Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
Бюджетная система представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности страны, её социально-экономического строя, государственного устройства. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Бюджетное устройство Российской Федерации 5
1.1 Сущность бюджета и бюджетной системы 5
1.2 Понятие бюджетного устройства Российской Федерации 8
1.3 Субъекты бюджетной системы Российской Федерации 14
Глава 2. Анализ бюджетного устройства Российской Федерации 21
2.1 Состав бюджетной системы 21
2.2 Межбюджетные отношения 29
2.3 Анализ государственного бюджета Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов 33
Глава 3. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации 41
Заключение 47
Список литературы 55

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования.docx

— 532.19 Кб (Скачать файл)

Федеральный бюджет РФ придерживается социально-ориентированной политики на 2011 год и плановый период 2012  и 2013 годов. Приоритеты бюджетного финансирования остаются прежними. Главной задачей правительства РФ остается модернизация экономики – формирование более современной, эффективной и открытой к новым инвестициям. Но на это требуется расходовать соответствующие бюджетные средства.

Рис. 1. Динамика доходов федерального бюджета

 

На данном графике показано как изменялся уровень доходов федерального бюджета, начиная с 2007 года по 2012 год. Последний раз рост бюджета России был зафиксирован в 2008 году. Бюджет 2009 и 2010 годов был дефицитным, что было связано с мировым финансовым кризисом и снижением цен на нефть.

В 2011 году доходы бюджета составили 11 366,0 млрд. рублей, в том числе налоговые доходы – 5 575,7 млрд. рублей, неналоговые – 5 790,3 млрд. рублей.

Основную часть доходов федерального бюджета в 2011 году заняли доходы от внешнеэкономической деятельности – 41%; 18%  поступлений в бюджет пришлось от налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами; Налоги на товары, реализуемые на территории Российской Федерации составили долю в бюджете – 17,5%; Налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – 13,6%; Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности – 3,3%; Прочие доходы – 6,6%.

 

Рис. 2. Структура доходов федерального бюджета в 2011 году

 

 

Рис. 3. Динамика расходов федерального бюджета

 

По итогам 2011 года профицит бюджета Российской Федерации составил 414 млрд. рублей, что равняется 0,8 процента ВВП.

Основной статьей расходов бюджета в 2011 году стала социальная политика – 28,6%; Расходы на национальную экономику составили 16,4%; Национальная оборона – 13,9%; Национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 11,5%; Общегосударственные вопросы – 7,2%; Прочие расходы – 22,4%.

 

Рис. 4. Структура расходов федерального бюджета в 2011 году

Изначально бюджет 2011 года был сверстан с дефицитом в 3,6 процента ВВП. Профицита удалось добиться благодаря росту цен на нефть. При формировании бюджета России на 2011 год чиновники учитывали стоимость нефти в размере 75 долларов за баррель. По итогам года средняя цена на российскую экспортную нефть марки Urals превысила 110 долларов за баррель.

Рис. 5. Структура доходов за 2011 год

Рис. 6. Структура расходов за 2011 год

Доходы составили 7 641 млрд. руб. с ростом на 17% (+1 106 млрд. руб.).

Поступление налоговых и неналоговых доходов возросло на 17% (+847 млрд. руб.), составив 5 826 млрд. руб.

Поступление налога на прибыль увеличилось на 27% (+408 млрд. руб.) по сравнению с 2010 годом, объем которого составил 1 928 млрд. руб.

Поступление НДФЛ возросло на 11% (+205 млрд. руб.) относительно уровня 2010 года, составив 1 995 млрд. руб.

Поступление акцизов увеличилось на 14% (+45 млрд. руб.) по сравнению с 2010 годом, объем которых достиг 372 млрд. руб.

Поступление налога на имущество организаций выросло на 11% (+46 млрд. руб.) относительно уровня 2010 года, составив 468 млрд. руб.

Доходы от других налогов поступили в сумме 509 млрд. руб. и выросли на 11% (+49 млрд. руб.).

Неналоговые доходы возросли на 21% (+94 млрд. руб.), составив 554 млрд. руб.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступили в объеме 1 643 млрд. руб., с ростом на 18% (+245 млрд. руб.), что составляет 22% доходов.

Расходы профинансированы в объеме 7 676 млрд. руб., с ростом на 16% (+1 042 млрд. руб.).

Расходы на выплату заработной платы составили 2 066 млрд. руб., и возросли на 8% (+147 млрд. руб.). Их доля в общем объеме расходов составила 27% (против 29% в 2010 году).

Расходы инвестиционного характера возросли на 20% (+190 млрд. руб.) и составляют 1 158 млрд. руб., с удельным весом 15% (аналогично 2010 году).

Дефицит региональных бюджетов 35 млрд. рублей (в 2010 году дефицит - 100 млрд. рублей). С дефицитом исполнены бюджеты 57 регионов (против 63 в 2010 году), с суммарным дефицитом 203 млрд. рублей. С профицитом исполнены бюджеты 26 регионов (против 20 в 2010 году), с суммарным профицитом 168 млрд. рублей.

Привлечение кредитов кредитных организаций составило 420 млрд. рублей, погашение - 312 млрд. рублей (в 2010 году - 426 и 395 млрд. рублей соответственно).

Остатки средств бюджетов на 1 января 2012 года составили 488 млрд. рублей и возросли с начала года на 16% (+65 млрд. руб.).

Просроченная кредиторская задолженность на 1 января 2012 года составляет 28 млрд. рублей, с сокращением на 25% с начала года (61 субъект Российской Федерации имеет просроченную кредиторскую задолженность, при этом в 43 регионах она снизилась на общую сумму 11 млрд. рублей, а в 18 возросла на общую сумму 3 млрд. рублей.).

Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда составляет 0,3 млн. рублей и возросла с начала года на 18% (Просроченная кредиторская задолженность по оплате труда присутствует в 2 субъектах Российской Федерации, при этом во всех регионах она возросла).

 

Глава 3. Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации

 

Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

Необходимо ясное понимание последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.

Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.

Исходя из этого, необходимо решение следующих задач:

  1. Необходимо обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает, в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции.  Основная задача – ограничение и последовательное снижение размеров дефицита бюджета. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления. К 2013 году размер дефицита федерального бюджета необходимо сократить не менее чем в два раза по сравнению  с уровнем 2009 года.

В среднесрочной перспективе следует ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.

  1. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.

В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать, в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.

Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований.

Практика занижения при рассмотрении новых инициатив их финансовой оценки с последующим ежегодным увеличением расходов по уже принятым и, казалось бы, тщательно обоснованным решениям является недопустимой.

Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны.

  1. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

Правительство Российской Федерации работает над созданием  комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления.  Эти вопросы нашли отражение в Программе повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу, которой положены программно-целевые принципы деятельности органов, исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

На повышение доступности и качества  государственных и муниципальных услуг нацелены изменения в правовом положении государственных и муниципальных учреждений (соответствующий федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г. с переходным периодом до  1 июля 2012 г.).

Практическая реализация этих решений позволит, наконец, уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы.

Правительство Российской Федерации, региональные и местные администрации обязаны обеспечить планомерное введение новых принципов деятельности государственных и муниципальных учреждений, ее реальную отдачу для граждан.

  1. Разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций.

Нужно начинать работу по постепенному сворачиванию вынужденных антикризисных мер. В период кризиса государство оказало серьезную поддержку многим отраслям экономики и конкретным предприятиям, различные меры этой поддержки продолжают осуществляться и сегодня. Однако государственная поддержка на прежних льготных условиях не может предоставляться длительное время.

Государство не должно подменять собой частный сектор или выбирать за него перспективные направления развития. Учитывая это, предпочтительной формой поддержки должно стать софинансирование тех или иных проектов либо стимулирование видов деятельности, способствующих модернизации, в рамках государственно-частного партнерства.

В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.

Одновременно необходимо разработать и реализовать на практике конкретные механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Проектный подход к реализации модернизационной стратегии должен найти отражение в деятельности инновационного центра «Сколково», в отношении которого необходимо в кратчайшие сроки обеспечить создание особого правового режима осуществления научной, предпринимательской и иной деятельности, максимально облегчающего условия реализации инновационных разработок для участников этого проекта.

В то же время поддержка инноваций не должна ограничиваться осуществлением отдельных проектов. Каждая государственная программа должна соответствовать требованиям к созданию инновационной среды, включая развитие человеческого капитала, формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата.

Необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами,  за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием  бюджетных средств возможно и целесообразно привлечение внебюджетных ресурсов. При этом стоит более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.

Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники.

Информация о работе Бюджетная система РФ и пути ее совершенствования