Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Изучить развитие и становление бюджета государства.
-Определить понятие и функции бюджета.
-Охарактеризовать бюджетное устройство.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА. 4
1.1 Развитие и становление бюджета государства. 4
1.2. Понятие бюджета и его функции. 10
ГЛАВА II. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
2.1 Характеристика бюджетного устройства РФ. 19
2.2 Оценка доходов и расходов федерального бюджета за 2010-2012г.г. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
-установление норматива зачисления в доходы федерального бюджета поступлений акцизов на нефтепродукты в целях формирования целевого бюджетного дорожного фонда на федеральном уровне (2011 год – 30 %);
-отмена пониженной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири: Ванкорское месторождение - с 2011 года;
-установление ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные изнефти, в размере 56 % ставки пошлины на нефть в 2011 году;
-увеличение ставки вывозной таможенной пошлины на никель с 5 % до уровня в соответствии со шкалой ставок;
-установление ставки вывозной таможенной пошлины на медь в размере 10 %[15].
В 2010-2012 годах не сохраняется тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами. Если в 2010 году наблюдается дефицит в размере 4% к ВВП, то в 2011 – профицит в размере 246,3 млрд.руб. Такая тенденция связана с увеличением доходов в 2011 на 37% по сравнению с 2010 годом, где не малую роль сыграло влияние факторов, связанных с изменением величины макроэкономических показателей (увеличение цены на нефть марки «Юралс» и на газ природный, объема ВВП, экспорта и импорта, изменение курса доллара США по отношению к рублю и другие), были учтены изменения налогового и таможенного законодательства, повышение собираемости НДС, налога на прибыль организаций и НДПИ, изменение структуры налоговой базы по НДС и налогу на прибыль организаций.
По отчету и результатам проверки Счетной палаты, доходы федерального бюджета в 2011 году составили 11 367 652,6 млн. рублей, что на 246 294,0 млн. рублей, или на 2,2 %, больше прогнозируемого объема доходов.
Налоговые доходы составили 5 985 160,0 млн. рублей, или 100,6 % суммы, рассчитанной исходя из показателей уточненного прогноза к Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями), неналоговые доходы – 5 352 838,2 млн. рублей, или 104,2 %, безвозмездные поступления – 29 021,9 млн. рублей, или 83,9 %, целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей – 632,5 млн. рублей, или 134,6%[3].
Доходы федерального бюджета в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличились на 3 062 238,2 млн. рублей, или на 36,9 %, и по отношению к объему ВВП (54 585 600,0 млн. рублей) в 2011 году составили 20,8 %, что на 2,4 процентного пункта выше уровня 2010 года (18,4 %).
Данные о доходах федерального бюджета, поступивших в 2010 и 2011 годах, представлены в следующей таблице(приложение 1).
Более благоприятная макроэкономическая ситуация, изменение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, таможенного законодательства, совершенствование налогового и таможенного администрирования оказали положительное влияние на уровень исполнения доходов федерального бюджета по сравнению с 2010 годом.
Динамика общего объема доходов федерального бюджета, нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в 2007 - 2011 годах характеризуется данными следующей диаграммы (рис. 3).
Рис. 3 Динамика поступлений доходов федерального бюджета 2008-2011 годах
Анализ приведенных данных показывает, что в 2011 году доходы федерального бюджета в номинальном выражении превысили уровень докризисного 2008 года на 22,6 %, нефтегазовые доходы – на 28,5 %, ненефтегазовые доходы – на 17,2 %.
Несмотря на меры по увеличению
доходов федерального бюджета (в
том числе по совершенствованию
налогообложения газовой
Таблица 2.2.2
Темпы роста доходов и расходов федерального бюджета
в реальном выражении к уровню 2008 г., %
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Доходы в реальном выражении, в % к 2008 году |
100,0 |
72,7 |
75,6 |
95,1 |
95,0 |
Расходы в реальном выражении, в % к 2008 году |
100,0 |
117,3 |
112,9 |
116,5 |
125,1 |
Продолжение
Продолжение таблицы 2.2.2
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Расходы в реальном выражении
(без учета компенсации |
100,0 |
117,3 |
113,7 |
117,1 |
123,3 |
Снижение соотношения объема доходов федерального бюджета и ВВП, начавшееся в 2008 году, продолжалось до 2010 года (с 23,3 % в 2008 году до 18,4 % в 2010 году) и было обусловлено снижением цены на нефть марки «Юралс» (с 94,4 доллара США за баррель в 2008 году до 61,1 доллара США за баррель в 2009 году и 78,2 доллара США за баррель в 2010 году) и объемов импорта, а также изменением налогового законодательства. В 2011 году указанное соотношение увеличилось до 20,8 %, что обусловлено ростом цены на нефть марки «Юралс» до 109,3 доллара США за баррель и экспортной цены на газ природный (на 39,8 %), ростом объемов экспорта газа природного (в 1,6 раза), объемов ВВП и импорта и изменением налогового и бюджетного законодательства, однако не достигло уровня докризисного 2008 года.
Наиболее существенное увеличение поступлений неналоговых доходов в федеральный бюджет осуществлено по доходам от взимания вывозных таможенных пошлин на 136 462,9 млн. рублей, или на 3,8 %, в основном за счет вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на 121012,8 млн. рублей, что в целом обусловлено увеличением цены на нефть марки «Юралс» по сравнению с показателем, учтенным при формировании уточненного прогноза.
Расходы федерального бюджета в 2011 году составили 11 121,3 млрд. руб, что на 8% превышает расходы в 2010 году(10 256,40 млрд.руб) и меньше на 12%, чем в прогнозируемом 2012 году (12656,40 млрд.руб)
Объемы и структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2010-2012 годах представлены в следующей таблице.
Таблица 2.2.3
млрд.руб
Объем и структура расходов федерального бюджета за 2010-2012 г.г.
Наименование раздела классификации расходов федерального бюджета |
2010 год |
% |
2011 год |
% |
2012 год(проект) |
% |
ВСЕГО |
10 256,40 |
100 |
11 121,3 |
100 |
12 656,40 |
100 |
в том числе: |
||||||
Общегосударственные вопросы |
1 028,30 |
10,0 |
847,9 |
7,6 |
832,9 |
6,6 |
Национальная оборона |
1 278,00 |
12,5 |
1 521,90 |
13,6 |
1 853,30 |
14,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 088,70 |
10,6 |
1 245,50 |
11,1 |
1 822,00 |
14,4 |
Национальная экономика |
1 462,60 |
14,3 |
1 926,90 |
17,2 |
1 797,20 |
14,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
209,6 |
2,0 |
274,3 |
2,4 |
136 |
1,1 |
Охрана окружающей среды |
12,8 |
0,1 |
17,7 |
0,2 |
21,7 |
0,2 |
Образование |
409,7 |
4,0 |
551,9 |
4,9 |
603,5 |
4,8 |
Культура, кинематография, средства массовой информации |
126,1 |
1,2 |
147,1 |
1,3 |
159,7 |
1,3 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт |
353,1 |
3,4 |
513,3 |
4,6 |
591,9 |
4,7 |
Социальная политика |
342,7 |
3,3 |
3 205,50 |
28,6 |
3 895,90 |
30,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
266,60 |
3,1 |
388,4 |
3,1 | ||
Межбюджетные трансферты |
3 944,90 |
38,5 |
602,7 |
5,4 |
553,9 |
4,4 |
Наибольшее увеличение расходов федерального бюджета в 2010 году произведено по разделам классификации расходов «Межбюджетные трансферты» 38,5%, которые направлены на покрытие дефицитов региональных и муниципальных бюджетов. В 2011 году и по плану в 2012 году наибольшее увеличение расходов произведено по разделам классификации расходов «Социальная политика» в сумме на 2862,8 млрд. руб. больше чем в 2010, которые направлены на покрытие дефицитов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также «Национальная экономика» в сумме 1 926 873,7 млн. руб., которые направлены на предоставление субсидий государственным корпорациям, уплату взносов Российской Федерации в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Основные изменения структуры расходов федерального бюджета связаны с отражением в 2011 году расходов на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов в разделах «Социальная политика» и «Здравоохранение», а также субсидий и субвенций по соответствующим разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, которые в 2010 году отражались по разделу «Межбюджетные трансферты». В блоке национальной экономики и инфраструктуры изменения связаны в основном с увеличением расходов федерального бюджета на предоставление субсидий государственным корпорациям, а также на осуществление взносов Российской Федерации в уставные капиталы открытых акционерных обществ.
Таким образом
по данному параграфу можно
Доходы государственного
бюджета состоят из налоговых
и неналоговых доходов. Кроме
того, перераспределение
Расходы бюджета – затраты, которые возникают в связи с выполнением государством своих функций. Они могут осуществляться по следующим основным направлениям: военные расходы, ассигнования в экономику, содержание государственного аппарата управления, социальные цели и т.д.
В 2010-2012 годах
сохраняется тенденция
На формирование доходной части федерального бюджета в 2011 году повлиял рост объемов экспорта газа природного (в 1,6 раза), объемов ВВП и импорта и изменение налогового и бюджетного законодательства РФ.
Также можно отметить, что в 2010-2012 годах наблюдается снижение доходов федерального бюджета с 17,1% к ВВП в 2009 году до 15,7% в 2010 и 2011 годах, с дальнейшим снижением в 2012 году до 15,5% к ВВП. В номинальном выражении в 2010-2012 годах наблюдается рост доходов в среднем на 2% в год.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что бюджет появился тогда, когда государство в свою финансовую деятельность ввело плановое начало — стало составлять смету доходов и расходов на определенный период.
В России начало становления и развития государственного бюджета было положено в Древней Руси. Дань, собираемая князем с подвластных земель, являлась отражением поступлений доходов бюджета государства. Однако так такового бюджета еще не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы.
Порядок становления «государственной росписи» или «сметы доходов и расходов» ведет свое начало с 1863 г. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. Единственным распорядителем бюджета стал министр финансов. Для всеобщего сведения стала публиковаться «роспись доходов и расходов».
Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, т.е. совокупности бюджетов всех уровней. Надо отметить, что бюджетное устройство страны зависит от ее государственного устройства. Так, Россия – федеративное государство, поэтому ее бюджетная система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного.
При этом в качестве основы
бюджетного устройства в России выступают
принципы: единства бюджетной системы
РФ; разграничения доходов и