Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Изучить развитие и становление бюджета государства.
-Определить понятие и функции бюджета.
-Охарактеризовать бюджетное устройство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА. 4
1.1 Развитие и становление бюджета государства. 4
1.2. Понятие бюджета и его функции. 10
ГЛАВА II. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
2.1 Характеристика бюджетного устройства РФ. 19
2.2 Оценка доходов и расходов федерального бюджета за 2010-2012г.г. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Файлы: 1 файл

курсовая рабрта по финансам.docx

— 113.02 Кб (Скачать файл)

Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его  бюджет, предназначенный для финансового  обеспечения выполняемых задач  и функций. Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  их органами управления и предоставляются  в органы исполнительной власти, которые  передают их на рассмотрение законодательных  органов власти. Они предоставляются  одновременно с проектами соответствующих  бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты федеральных внебюджетных фондов вносятся на рассмотрение и  утверждение Государственной Думы и Совета Федерации. Они принимаются  в форме федеральных законов  одновременно с принятием закона о федеральном бюджете. Бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов вносятся на рассмотрение законодательных органов власти субъектов РФ и принимаются в форме законов субъектов РФ одновременно с законами о бюджете на очередной финансовый год[8;484].

Поступление доходов в  государственные внебюджетные фонды  обеспечивают органы исполнительной власти, на которые возложены функции  сбора налогов в федеральный бюджет.

Статьи расходов государственных  внебюджетных фондов устанавливаются  в строгом соответствии с их социальным назначением и утвержденными законами.

Отчет об исполнении бюджета  федерального государственного внебюджетного  фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение  Государственной Думой и Советом  Федерации в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета  территориального государственного внебюджетного  фонда составляется органом управления фонда и предоставляется органом  исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение соответствующему законодательному органу в форме закона субъекта РФ.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов возложен на органы, обеспечивающие контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной  системы Российской Федерации:

1) Принцип единства бюджетной  системы означает единство правовой  базы, денежной системы, форм бюджетной  документации, единство принципов  бюджетного процесса, санкций за  нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования  расходов бюджета, единый порядок  финансирования расходов бюджетов  всех уровней бюджетной системы,  ведения бухгалтерского учета  средств федерального бюджета,  бюджетов субъектов РФ, местных  бюджетов.

2) Принцип разграничения  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы означает закрепление  соответствующих видов доходов  и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ, ее субъектов, органами  местного самоуправления.

3) Принцип самостоятельности  бюджетов означает:

  • право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
  • законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; 
  • недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; 
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

4) Принцип полноты учета  бюджетных доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов: все доходы  и расходы бюджетов, внебюджетных  фондов и иные определенные  законом обязательные поступления  подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов  в обязательном порядке и в  полном объеме. Все государственные  и муниципальные расходы подлежат  финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе РФ.

5) Принцип сбалансированности  бюджета: объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита. При  составлении, утверждении и исполнении  бюджета уполномоченные органы  должны исходить из необходимости  минимизации размеров дефицита  бюджета.

6) Принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств: при составлении  и исполнении бюджетов уполномоченные  органы и получатели бюджетных  средств должны исходить из  необходимости достижения заданных  результатов с использованием  наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата  с использованием определенного  бюджетом объема средств.

7) Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов: все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита. Доходы и поступления  не могут увязываться с определенными  расходами бюджета за исключением  целевых бюджетных фондов, а также  в случае централизации средств  из бюджетов другого уровня.

8) Принцип гласности: обязательное  опубликование в открытой печати  утвержденных бюджетов, отчетов  об их исполнении, полноту информации  о ходе исполнения бюджетов, доступность  иных сведений; обязательную открытость  для общества и СМИ процедур  рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов.

9) Принцип достоверности  бюджета: надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

10) Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств: бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

11) Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

12) Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

13) Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации[2, гл.5].

Таким образом можно сделать следующий вывод:

Бюджетное устройство –  это организация и принципы построения бюджетной системы, т.е. совокупности бюджетов всех уровней. Надо отметить, что бюджетное устройство страны зависит от ее государственного устройства. Так, Россия – федеративное государство, поэтому ее бюджетная система  состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного.

Основными звеньями бюджетной системы  РФ являются: федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды.

При этом в качестве основы бюджетного устройства в России выступают  принципы: единства бюджетной системы  РФ; разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  РФ; самостоятельности бюджетов; полноты  отражения доходов и расходов бюджета; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности  использования бюджетных средств; совокупного покрытия расходов бюджета; гласности; достоверности бюджета; адресного и целевого характера  бюджетных средств и т.д.

2.2 Оценка доходов и расходов федерального бюджета за 2010-2012г.г.

Федеральным законом от 2 декабря  2009 г. № 308-ФЗ были утверждены основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов: доходы - 6 950,0 млрд. рублей, или 16,1  % ВВП, расходы - 9 886,9 млрд. рублей, или 22,9% ВВП, дефицит - 2 936,9  млрд. рублей, или 6,8 % ВВП[15].

Однако на деле эти показатели неоднократно менялись. Доходы федерального бюджета в 2010  году составили 8 305,4 млрд. рублей, что на 430,4 млрд. рублей, или на  5,5 %, больше показателя, установленного Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями), расходы – 10 117,4 млрд. рублей, что на 139,0  млрд. рублей, или на 1,4 %, меньше законодательно установленного показателя.

Доходы федерального бюджета  в 2011 году составили 11 367,65 млрд. рублей, что на 246,3 млрд. рублей, или на 2,2 %, больше показателя, установленного Федеральным  законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с  изменениями), расходы  – 10 925,6 млрд. рублей, что на 195,8 млрд. рублей, или  на 1,8 %, меньше законодательно установленного показателя. Профицит федерального бюджета составил 246,30 млрд. рублей, при утвержденном бюджете без дефицита и профицита.

Изменения ВВП и основных характеристик федерального бюджета на 2010-2012 года сформированы на основе заключения Счетной палаты Российской Федерации на отчет об исполнении федерального бюджета за 2010,2011 года, а также на основании бюджетной политики на плановый 2012 год. Данные представлены в следующей таблице.

Таблица 2.2.1

Основные характеристики федерального бюджета на 2010-2011 года и плановый период 2012 год, млрд. руб.

Показатели

Федеральный бюджет на 2010 г.

Федеральный бюджет на 2011 г.

План федерального бюджета на 2012 г.

ВВП

44 939,20

54 585,60

58 683,00

Доходы

8 305,40

11 367,70

11 779,90

В % к ВВП

18%

21%

20%

Расходы

10256,4

11121,40

12 656,40

В % к ВВП

23%

20%

22%

Профицит

 

246,30

 

В % к ВВП

 

0,5%

 

Дефицит

-1 951,00

 

-876,50

В % к ВВП

-4%

 

-1%


 

В 2010-2011 годах наблюдеется рост доходов федерального бюджета с 18% к ВВП в 2010 году до 21% в 2011 году. Однако в 2012 году планируется снижение доходов до 20% к ВВП. В номинальном выражении в 2011году по сравнению с 2010 годом прирост доходов составляет 37%. В 2012 году планируется прирост доходов на 4%.

На формирование доходной части федерального бюджета  в 2011 году повлияли следующие изменения  налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации:

-индексация специфических ставок акцизов по подакцизным товарам (на спирт этиловый из всех видов сырья, на табачную продукцию, на автомобили легковые и мотоциклы);

-установление нулевой ставки акциза на спирт этиловый из пищевого сырья при отгрузке его производителям алкогольной, спиртосодержащей, парфюмерно-косметической продукции и лекарственных средств;

-индексация ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный (с 1 января 2011 года на 61 %);

-индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами: в 2011 году - в 1,25 раза к ставкам  2005 года (по водному налогу) и к ставкам 2007 года (по плате за пользование водными объектами);

-установление государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием и государственной аккредитацией образовательных учреждений и научных организаций;

Информация о работе Бюджетная система РФ