Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Бюджет – это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики. Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации, принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.

Содержание работы

Введение ……………………………………………..3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ ………………5
1.1.Понятие бюджетной системы, ее типы в странах с различным государственным устройством …………….5
1.2. Структура бюджетной системы в РФ ……………………..………….12
1.2.1. Федеральный бюджет…………………………………………...……13
1.2.2. Региональные и местные бюджеты……………………….………….15
1.2.3. Внебюджетные фонды………………………………………………..20
1.2.4. Консолидированный бюджет…………………………………….…..22
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………… 24
2.1 Действующие принципы бюджетной системы РФ и их реализация на практике…………………………………………………………………..…………24
2.2 Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ………….29
3. Перспективы развития межбюджетных отношений вРоссийской Федерации…………………………………………………………….…………….38
3.1 Совершенствование законодательного обеспечения межбюджетных отношений………………………………………………………………………….38
3.2. Основные направления бюджетной политики на плановый период 2013-2015 годов ……41
Заключение ……47
Список литературы ….50
Приложение 1……………………………………..…………………………51
Приложение 2…………………………………………….………………….53

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ курсовая.docx

— 797.47 Кб (Скачать файл)

Расходы региональных бюджетов осуществляются по следующим направлениям: обеспечение функционирования органов  законодательной (представительной)  и исполнительной власти субъектов  РФ; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; проведение выборов  и референдумов субъектов РФ; обеспечение  деятельности средств массовой информации субъектов РФ; оказание финансовой помощи местным бюджетам; содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и т.д.

В последнее десятилетие  наблюдается регионализация экономических  и социальных процессов: функции  регулирования этих процессов переходят  от центральных уровней государственной  власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а  сфера их использования расширяется. Через региональные бюджеты государство  активно проводит экономическую  политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорого, охраны окружающей среды. Круг финансируемых  мероприятий расширяется.

Обязательный компонент  демократического государственного строя  – местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных  на местные представительные и исполнительные органы, представительные органы наделяются определенными имущественными и  финансово-бюджетными правами. Финансовая база местных органов власти –  их бюджеты. Предоставленные этим органам  бюджетные и имущественные права  дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в  их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в их назначении: формировании денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; распределении  и использовании этих фондов между  отраслями народного хозяйства; контроле за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий, организаций  и учреждений, подведомственных этим органам власти. Важное значение имеют  местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач – в первую очередь в распределении общегосударственных  средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов, доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов.

В местные бюджеты поступают: ассигнования на финансирование осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных  законов и законов субъектов  РФ; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты  в порядке и по нормативам, которые  установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми  актами органов местного самоуправления. До разграничения государственной  собственности на землю в местные  бюджеты в полном объеме поступают  доходы от продажи и передачи в  аренду находящиеся в государственной  собственности земельных участков, расположенных в границах муниципальных  образований и предназначенных  для целей жилищного строительства.

В бюджеты поселений зачисляются  доходы от налогов: земельного налога – по нормативу 100%; налога на имущество  физических лиц – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц –  по нормативу 10%; единого сельскохозяйственного  налога – по нормативу 10%.

В бюджеты муниципальных  районов зачисляются налоговые  доходы от следующих налогов: земельного налога, взимаемого на межселенных  территориях – по нормативу 100%; налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц – по нормативу 20%; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – по нормативу 90% и т.д.

В бюджеты городских округов  зачисляются налоговые доходы от следующих налогов: земельного налога – по нормативу 100%; налога на имущество  физических лиц – по нормативу 100%; налога на доходы физических лиц –  по нормативу 30%; единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности – по нормативу 90% и  т.д.

Неналоговые доходы местных  бюджетов формируются за счет части  прибыли муниципальных унитарных  предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми  актами органов местного самоуправления. В бюджеты муниципальных районов  и бюджеты городских округов  подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду  – по нормативу 40%. В бюджеты городских  округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную  продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления – по нормативу 100%.  Представительные органы местного самоуправления вправе вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных  им налоговым законодательством  Российской Федерации.

Расходы местных бюджетов наиболее ярко отражают последствия  экономических и социальных процессов  в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти – разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Возрастание расходов связано с новым строительством и повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и  культурно-бытового назначения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно  из местных бюджетов финансируются следующие виды расходов: содержание органов местного самоуправления; содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований; обслуживание и погашение муниципального долга; обеспечение противопожарной безопасности и т.д.

Таким образом, региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов, предназначенных для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта РФ. Через региональные бюджеты государство проводит экономическую политику. С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые отстали в своем экономическом и социальном развитии от других регионов страны. Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

 

      1. Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды являются  формой перераспределения и использования  финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых  на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев  общественных финансов.

Ранее (до принятия БК РФ) внебюджетные фонды не включались в бюджетную  систему РФ, являясь самостоятельным  элементом российской финансовой системы (общегосударственные финансы). С  принятием БК РФ федеральные внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы, а фонды субъектов Федерации – во второй. В настоящее время принципы формирования, управления внебюджетными фондами регламентируются гл. 17 ст. 143–150 БК РФ, а порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении – нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход, в процессе перераспределения  которого создается преобладающая  часть фондов. Основными методами, используемыми при мобилизации  национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов, являются специальные налоги и сборы, средства из бюджета и  займы.

Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями  и содержанием разработанных  и реализуемых программ. Часть  средств направляется в учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды  могут выступать инвесторами  и участниками финансового рынка  в связи с тем, что, во-первых, нередко  использование денежных средств  не совпадает со временем их образования, и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.

Государственный внебюджетный фонд – это форма образования  и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов РФ.

БК РФ включает в число  государственных внебюджетных фондов:

-Пенсионный фонд РФ

-Фонд социального страхования  РФ

-Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования

-Государственный фонд  занятости населения Российской  Федерации;

-Целевые федеральные  бюджетные фонды, средства которых  консолидируются в федеральном  бюджете;

-Федеральный дорожный  фонд Российской Федерации;

-Федеральный экологический  фонд Российской Федерации;

-Государственный фонд  борьбы с преступностью;

-Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

-Фонд развития Федеральной  пограничной службы Российской  Федерации;

-Фонд Министерства Российской  Федерации по атомной энергии;

-Фонд развития таможенной  системы Российской Федерации.

Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан. Расходы  и доходы (бюджет) государственных  внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме  закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных  внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.

 

1.2.4. Консолидированный  бюджет

Обособленным понятием в  структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории(ст. 6БК РФ).

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированные бюджеты не утверждаются законодательными органами. Это статистический свод бюджетных показателей, которые характеризуют доходы и расходы (источники поступлений средств и направления их использования по территориям в целом и по отдельным субъектам РФ).

Консолидированные бюджеты  используются: во-первых, в бюджетном  планировании (нормативы отчислений в нижестоящие бюджеты); во-вторых, при анализе формирования и использования  централизованного финансового  фонда страны; в-третьих, при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны, территорий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис1. Структура консолидированного бюджета РФ [8]

 

 

 

 

  1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации

2.1 Действующие  принципы бюджетной системы РФ и их реализация на практике

Бюджет Российской Федерации  является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения  общественного продукта и национального  дохода, бюджет представляет собой  экономическую форму образования  и использования основного централизованного  фонда денежных средств государства.

Бюджетным кодексом РФ (гл. 5) законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:

  • единство бюджетной системы РФ;
  • принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • принцип самостоятельности бюджетов;
  • принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
  • принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  • принцип сбалансированности бюджета;
  • принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • принцип прозрачности или открытости;
  • принцип достоверности бюджета;
  • принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • принцип подведомственности расходов бюджета
  • принцип единства кассы.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации