Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Изучить развитие и становление бюджета государства.
-Определить понятие и функции бюджета.
-Охарактеризовать бюджетное устройство.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА. 4
1.1 Развитие и становление бюджета государства. 4
1.2. Понятие бюджета и его функции. 10
ГЛАВА II. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
2.1 Характеристика бюджетного устройства РФ. 19
2.2 Оценка доходов и расходов федерального бюджета за 2010-2012г.г. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Доходы и расходы
Бюджеты федеральных внебюджетных
фондов вносятся на рассмотрение и
утверждение Государственной
Поступление доходов в государственные внебюджетные фонды обеспечивают органы исполнительной власти, на которые возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.
Статьи расходов государственных внебюджетных фондов устанавливаются в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.
Отчет об исполнении бюджета
федерального государственного внебюджетного
фонда составляется органом управления
фонда и представляется Правительством
РФ на рассмотрение и утверждение
Государственной Думой и
Отчет об исполнении бюджета
территориального государственного внебюджетного
фонда составляется органом управления
фонда и предоставляется
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
1) Принцип единства бюджетной
системы означает единство
2) Принцип разграничения
доходов и расходов между
3) Принцип самостоятельности бюджетов означает:
4) Принцип полноты учета
бюджетных доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов: все доходы
и расходы бюджетов, внебюджетных
фондов и иные определенные
законом обязательные
5) Принцип сбалансированности
бюджета: объем
6) Принцип эффективности
и экономности использования
бюджетных средств: при
7) Принцип общего (совокупного)
покрытия расходов: все расходы
бюджета должны покрываться
8) Принцип гласности:
9) Принцип достоверности
бюджета: надежность
10) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
11) Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
12) Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
13) Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации[2, гл.5].
Таким образом можно сделать следующий вывод:
Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы, т.е. совокупности бюджетов всех уровней. Надо отметить, что бюджетное устройство страны зависит от ее государственного устройства. Так, Россия – федеративное государство, поэтому ее бюджетная система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного.
При этом в качестве основы
бюджетного устройства в России выступают
принципы: единства бюджетной системы
РФ; разграничения доходов и
Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ были утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: доходы - 6 950,0 млрд. рублей, или 16,1 % ВВП, расходы - 9 886,9 млрд. рублей, или 22,9% ВВП, дефицит - 2 936,9 млрд. рублей, или 6,8 % ВВП[15].
Однако на деле эти показатели неоднократно менялись. Доходы федерального бюджета в 2010 году составили 8 305,4 млрд. рублей, что на 430,4 млрд. рублей, или на 5,5 %, больше показателя, установленного Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями), расходы – 10 117,4 млрд. рублей, что на 139,0 млрд. рублей, или на 1,4 %, меньше законодательно установленного показателя.
Доходы федерального бюджета в 2011 году составили 11 367,65 млрд. рублей, что на 246,3 млрд. рублей, или на 2,2 %, больше показателя, установленного Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями), расходы – 10 925,6 млрд. рублей, что на 195,8 млрд. рублей, или на 1,8 %, меньше законодательно установленного показателя. Профицит федерального бюджета составил 246,30 млрд. рублей, при утвержденном бюджете без дефицита и профицита.
Изменения ВВП и основных характеристик федерального бюджета на 2010-2012 года сформированы на основе заключения Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2010,2011 года, а также на основании бюджетной политики на плановый 2012 год. Данные представлены в следующей таблице.
Таблица 2.2.1
Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2011 года и плановый период 2012 год, млрд. руб.
Показатели |
Федеральный бюджет на 2010 г. |
Федеральный бюджет на 2011 г. |
План федерального бюджета на 2012 г. |
ВВП |
44 939,20 |
54 585,60 |
58 683,00 |
Доходы |
8 305,40 |
11 367,70 |
11 779,90 |
В % к ВВП |
18% |
21% |
20% |
Расходы |
10256,4 |
11121,40 |
12 656,40 |
В % к ВВП |
23% |
20% |
22% |
Профицит |
246,30 |
||
В % к ВВП |
0,5% |
||
Дефицит |
-1 951,00 |
-876,50 | |
В % к ВВП |
-4% |
-1% |
В 2010-2011 годах наблюдеется рост доходов федерального бюджета с 18% к ВВП в 2010 году до 21% в 2011 году. Однако в 2012 году планируется снижение доходов до 20% к ВВП. В номинальном выражении в 2011году по сравнению с 2010 годом прирост доходов составляет 37%. В 2012 году планируется прирост доходов на 4%.
На формирование доходной части федерального бюджета в 2011 году повлияли следующие изменения налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации:
-индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам (на спирт этиловый из всех видов сырья, на табачную продукцию, на автомобили легковые и мотоциклы);
-установление нулевой ставки акциза на спирт этиловый из пищевого сырья при отгрузке его производителям алкогольной, спиртосодержащей, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств;
-индексация ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный (с 1 января 2011 года на 61 %);
-индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами: в 2011 году - в 1,25 раза к ставкам 2005 года (по водному налогу) и к ставкам 2007 года (по плате за пользование водными объектами);
-установление государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием и государственной аккредитацией образовательных учреждений и научных организаций;