Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Бюджет – это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики. Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации, принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.

Содержание работы

Введение ……………………………………………..3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ ………………5
1.1.Понятие бюджетной системы, ее типы в странах с различным государственным устройством …………….5
1.2. Структура бюджетной системы в РФ ……………………..………….12
1.2.1. Федеральный бюджет…………………………………………...……13
1.2.2. Региональные и местные бюджеты……………………….………….15
1.2.3. Внебюджетные фонды………………………………………………..20
1.2.4. Консолидированный бюджет…………………………………….…..22
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………… 24
2.1 Действующие принципы бюджетной системы РФ и их реализация на практике…………………………………………………………………..…………24
2.2 Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ………….29
3. Перспективы развития межбюджетных отношений вРоссийской Федерации…………………………………………………………….…………….38
3.1 Совершенствование законодательного обеспечения межбюджетных отношений………………………………………………………………………….38
3.2. Основные направления бюджетной политики на плановый период 2013-2015 годов ……41
Заключение ……47
Список литературы ….50
Приложение 1……………………………………..…………………………51
Приложение 2…………………………………………….………………….53

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ курсовая.docx

— 797.47 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Финансовый университет  при Правительстве Российской Федерации

Уфимский филиал

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Финансы»

 

Тема № 17

 

 «Бюджетная система  Российской Федерации»

 

 

 

 

 

                                                                          Выполнил студент: Самойлова К.Е.

                                                                                              Группа № 143Ф гр.432

                                                                         Студенческий билет № 10ФФД41136

 Проверил: преподаватель Порозова И.А.

 

 

 

 

 

 

Уфа-2012

Содержание

Введение ……………………………………………..3

1. Экономическое содержание  бюджетной системы государства  и ее структура в РФ ………………5

1.1.Понятие бюджетной системы,  ее типы в странах с различным  государственным устройством …………….5

1.2. Структура бюджетной  системы в РФ ……………………..………….12

1.2.1. Федеральный бюджет…………………………………………...……13

   1.2.2. Региональные и местные бюджеты……………………….………….15

   1.2.3. Внебюджетные фонды………………………………………………..20

   1.2.4. Консолидированный бюджет…………………………………….…..22

2. Принципы бюджетной  системы Российской Федерации……………… 24

2.1 Действующие принципы  бюджетной системы РФ и их  реализация на практике…………………………………………………………………..…………24

2.2 Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ………….29

3. Перспективы развития  межбюджетных отношений вРоссийской Федерации…………………………………………………………….…………….38

3.1 Совершенствование законодательного  обеспечения межбюджетных отношений………………………………………………………………………….38

3.2. Основные направления бюджетной политики на плановый период 2013-2015 годов ……41

Заключение ……47

Список литературы ….50

Приложение 1……………………………………..…………………………51

Приложение 2…………………………………………….………………….53

 

Введение

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой — бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах всех членов общества.

Проблемы бюджетного устройства РФ логично разделить на две основные группы. К первой следует отнести  те из них, которые определяются федеративным устройством нашей страны: вопросы  совершенствования межбюджетных отношений  и необходимости формирования системы  бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать и  укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов  и расходов, как федерального бюджета, так и местных бюджетов.  А  отсюда вытекает и вторая группа проблем  действующего бюджетного устройства –  собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его  расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета. Именно эти  финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической  политики.

Пользуясь такой условной классификацией, для получения исчерпывающего результата проблему совершенствования  бюджетного устройства РФ необходимо рассматривать с двух обозначенных выше сторон. Вместе с тем хотелось бы подчеркнуть неразрывную связь, существующую между названными аспектами  проблемы. Изменения в сфере межбюджетных отношений неизбежно отражаются на собственно финансовой стороне бюджетов всех уровней; значительные изменения  в бюджетных доходах или расходах требуют соответствующей корректировки  бюджетной системы. Бюджет – это  сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению  его проблем должен быть также  комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования  экономики.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации, принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.

В первой главе раскрываются особенности бюджетной системы, ее типы в различных государствах, также рассматривается современная  структура бюджетной системы  РФ, предоставляется характеристика ее уровней.

Во второй главе показываются действующие в настоящее время  принципы бюджетной системы РФ и  выявляются основные проблемы развития межбюджетных отношений в России.

В третьей главе анализируются  предложения по развитию межбюджетных отношений в РФ, предоставляются  основные плановые  характеристики бюджета на 2013-2015 годы.

В процессе подготовки курсовой работы были использованы нормативно правовые акты, труды отечественных  ученых-экономистов, научная и учебная  литература, ресурсы всемирной сети Интернет.

  1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ
    1. Понятие бюджетной системы, ее типы в странах с различным государственным устройством

Бюджет государства как  экономическая категория это  совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования  и использования общегосударственных  и общемуниципальных фондов денежных средств в целях обеспечения выполнения функций государства и местных органов власти.

В любой стране бюджет - ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии, то есть через бюджет осуществляется мобилизация ресурсов и их расходование.

С помощью бюджета осуществляется:

    • межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП,
    • государственное регулирование и стимулирование экономики,
    • финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. [10, с. 245] 

Таким образом, в бюджете  отражаются финансовые взаимоотношения между государством и юридическими и физическими лицами по поводу изъятия части доходов в пользу государства. И между государством как плательщиком средств, и физическими и юридическими лицами как получателями средств по поводу различных выплат из бюджета, а также  отношения между государственными и местными органами по поводу перераспределения меду ними доходов и расходов бюджетов.

Бюджет оказывает не только прямое, но и косвенное влияние  на социально-экономическое развитие страны.

Прямое влияние – это  изменение распределения ресурсов в экономике, которое являются непосредственным результатом налогообложения или  осуществления бюджетных расходов.

Косвенное воздействие заключается  в том, что закрепленные в бюджетных  документах прогнозные значения основных показателей развития страны (ВВП, уровня инфляции, курса национальной валюты и др.), конкретные направления формирования и расходования средств бюджета формируют в обществе определенные ожидания и учитываются другими субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности на перспективу.

Государственный бюджет является финансовой основой реализации функций  государства. Уровень удовлетворения общественных потребностей за счет государственных  средств во многом зависит от состояния  бюджетной системы, социальной ориентации финансовой политики, исторических традиций. Так, в экономиках социально ориентированных  стран доля совокупных государственных  расходов в ВВП составляет от 30 и  более процентов. При этом основными  источниками доходов государственного бюджета развитых стран в порядке  значимости являются налог на личные доходы, социальные взносы, косвенные  налоги, налог на прибыль компаний, таможенные пошлины и др.

Состав бюджетов, входящих в бюджетную систему, и формы  их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного, унитарного, конфедеративного), которое определяет административно-территориальное деление  страны, уровни государственной власти, основы разграничения полномочий между  ними.

Унитарное (единое) государство  – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные  образования не имеют собственной  государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и  единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве. Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов. Примером унитарных государств на сегодняшний день являются Польша, Франция, Литва.

Федеративное (объединенное, союзное) государство – это форма  государственного устройства, при которой  государственные образования или  административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную  государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в  пределах распределенных между ними и центром компетенций.

Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит  из федерального бюджета, бюджетов членов федерации  (штатов – в США, земель – в ФРГ, провинций – в Канаде, кантонов – в Швейцарии, субъектов  Федерации – в России), местных  бюджетов. В государстве без федерального разделения есть только государственный  и местные бюджеты.

В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах –  не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный  бюджет. 

Конфедеративное (союзное) государство  – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется  из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.[7, c.164]

Верхний уровень бюджетных  систем и федеративного, и унитарного государства представлен всегда одним видом бюджета, а нижние — многочисленными видами бюджетов, определяемыми особенностями государственного устройства того или иного государства  с учетом конкретных видов государственных  муниципальных образований внутри его.

В западных странах правовая основа управления государственными финансами  развивалась в течение многих веков, и бюджетное законодательство имеет многочисленные формы, определяет финансовые взаимоотношения между  всеми уровнями управления бюджетной  системы. В Германии «Закон о развитии экономической стабильности и роста» создал условия для последующих всесторонних реформ бюджетного законодательства. Закон ввел требования составления пятилетнего финансового плана для федерального правительства, осуществления анализа и отчетности на регулярной основе, а также установил некоторые меры, которые необходимо принимать в случае нарушения хода реформ.

Методологической основой всей совокупности бюджетного законодательства в Российской Федерации является Бюджетный кодекс РФ, который был принят 31 июля 1998 г. Он служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, устанавливает основания и виды ответственности за бюджетные правонарушения. Кроме него в бюджетное законодательство входят федеральные законы о федеральном бюджете, о бюджетах государственных внебюджетных фондов, законы субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ, о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах (закон, решение о бюджете).

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации