Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:28, курсовая работа
Бюджет – это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики. Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации, принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.
Введение ……………………………………………..3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ ………………5
1.1.Понятие бюджетной системы, ее типы в странах с различным государственным устройством …………….5
1.2. Структура бюджетной системы в РФ ……………………..………….12
1.2.1. Федеральный бюджет…………………………………………...……13
1.2.2. Региональные и местные бюджеты……………………….………….15
1.2.3. Внебюджетные фонды………………………………………………..20
1.2.4. Консолидированный бюджет…………………………………….…..22
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………… 24
2.1 Действующие принципы бюджетной системы РФ и их реализация на практике…………………………………………………………………..…………24
2.2 Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ………….29
3. Перспективы развития межбюджетных отношений вРоссийской Федерации…………………………………………………………….…………….38
3.1 Совершенствование законодательного обеспечения межбюджетных отношений………………………………………………………………………….38
3.2. Основные направления бюджетной политики на плановый период 2013-2015 годов ……41
Заключение ……47
Список литературы ….50
Приложение 1……………………………………..…………………………51
Приложение 2…………………………………………….………………….53
Расходы региональных бюджетов осуществляются по следующим направлениям: обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; проведение выборов и референдумов субъектов РФ; обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и т.д.
В последнее десятилетие
наблюдается регионализация экономических
и социальных процессов: функции
регулирования этих процессов переходят
от центральных уровней
Обязательный компонент
демократического государственного строя
– местное самоуправление, осуществляемое
самим населением через свободно
избранные им представительные органы.
Для выполнения функций, возложенных
на местные представительные и исполнительные
органы, представительные органы наделяются
определенными имущественными и
финансово-бюджетными правами. Финансовая
база местных органов власти –
их бюджеты. Предоставленные этим органам
бюджетные и имущественные
Экономическая сущность местных
бюджетов проявляется в их назначении:
формировании денежных фондов, являющихся
финансовым обеспечением деятельности
местных органов власти; распределении
и использовании этих фондов между
отраслями народного хозяйства;
контроле за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятий, организаций
и учреждений, подведомственных этим
органам власти. Важное значение имеют
местные бюджеты в
В местные бюджеты поступают:
ассигнования на финансирование осуществления
отдельных государственных
В бюджеты поселений зачисляются доходы от налогов: земельного налога – по нормативу 100%; налога на имущество физических лиц – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц – по нормативу 10%; единого сельскохозяйственного налога – по нормативу 10%.
В бюджеты муниципальных районов зачисляются налоговые доходы от следующих налогов: земельного налога, взимаемого на межселенных территориях – по нормативу 100%; налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц – по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90% и т.д.
В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих налогов: земельного налога – по нормативу 100%; налога на имущество физических лиц – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц – по нормативу 30%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90% и т.д.
Неналоговые доходы местных
бюджетов формируются за счет части
прибыли муниципальных
Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: содержание органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; обслуживание и погашение муниципального долга; обеспечение противопожарной безопасности и т.д.
Таким образом, региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов, предназначенных для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ. Через региональные бюджеты государство проводит экономическую политику. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.
Внебюджетные фонды являются
формой перераспределения и
Ранее (до принятия БК РФ) внебюджетные фонды не включались в бюджетную систему РФ, являясь самостоятельным элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, а фонды субъектов Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, управления внебюджетными фондами регламентируются гл. 17 ст. 143–150 БК РФ, а порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении – нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Материальным источником
внебюджетных фондов является национальный
доход, в процессе перераспределения
которого создается преобладающая
часть фондов. Основными методами,
используемыми при мобилизации
национального дохода в процессе
его перераспределения при
Направление расходования средств,
поступающих во внебюджетные фонды,
обуславливается назначением
Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов РФ.
БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов:
-Пенсионный фонд РФ
-Фонд социального страхования РФ
-Федеральный фонд
-Государственный фонд
занятости населения
-Целевые федеральные
бюджетные фонды, средства
-Федеральный дорожный фонд Российской Федерации;
-Федеральный экологический фонд Российской Федерации;
-Государственный фонд борьбы с преступностью;
-Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
-Фонд развития Федеральной пограничной службы Российской Федерации;
-Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
-Фонд развития таможенной системы Российской Федерации.
Государственные внебюджетные
фонды предназначены для
1.2.4. Консолидированный бюджет
Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории(ст. 6БК РФ).
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты не утверждаются законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют доходы и расходы (источники поступлений средств и направления их использования по территориям в целом и по отдельным субъектам РФ).
Консолидированные бюджеты используются: во-первых, в бюджетном планировании (нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты); во-вторых, при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны; в-третьих, при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий.
Рис1. Структура консолидированного бюджета РФ [8]
2.1 Действующие принципы бюджетной системы РФ и их реализация на практике
Бюджет Российской Федерации
является важнейшим звеном финансовой
системы страны. Отражая содержание
процессов производства и распределения
общественного продукта и национального
дохода, бюджет представляет собой
экономическую форму
Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах: