Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 19:48, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Изучить развитие и становление бюджета государства.
-Определить понятие и функции бюджета.
-Охарактеризовать бюджетное устройство.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА. 4
1.1 Развитие и становление бюджета государства. 4
1.2. Понятие бюджета и его функции. 10
ГЛАВА II. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РФ 19
2.1 Характеристика бюджетного устройства РФ. 19
2.2 Оценка доходов и расходов федерального бюджета за 2010-2012г.г. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Основными функциями государственного бюджета являются: 1)перераспределение ВВП и национального дохода, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2)контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств[6;148].
Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Таким образом, бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, является инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.
Бюджетное устройство Российской федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. В соответствии со статьей 1 Конституции РФ (1993 г.) «Российская Федерация – Россия – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».
Российская федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство.
Федеральное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации [1, ст5].
Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система. Субъекты Российской Федерации имеют свои бюджеты, которые представляют в совокупности бюджетную систему РФ.
Бюджетная система Российский Федерации представляет собой целостную совокупность бюджетов всех уровней, основанную на принципах построения бюджетной системы федеративного государства.
Статья 10 БК РФ закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений[2, ст.10].
Схема бюджетного устройства Российской Федерации показана на рис. 1
Рис. 1 Схема бюджетного устройства Российской Федерации
Каждый из бюджетов на своем
уровне служит финансовой базой для
деятельности соответствующих
Бюджетный Кодекс РФ выделяет понятие консолидированного бюджета субъекта РФ, а также консолидированного бюджета Российской Федерации. Консолидированный бюджет субъекта РФ представляет собой свод бюджетов территориальных образований, находящихся на территории субъекта Федерации. Рассмотрим структуру консолидированного бюджета субъекта РФ на примере области (рис. 2)
Рис. 2 Бюджетная система субъектов РФ
Консолидированный бюджет Российской Федерации представляет собой свод бюджетов всех субъектов Российской Федерации.
Федеральный бюджет Российской
Федерации входит в первый уровень
бюджетной системы РФ. Федеральный
бюджет - основной финансовый план государства,
утверждаемый Федеральным Собранием
в виде федерального закона. Именно
федеральный бюджет является основным
орудием перераспределения
Основными функциями федерального бюджета являются:
1) перераспределение
2) государственное регулирование и стимулирование экономики;
3) финансовое обеспечение социальной политики;
4) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
До перехода на рыночные
отношения доходы государственного
бюджета СССР базировались на денежных
накоплениях государственных
В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.
Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 60%, а около 30% от них составляет налог на добавленную стоимость. Ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. Например, из акцизов на этиловый спирт, водку и ликероводочные изделия и спиртосодержащие растворы – 50%. Полностью в федеральный бюджет поступают, например, налог на операции с ценными бумагами, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи.
Исключительно из федерального
бюджета финансируются
Кроме этого, средства федерального
бюджета используются для финансирования
мероприятий регионального и
местного значения, включаемых в целевые
региональные и местные программы.
Совместно могут
Бюджетные расходы пока не
были объектом сколько-нибудь систематического
регулирования. Их формирование происходило
в значительной мере стихийно, с
ориентацией на возможные доходы,
вне продуманной системы
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной, легкой и пищевой промышленности; коммунального хозяйства; развитие транспорта и связи. Важное значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
В основе распределения
Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам относится
вся совокупность денежных средств,
передаваемых из вышестоящих бюджетов
в нижестоящие с целью
Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
В нашей стране финансирование
производится за счет перераспределения
бюджетных доходов между
Очевидно, что в том
случае, если бы органы местного самоуправления
собирали платежи не в вышестоящий,
а в местный бюджет, проблем
со стимулированием их работы и необходимости
их дотирования было бы гораздо меньше.
Только в том случае, если будет
проведено разграничение
Внебюджетные фонды – это целевые фонды финансовых ресурсов, предназначенные для решения централизованных задач на уровне государства, муниципалитетов и отраслей экономики, обеспечивающие дополнительными источниками финансирования приоритетные направления социально-экономического развития общества.
Государственные внебюджетные
фонды представляют собой целевые
централизованные фонды финансовых
ресурсов, формируемые за счет обязательных
платежей и отчислений юридических
и физических лиц и предназначенные
для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение,
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Государственные федеральные
Бюджетный кодекс Российской Федерации включает в число государственных социальных внебюджетных фондов Российской Федерации:
Через государственные внебюджетные
фонды осуществляется перераспределение
части национального дохода в
интересах отдельных слоев