет бюджетов других уровней
бюджетной системы потерь в доходах и
дополнительных расходов, возникших в
ходе исполнения законов (решений) о бюджете,
за исключением случаев, связанных с изменением
законодательства.
Принцип сбалансированности
бюджета тесно связан с принципом общего
(совокупного) покрытия расходов. Сбалансированность
бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении
бюджета уполномоченные органы должны
исходить из необходимости минимизации
размера дефицита бюджета.
Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов означает, что все расходы
бюджета должны покрываться общей суммой
доходов бюджета и поступлений из источников
финансирования его дефицита. Доходы бюджета
и поступления из источников финансирования
его дефицита не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением доходов
целевых бюджетных фондов, средств целевых
иностранных кредитов, а также в случае
централизации средств из бюджетов других
уровней бюджетной системы Российской
Федерации. Этот принцип имеет важное
следствие, заключающееся в том, что налоги
как важнейший доходный источник бюджета
в принципе не могут быть целевыми, т.е.
предназначенными для совершения определенного
расхода.
Весьма важным для бюджетной
системы является принцип достоверности
бюджета (ст. 37 БК РФ). Он означает, что расчет
доходов и расходов бюджета должен быть
реален и основываться на надежных, показателях
прогноза социально-экономического развития
соответствующей территории.
Самостоятельным принципом
бюджетной системы, характеризующим бюджетное
устройство Российской Федерации, является
принцип эффективности и экономности
использования бюджетных средств (ст.
34 БК РФ). Он означает, что при составлении
и исполнении бюджетов уполномоченные
органы и получатели бюджетных средств
должны исходить из необходимости достижения
заданных результатов с использованием
наименьшего объема средств или достижения
наилучшего результата с использованием
определенного бюджетом объекта средств.
Важное значение в правоприменительной
практике имеет принцип адресности и целевого
характера бюджетных средств. Он означает,
что бюджетные средства выделяются из
бюджета с обозначением направления их
на финансирование конкретных целей (ст.
38).
Утвержденный бюджет и отчет
о его исполнении должен быть опубликован
в открытой печати. Этого требует принцип
гласности бюджета (ст. 36 БК РФ). Кроме того,
в соответствии с этим принципом должна
быть обеспечена открытость для общества
и средств массовой информации процедур
рассмотрения и принятия решений по проектам
бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться
только в составе федерального бюджета.
1.3 Субъекты бюджетной
системы Российской Федерации
В систему органов, обладающих
бюджетными полномочиями, входят финансовые
органы, органы денежно-кредитного регулирования,
органы государственного (муниципального)
финансового контроля. Каждый орган имеет
собственные задачи и действует в пределах,
закрепленных за ним полномочий. Органом
денежно-кредитного регулирования является
Банк России.
Органами государственного
или муниципального финансового контроля
являются:
- счетная палата Российской
Федерации;
- контрольные и финансовые органы
исполнительной власти;
- контрольные органы законодательных
(представительных) органов субъектов
Российской Федерации и представительных
органов местного самоуправления.
Участниками бюджетного процесса
являются:
- Президент Российской Федерации;
- органы законодательной (представительной)
власти;
- органы исполнительной власти
(высшие должностные лица субъектов Российской
Федерации, главы местного самоуправления,
финансовые органы, органы, осуществляющие
сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные
органы);
- органы денежно-кредитного
регулирования;
- органы государственного и
муниципального финансового контроля;
- государственные внебюджетные
фонды;
- главные распорядители и распорядители
бюджетных средств;
- иные органы, на которые законодательством
Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации возложены бюджетные, налоговые
и иные полномочия.
Бюджетное послание Президента
Российской Федерации направляется Федеральному
Собранию Российской Федерации не позднее
марта года, предшествующего очередному
финансовому году.
В Бюджетном послании
Президента Российской Федерации определяется
бюджетная политика Российской Федерации
на очередной финансовый год и плановый
период.
Органы, осуществляющие составление
проектов бюджетов:
- Составление
проектов бюджетов - исключительная прерогатива
Правительства Российской Федерации,
высших исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и местных администраций муниципальных
образований.
- Непосредственное составление проектов
бюджетов осуществляют Министерство финансов
Российской Федерации, финансовые органы
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований.
Порядок и сроки составления проекта
федерального бюджета и проектов бюджетов
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации устанавливаются
Правительством Российской Федерации
с соблюдением требований, установленных
Бюджетным Кодексом РФ.
Согласование
показателей прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации, бюджетных
проектировок на очередной финансовый
год и показателей сводного финансового
баланса Российской Федерации осуществляется
комиссией, создаваемой в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
Внесение Министерством
финансов Российской Федерации проекта
федерального закона о федеральном бюджете
и уполномоченным органом проектов федеральных
законов о бюджетах государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации в Правительство
Российской Федерации осуществляется
не позднее 15 дней до дня внесения проектов
указанных законов в Государственную
Думу.
В законе (решении)
о бюджете должны содержаться основные
характеристики бюджета, к которым относятся
общий объем доходов бюджета, общий объем
расходов, дефицит (профицит) бюджета.
В законе (решении)
о бюджете должны содержаться нормативы
распределения доходов между бюджетами
бюджетной системы Российской Федерации
в случае, если они не установлены бюджетным
законодательством Российской Федерации.
Законом (решением)
о бюджете устанавливаются:
- перечень
главных администраторов доходов бюджета;
- перечень
главных администраторов источников финансирования
дефицита бюджета;
- объем межбюджетных трансфертов, получаемых
из других бюджетов и (или) предоставляемых
другим бюджетам бюджетной системы Российской
Федерации в очередном финансовом году
(очередном финансовом году и плановом
периоде);
- верхний предел государственного (муниципального)
внутреннего долга и (или) государственного
внешнего долга по состоянию на 1 января
года, следующего за очередным финансовым
годом;
- иные
показатели федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации, бюджета субъекта
Российской Федерации и местного бюджета.
Если закон (решение)
о бюджете не вступил в силу с начала финансового
года, то орган, исполняющий этот
бюджет, правомочен осуществлять расходование
бюджетных средств на цели, определенные
законодательством, на продолжение финансирования
инвестиционных объектов, государственных
контрактов, оказание финансовой помощи
бюджетам других уровней бюджетной системы
РФ при условии, что из бюджета на предыдущий
финансовый год на эти цели уже выделялись
средства, но не более одной четвертой
ассигнований предыдущего года в расчете
на квартал (не более одной двенадцатой
- в расчете на месяц);
Правительство
Российской Федерации вносит на рассмотрение
и утверждение в Государственную Думу
проект федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год не
позднее 26 августа текущего года.
Проект федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год и плановый период вносится
в Государственную Думу одновременно
со следующими документами и материалами:
- основными
направлениями бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год;
- прогнозом социально-экономического
развития Российской Федерации на очередной
финансовый год и плановый период;
- оценкой
ожидаемого исполнения федерального бюджета
за текущий финансовый год;
- пояснительной запиской к проекту федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год;
- перечнем публичных нормативных обязательств,
подлежащих исполнению за счет средств
федерального бюджета, и расчетами по
ним на очередной финансовый год и плановый
период;
- отчетами о реализации долгосрочных
целевых программ;
- проектами программ
государственных внутренних и внешних
заимствований Российской Федерации на
очередной финансовый год и плановый период;
- сведениями
о размере и структуре долга иностранных
государств перед Российской Федерацией
по состоянию на конец отчетного финансового
года по видам долговых обязательств и
заемщикам.
Центральный банк
Российской Федерации до 26 августа текущего
года представляет в Государственную
Думу проект основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики
на очередной финансовый год.
Предварительно
указанный проект направляется Президенту
Российской Федерации и в Правительство
Российской Федерации.
Проект федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год в
течение трех дней направляется Советом
Государственной Думы или в период парламентских
каникул Председателем Государственной
Думы в Совет Федерации, другим субъектам
права законодательной инициативы, в комитеты
Государственной Думы для внесения замечаний
и предложений, а также в Счетную палату
Российской Федерации на заключение.
Совет Государственной
Думы направляет проект федерального
закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый год в Комитет по бюджету и
определяет комитеты - соисполнители по
рассмотрению отдельных разделов и подразделов
проекта федерального бюджета.