Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Изучить развитие и становление бюджета государства.
-Определить понятие и функции бюджета.
-Охарактеризовать бюджетное устройство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА. 4
1.1 Развитие и становление бюджета государства. 4
1.2. Понятие бюджета и его функции. 10
ГЛАВА II. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
2.1 Характеристика бюджетного устройства РФ. 19
2.2 Оценка доходов и расходов федерального бюджета за 2010-2012г.г. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44

Файлы: 1 файл

курсовая рабрта по финансам.docx

— 113.02 Кб (Скачать файл)

Основными функциями государственного бюджета являются: 1)перераспределение  ВВП и национального дохода, которое  влияет на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2)контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств[6;148].

Государственный бюджет - важнейший  финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной  казны, равно как указываются  источники и размеры ожидаемых  поступлений в государственную  казну.

Таким образом, бюджет играет важную экономическую, социальную и  политическую роль в воспроизводственном  процессе, является инструментом воздействия  на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным  Собранием РФ как закон. Через  него мобилизуются средства предприятий  различных форм собственности и  часть доходов населения. Они  направляются на финансирование народного  хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных  материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов  федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

 

ГЛАВА II. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ

2.1 Характеристика бюджетного  устройства РФ

Бюджетное устройство Российской федерации определяется ее государственным  федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. В  соответствии со статьей 1 Конституции  РФ (1993 г.) «Российская Федерация  – Россия – есть демократическое  федеративное правовое государство  с республиканской формой правления».

Российская федерация  состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство.

Федеральное устройство Российской Федерации основано на ее государственной  целостности, единстве государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации [1, ст5].

Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система. Субъекты Российской Федерации имеют  свои бюджеты, которые представляют в совокупности бюджетную систему  РФ.

Бюджетная система Российский Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства.

Статья 10 БК РФ закрепляет в  России трехуровневую бюджетную  систему:

  • первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • третий уровень – местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений[2, ст.10].

Схема бюджетного устройства Российской Федерации показана на рис. 1


 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 Схема бюджетного устройства Российской Федерации

Каждый из бюджетов на своем  уровне служит финансовой базой для  деятельности соответствующих государственных  и местных органов.

Бюджетный Кодекс РФ выделяет понятие консолидированного бюджета  субъекта РФ, а также консолидированного бюджета Российской Федерации. Консолидированный  бюджет субъекта РФ представляет собой  свод бюджетов территориальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации. Рассмотрим структуру консолидированного бюджета субъекта РФ на примере области (рис. 2)

 


 


 


 

 

 

 

 

Рис. 2 Бюджетная система субъектов РФ

Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод бюджетов всех субъектов Российской Федерации.

Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень  бюджетной системы РФ. Федеральный  бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием  в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального  дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для  регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на всей территории России. При составлении  проекта бюджета учитываются  не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых  государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления  избранной социально-экономической стратегии [12;57].

Основными функциями федерального бюджета являются:

1) перераспределение национального  дохода и ВВП;

2) государственное регулирование  и стимулирование экономики;

3) финансовое обеспечение  социальной политики;

4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы  доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с  оборота и платежей из прибыли.

В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы  претерпели коренные изменения.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они  составляют 60%, а около 30% от них составляет налог на добавленную стоимость. Ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. Например, из акцизов на этиловый спирт, водку и ликероводочные изделия и спиртосодержащие растворы – 50%. Полностью в федеральный бюджет поступают, например, налог на операции с ценными бумагами, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  виды расходов:

    • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
    • функционирование федеральной судебной системы;
    • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
    • национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
    • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
    • государственная поддержка атомной энергетики;
    • ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций федерального масштаба;
    • исследование и использование космического пространства;
    • содержание учреждений, находящихся в государственной собственности;
    • формирование федеральной собственности;
    • обслуживание и погашение госдолга РФ;
    • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
    • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
    • проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
    • обеспечение реализации решений федеральных органов власти, приведших к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней;
    • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
    • официальный статистический учет и др. [2;гл.11 ст.84].

Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и  местного значения, включаемых в целевые  региональные и местные программы. Совместно могут финансироваться  такие виды расходов, как государственная  поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение социальной защиты населения; охрана окружающей среды; развитие рыночной инфраструктуры; финансовая помощь другим бюджетам и прочее.

Бюджетные расходы пока не были объектом сколько-нибудь систематического регулирования. Их формирование происходило  в значительной мере стихийно, с  ориентацией на возможные доходы, вне продуманной системы экономических  и политических приоритетов и  представлений о стратегических направлениях развития страны. Система  бюджетных расходов является комплексной  проблемой, в которой переплетаются  вопросы макроэкономической политики, структурной реформы, а также  собственно политические.

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень  бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Бюджеты субъектов РФ –  один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов  производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь  местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или  в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий  бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования  их расходов и доходов[14;246].

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы  Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный  бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

В нашей стране финансирование производится за счет перераспределения  бюджетных доходов между уровнями бюджетной системы, а не путем  разграничения между уровнями самих доходов.

Очевидно, что в том  случае, если бы органы местного самоуправления собирали платежи не в вышестоящий, а в местный бюджет, проблем  со стимулированием их работы и необходимости  их дотирования было бы гораздо меньше. Только в том случае, если будет  проведено разграничение доходов, если за местными бюджетами будут  закреплены реальные размеры доходов, можно говорить о финансовой состоятельности местного самоуправления в РФ.

Внебюджетные фонды –  это целевые фонды финансовых ресурсов, предназначенные для решения  централизованных задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками  финансирования приоритетные направления  социально-экономического развития общества.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой целевые  централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических  и физических лиц и предназначенные  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной  собственности.

Бюджетный кодекс Российской Федерации включает в число государственных  социальных внебюджетных фондов Российской Федерации:

    • Пенсионный фонд Российской Федерации;
    • Фонд социального страхования Российской Федерации;
    • Фонд обязательного медицинского страхования;
    • Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

Через государственные внебюджетные фонды осуществляется перераспределение  части национального дохода в  интересах отдельных слоев населения.

Информация о работе Бюджетная система РФ