Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Изучить развитие и становление бюджета государства.
-Определить понятие и функции бюджета.
-Охарактеризовать бюджетное устройство.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА. 4
1.1 Развитие и становление бюджета государства. 4
1.2. Понятие бюджета и его функции. 10
ГЛАВА II. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
2.1 Характеристика бюджетного устройства РФ. 19
2.2 Оценка доходов и расходов федерального бюджета за 2010-2012г.г. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА. 4
1.1 Развитие
и становление бюджета
1.2. Понятие бюджета и его функции. 10
ГЛАВА II. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
2.1 Характеристика бюджетного устройства РФ. 19
2.2 Оценка доходов и расходов федерального бюджета за 2010-2012г.г. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Данная тема является наиболее для нас актуальной, так как бюджет напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Изучить развитие и становление бюджета государства.
-Определить понятие и функции бюджета.
-Охарактеризовать бюджетное устройство.
-Оценить доходы и расходы бюджета.
Объектом курсовой работы является государственный бюджет и его устройство в Российской Федерации.
В качестве исходной информационной базы привлекались теоретические материалы исследования различных авторов, таких как Нещитого А.С., Мысляевой И.Н., Врублевской О.В. и др., учебники и учебные пособия, статистический материал Минфина РФ и Счетной Палаты РФ, бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах, Законы о федеральном бюджете.
Бюджет — центральное звено финансовой системы, в любом государстве он включает одно и то же: налоги, займы, расходы и т.д. Сущность этих категорий не меняется при переходе от одной общественно-экономической формации к другой. Сегодня бюджет необходим каждому государству для удовлетворения общественных потребностей в денежном фонде[6;145].
Но история финансов свидетельствует, что бюджет не был присущ государству на всех стадиях его развития. Долгое время государство вообще не имело бюджета. Однако во всех европейских государствах, и в России в том числе, собирались доходы и производились расходы, т. е. существовала известная, основанная на юридических нормах, система доходов и расходов. Бюджет же появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определенный период [9;149].
Глубокие перемены, произошедшие в конце XVIII — начале XIX столетий в области политики, в социальных отношениях и в сфере экономики, повлекли за собой коренные перемены в государственном порядке.
Одним из общих признаков новых условий государственной жизни было быстрое увеличение государственных бюджетов и долгов. Этот рост вначале казался явлением исключительным.
Финансисты начала XIX в. считали,
что с наступлением спокойных
времен бюджет уменьшиться, но рост бюджетов
к концу XIX в. превзошел все ожидания.
Возник вопрос о необходимости планомерной
деятельности. Средством достижения
такой планомерности стал государственный
бюджет, нашедший свое цифровое выражение
в форме государственной
В России начало становления и развития государственного бюджета было положено в Древней Руси. Дань, собираемая князем с подвластных земель, являлась отражением поступлений доходов бюджета государства. В пользу князя собирались пошлины и штрафы: судебные – виры, дорожные – мыт, пошлина с брака – выводная куница. По мере укрепления власти князя устанавливались места сбора дани и ответственные за ее сбор лица, а сама дань приняла форму подати. С ХIII в. На Руси сложилась система посошного обложения. Единицей обложения была соха, двор, тягло. В период монголо-татарского ига в пользу ордынских ханов собирался налог «ордынский выход». В ХV в. с образованием Русского централизованного государства посошная подать собиралась в пользу Московского князя. Доходами казны были также таможенный, соляной, кабацкий и другие сборы.
В ХV в. в России сложилась двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые формировались за счет княжеских (т.е. государственных) налогов и местных сборов.
В XVI в. сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы – чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская, Устюжская. В первой четверти XVII в. на содержание стрельцов вводится стрелецкая подать. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения, кроме того, взимались оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др. С народов Поволжья, Урала, Сибири собирался ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением в середине XVI в. винных откупов.
Первый в России бюджет – смета государственных, доходов и расходов – был составлен в 1645 г. В городах составлялись городовые сметы доходов и расходов. Эта система действовала до петровских реформ[17].
В 1719-1721 гг. были реформированы высшие государственные органы управления, сложная и запутанная система приказов была заменена коллегиями. Половина коллегий имели финансово-экономический характер. Для наблюдения за исполнением смет по доходам и расходам и контроля за финансовой системой в целом была создана Ревизион-коллегия.
Появление постоянной армии и создание военного флота, во времена правления Петра I, требовали новых государственных расходов. Военные расходы стали основной статьей расходов бюджета. Доходы казны не покрывали быстрорастущие расходы на развитие мануфактур, государственного аппарата, строительство городов, что вело к появлению бесконечных перечням вновь введенных налогов: мельничный, пчелиный, погребной, банный, трубный, шапочный, сапожный, с бороды, точения ножей и т. д.
После проведения переписи населения в 1722 г. подворный налог заменяется подушной податью, которая взималась с лиц мужского пола (кроме дворянства, духовенства и чиновничества). Подушная подать была одним из главных источников доходов государственного бюджета. В 1796 г. на ее долю приходилось около 34% всех доходов[7;42].
Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьянство, несло мирские повинности, которые имели натуральную и денежную формы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Они взимались по раскладке среди населения. В 1851–1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Кочевые народы с 1824 г. платили кибиточную подать.
В России первая роспись
государственных доходов и
Реформы 60-х годов XIX в. внесли
некоторые изменения в
Менялся и аппарат управления государственным и местными бюджетами. С созданием в 1802 г. функциональных министерств (Министерство внутренних дел, Министерство финансов и др.) на местах организуются подведомственные им государственные учреждения, то есть вертикальная система учреждений государственного управления. Например, территориальными органами Министерства финансов были на губернском уровне казенные палаты, на уездном – казначейства.
Казенные палаты раскладывали на население налоги, вели учет поступления налогов и расходов. Казначейства принимали и хранили средства, поступающие в казну в виде налогов, выдавали денежные средства на финансирование мероприятий, осуществляемых на местах. С 1817 г. они ведали казенными магазинами, торговавшими алкогольной продукцией, контролировали винокуренные заводы. В свою очередь за деятельностью казенных палат и казначейств наблюдали губернаторы.
В 1864 г. вышло «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в соответствии с которым в России были созданы органы местного самоуправления – земства. Представительным (распорядительным) органом земств были земские и уездные собрания. Членами этих органов были гласные (депутаты), избираемые по трем куриям (уездных землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских общин). Гласные собирались раз в год на сессию, на которой рассматривались хозяйственные и финансовые вопросы деятельности земств, утверждались сметы доходов и расходов земств и отчет о деятельности исполнительных органов земств. Исполнительным органом земств были губернские уездные управы, избираемые на три года. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел, а уездных – губернаторами.
Земства ведали местными хозяйственными делами, местными дорогами, организацией школьного образования и медицинского обслуживания населения.
Финансовыми средствами для выполнения возложенных на земства функций были земские бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших до этого и переданных земствам земских повинностей и сборов.
Земские повинности взимались независимо от уровня зажиточности плательщика и предназначались для финансирования целевых расходов, например, на содержание школ, больниц, пожарной охраны, полиции и др. Земские повинности устанавливались либо государством, либо губернскими и уездными земствами.
Другим источником земских бюджетов были земские сборы, которые взимались с земель и другого недвижимого имущества, с промысловых патентов, покупаемых за право заниматься каким-либо промыслом. Земские сборы составляли более 60% доходов земских бюджетов.
Крупным источником земских бюджетов (до 25% общих доходов) были пособия из государственного бюджета.
Земские бюджеты включали обязательные и необязательные расходы. Обязательные расходы были приоритетны и предназначались для финансирования содержания органов местного управления, тюрем, мировых судей, дорожного хозяйства и др. К необязательным расходам относились расходы на здравоохранение, содержание школ и др.
В волостях были волостные бюджеты, формировавшиеся за счет так называемых мирских доходов, в том числе волостных и сельских сборов, доходов от принадлежащего сельским обществам имущества, от сдачи в аренду мирских земель и др.
Городские бюджеты формировались за счет доходов от городских предприятий (боен, бань, водопроводов и др.), сдачи в аренду земельных участков, сборов с недвижимого имущества городских жителей, сборов с владельцев лошадей, конских экипажей и др.
Местные бюджеты не входили в состав государственного бюджета России. Таким образом, в России до революции действовала двухзвенная бюджетная система унитарного государства[14;57].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определенный период.
В России начало становления и развития государственного бюджета было положено в Древней Руси. Дань, собираемая князем с подвластных земель, являлась отражением поступлений доходов бюджета государства. Однако так такового бюджета еще не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы.
Порядок становления «государственной росписи» или «сметы доходов и расходов» в России ведет свое начало с 1863 г. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядителем бюджета стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться «роспись доходов и расходов» [7;45].
Центральное место в системе государственных финансов занимают государственный бюджет и бюджеты муниципальных образований.