Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Изучить развитие и становление бюджета государства.
-Определить понятие и функции бюджета.
-Охарактеризовать бюджетное устройство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА. 4
1.1 Развитие и становление бюджета государства. 4
1.2. Понятие бюджета и его функции. 10
ГЛАВА II. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
2.1 Характеристика бюджетного устройства РФ. 19
2.2 Оценка доходов и расходов федерального бюджета за 2010-2012г.г. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Файлы: 1 файл

курсовая рабрта по финансам.docx

— 113.02 Кб (Скачать файл)

-установление норматива зачисления в доходы федерального бюджета поступлений акцизов на нефтепродукты в целях формирования целевого бюджетного дорожного фонда на федеральном уровне (2011 год – 30 %);

-отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири: Ванкорское месторождение - с 2011 года;

-установление ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные изнефти, в размере 56 % ставки пошлины на нефть в 2011 году;

-увеличение ставки вывозной таможенной пошлины на никель с 5 % до уровня в соответствии со шкалой ставок;

-установление ставки вывозной таможенной пошлины на медь в размере 10 %[15].

В 2010-2012 годах не сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами. Если в 2010 году наблюдается дефицит в размере 4% к ВВП, то в 2011 – профицит в размере 246,3 млрд.руб. Такая тенденция связана с увеличением доходов в 2011 на 37% по сравнению с 2010 годом, где не малую роль сыграло влияние факторов, связанных с изменением величины макроэкономических показателей (увеличение цены на нефть марки «Юралс» и на газ природный, объема ВВП, экспорта и импорта, изменение курса доллара США по отношению к рублю и другие), были учтены изменения налогового и таможенного законодательства, повышение собираемости НДС, налога на прибыль организаций и НДПИ, изменение структуры налоговой базы по НДС и налогу на прибыль организаций.

По отчету и  результатам проверки Счетной палаты, доходы федерального бюджета в 2011 году  составили 11 367 652,6 млн. рублей, что на  246 294,0 млн. рублей, или на 2,2 %, больше прогнозируемого объема доходов.

Налоговые доходы составили  5 985 160,0 млн. рублей, или 100,6 % суммы, рассчитанной исходя из показателей  уточненного прогноза к Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями), неналоговые доходы – 5 352 838,2 млн. рублей, или  104,2 %, безвозмездные поступления  – 29 021,9 млн. рублей, или  83,9 %, целевые  отчисления от государственных и  муниципальных лотерей – 632,5 млн. рублей,  или 134,6%[3].

Доходы федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличились на 3 062 238,2 млн. рублей, или на 36,9 %, и по отношению  к объему ВВП (54 585 600,0 млн. рублей) в 2011 году составили 20,8 %, что на 2,4 процентного пункта выше уровня 2010 года (18,4 %).

Данные о доходах  федерального бюджета, поступивших  в 2010 и 2011 годах, представлены в следующей таблице(приложение 1).

Более благоприятная  макроэкономическая ситуация, изменение  законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах, таможенного  законодательства, совершенствование налогового и таможенного администрирования оказали положительное влияние на уровень исполнения доходов федерального бюджета по сравнению с 2010 годом.

Динамика общего объема доходов федерального бюджета, нефтегазовых и ненефтегазовых доходов  в 2007 - 2011 годах характеризуется данными следующей диаграммы (рис. 3).

Рис. 3 Динамика поступлений доходов федерального бюджета 2008-2011 годах

Анализ приведенных  данных показывает, что в 2011 году доходы федерального бюджета в номинальном выражении превысили уровень докризисного 2008 года на 22,6 %, нефтегазовые доходы – на 28,5 %, ненефтегазовые доходы – на 17,2 %.

Несмотря на меры по увеличению доходов федерального бюджета (в  том числе по совершенствованию  налогообложения газовой отрасли  и индексации ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию) объем  доходов федерального бюджета в  реальном выражении в 2010-2012 годах не достигает уровня доходов докризисного 2008 года, в том время как по расходам он будет существенно выше. Данные представлены в следующей таблице.

Таблица 2.2.2

Темпы роста доходов  и расходов федерального бюджета

в реальном выражении  к уровню 2008 г., %

 

2008

2009

2010

2011

2012

Доходы в реальном выражении,  в % к 2008 году

100,0

72,7

75,6

95,1

95,0

Расходы в реальном выражении, в % к 2008 году

100,0

117,3

112,9

116,5

125,1


Продолжение

Продолжение таблицы 2.2.2

 

2008

2009

2010

2011

2012

Расходы в реальном выражении (без учета компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов), в % к 2008 году

100,0

117,3

113,7

117,1

123,3


Снижение соотношения  объема доходов федерального бюджета  и ВВП, начавшееся в 2008 году, продолжалось до 2010 года  (с 23,3 % в 2008 году до 18,4 % в 2010 году) и было обусловлено снижением  цены на нефть марки «Юралс» (с 94,4 доллара США за баррель в 2008 году до 61,1 доллара США за баррель в 2009 году и 78,2 доллара США за баррель в 2010 году) и объемов импорта, а также изменением налогового законодательства. В 2011 году указанное соотношение увеличилось до 20,8 %, что обусловлено ростом цены на нефть марки «Юралс» до 109,3 доллара США за баррель и экспортной цены на газ природный (на 39,8 %),  ростом  объемов экспорта газа природного (в 1,6 раза), объемов ВВП и импорта и изменением налогового и бюджетного законодательства, однако не достигло уровня докризисного 2008 года.

Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания  вывозных таможенных пошлин на 136 462,9 млн. рублей, или на 3,8 %, в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на 121012,8 млн. рублей, что в целом обусловлено увеличением цены на нефть марки «Юралс» по сравнению с показателем, учтенным при формировании уточненного прогноза.

Расходы федерального бюджета в 2011 году составили 11 121,3 млрд. руб, что на 8% превышает расходы в 2010 году(10 256,40 млрд.руб) и меньше на 12%, чем в прогнозируемом 2012 году (12656,40 млрд.руб)

Объемы и структура  расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2010-2012 годах представлены в следующей таблице.

 

Таблица 2.2.3

млрд.руб

Объем и структура расходов федерального бюджета за 2010-2012 г.г.

Наименование  раздела классификации расходов федерального бюджета 

2010 год

%

2011 год

%

2012 год(проект)

%

ВСЕГО

10 256,40

100

11 121,3

100

12 656,40

100

в том числе:

           

Общегосударственные вопросы

1 028,30

 10,0

847,9

7,6

832,9

6,6

Национальная  оборона

1 278,00

12,5

1 521,90

13,6

1 853,30

14,6

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

1 088,70

10,6

1 245,50

11,1

1 822,00

14,4

Национальная  экономика

1 462,60

14,3

1 926,90

17,2

1 797,20

14,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

209,6

2,0

274,3

2,4

136

1,1

Охрана окружающей среды

12,8

0,1

17,7

0,2

21,7

0,2

Образование

409,7

4,0

551,9

4,9

603,5

4,8

Культура,  кинематография, средства массовой информации

126,1

1,2

147,1

1,3

159,7

1,3

Здравоохранение, физическая культура и спорт

353,1

3,4

513,3

4,6

591,9

4,7

Социальная политика

342,7

3,3

3 205,50

28,6

3 895,90

30,8

Обслуживание  государственного и муниципального долга

   

266,60

3,1

388,4

3,1

Межбюджетные  трансферты

3 944,90

38,5

602,7

5,4

553,9

4,4


Наибольшее увеличение расходов федерального бюджета в 2010 году произведено по разделам классификации расходов «Межбюджетные трансферты» 38,5%, которые направлены на покрытие дефицитов региональных и муниципальных бюджетов. В 2011 году и по плану в 2012 году наибольшее увеличение расходов произведено по разделам классификации расходов «Социальная политика» в сумме на 2862,8 млрд. руб. больше чем в 2010, которые направлены на покрытие дефицитов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»,  а также «Национальная экономика»  в сумме 1 926 873,7 млн. руб.,  которые направлены на  предоставление субсидий государственным корпорациям, уплату взносов Российской Федерации в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Основные изменения  структуры расходов федерального бюджета связаны с отражением в 2011 году расходов на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов в разделах «Социальная политика» и «Здравоохранение»,  а также субсидий и субвенций по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, которые в 2010 году отражались по разделу «Межбюджетные трансферты». В блоке национальной экономики и инфраструктуры изменения связаны в основном  с увеличением расходов федерального бюджета на предоставление субсидий государственным корпорациям, а также на осуществление взносов Российской Федерации в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Таким образом  по данному параграфу можно сделать  следующий вывод:

Доходы государственного бюджета состоят из налоговых  и неналоговых доходов. Кроме  того, перераспределение национального  дохода в пользу государства, составляющее смысл образования фонда денежных средств – бюджета, может быть осуществлено при помощи займов и  денежной эмиссии.

Расходы бюджета – затраты, которые возникают в связи  с выполнением государством своих  функций. Они могут осуществляться по следующим основным направлениям: военные расходы, ассигнования в  экономику, содержание государственного аппарата управления, социальные цели и т.д.

В 2010-2012 годах  сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над  доходами, за исключением 2011 года, профицит составил около 0,5% ВВП. Дефицит федерального бюджета в 2010 году составил около 4% ВВП, что на 2,5 % больше, чем планируется в 2012 году.

На формирование доходной части федерального бюджета  в 2011 году повлиял рост  объемов экспорта газа природного (в 1,6 раза), объемов ВВП и импорта и изменение налогового и бюджетного законодательства РФ.

Также можно отметить, что в 2010-2012 годах наблюдается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах наблюдается рост доходов в среднем на 2% в год.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определенный период.

В России начало становления  и развития государственного бюджета  было положено в Древней Руси. Дань, собираемая князем с подвластных земель, являлась отражением поступлений доходов бюджета государства. Однако так такового бюджета еще не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы.

Порядок становления «государственной росписи» или «сметы доходов и расходов» ведет свое начало с 1863 г. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядителем бюджета стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться «роспись доходов и расходов».

Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

Бюджетное устройство –  это организация и принципы построения бюджетной системы, т.е. совокупности бюджетов всех уровней. Надо отметить, что бюджетное устройство страны зависит от ее государственного устройства. Так, Россия – федеративное государство, поэтому ее бюджетная система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного.

Основными звеньями бюджетной системы  РФ являются: федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды.

При этом в качестве основы бюджетного устройства в России выступают  принципы: единства бюджетной системы  РФ; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  РФ; самостоятельности бюджетов; полноты  отражения доходов и расходов бюджета; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности  использования бюджетных средств; совокупного покрытия расходов бюджета; гласности; достоверности бюджета; адресного и целевого характера  бюджетных средств и т.д.

Информация о работе Бюджетная система РФ