Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:28, курсовая работа
Бюджет – это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики. Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации, принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.
Введение ……………………………………………..3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ ………………5
1.1.Понятие бюджетной системы, ее типы в странах с различным государственным устройством …………….5
1.2. Структура бюджетной системы в РФ ……………………..………….12
1.2.1. Федеральный бюджет…………………………………………...……13
1.2.2. Региональные и местные бюджеты……………………….………….15
1.2.3. Внебюджетные фонды………………………………………………..20
1.2.4. Консолидированный бюджет…………………………………….…..22
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………… 24
2.1 Действующие принципы бюджетной системы РФ и их реализация на практике…………………………………………………………………..…………24
2.2 Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ………….29
3. Перспективы развития межбюджетных отношений вРоссийской Федерации…………………………………………………………….…………….38
3.1 Совершенствование законодательного обеспечения межбюджетных отношений………………………………………………………………………….38
3.2. Основные направления бюджетной политики на плановый период 2013-2015 годов ……41
Заключение ……47
Список литературы ….50
Приложение 1……………………………………..…………………………51
Приложение 2…………………………………………….………………….53
Совокупность субсидий из бюджета города бюджетам муниципальных образований образует фонд софинансирования.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае нецелевого использования субвенций и субсидий и нарушения сроков их использования сумма их может быть востребована органами власти, выдавшим эти средства.
Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стимулирующих свойств, они создают у местных администраций иждивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных администраций, снижает их воздействие на экономические процессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финансовый контроль.
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, субвенций и субсидий, полностью исключить их как методы наделения территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликвидации дотации этих бюджетов и передаче им в больших размерах отчислений от неустойчивых источников доходов их положение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассовым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит финансирование плановых мероприятий.
Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся условий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование доходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить покрытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выдавать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов.В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.
В значительной степени этот
вид доходов в последние
Последние наиболее важные законодательные изменения в сфере межбюджетных отношений касаются следующих вопросов:
Специалисты отмечают, что данные новации способствуют оздоровлению общественных финансов в Российской Федерации, отмечают тенденцию роста сбалансированности региональных бюджетов.
В то же время в межбюджетных отношениях остается много нерешенных проблем:
1. Структурный дисбаланс бюджетной системы РФ: передача на нижестоящий уровень бюджетных полномочий и ответственности не подкрепляется соответствующей финансово-бюджетной и экономической базой.
2. Уровень вертикали власти,
из бюджета которого должно
осуществляться финансирование
соответствующего полномочия, не
всегда совпадает с уровнем,
где непосредственно
3. Низкая доля собственных
доходов в бюджетах субъектов
Федерации и местных бюджетах
заметно снижает
4. Единый норматив отчислений
по территориям от
5. Ежегодные изменения
нормативов отчислений в
6. Несоответствие доходов
и расходов местного бюджета
обусловливает возможность
7. В России получила
широкое распространение
Для федеративного устройства
России вот уже более 10 лет характерно
большое число дотационных
В Приложении 1 приведены абсолютные и удельные параметры дотационности некоторых регионов России в 2010 году. Эти данные позволяют сделать следующие выводы.
Во-первых, число дотационных регионов слишком велико — 70 субъектов РФ из 83, т.е. 84% всех регионов России находится в зоне убыточности. В них проживает 74,2% населения страны, они охватывают 87% территории государства. И такая ситуация сохраняется уже продолжительный период времени. Совершенно очевидно, что хроническое пребывание около 85% всех регионов страны в числе убыточных никак не может восприниматься в качестве нормального положения дел. Уже только этот факт настораживает и требует адекватного объяснения.
Во-вторых, представленный рейтинг регионов по удельному показателю дотационности позволяет выявить следующую закономерность: чем дальше географически регион расположен от столицы России, тем выше удельный размер дотаций. Нетрудно видеть, что первые четыре места занимают регионы Дальневосточного федерального округа (ДФО) с максимальными удельными размерами дотаций: Камчатский край — 65008,94 руб./чел., Магаданская область — 52746,68 руб./чел., Республика Саха (Якутия) — 41285,58 руб./чел., Чукотский автономный округ — 34849,8 руб./чел. Столь явная концентрическая модель дотационности российских регионов также не может не настораживать.
В-третьих, в экономике России 2010 года есть полностью дотационные федеральные округа. Так, все регионы Южного, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов получают федеральные дотации. В целом, структура распределения дотаций по федеральным округам выглядит следующим образом: ЦФО — 13,3%, СЗФО — 4,5%, ЮФО — 26,2%, ПФО — 10,1%, УФО — 2,6%, СФО — 18,2%, ДФО — 25,1%. И опять-таки убыточность целых федеральных округов страны не может считаться нормальным явлением.
Примечательно, что среди
регионов, получающих федеральные дотации,
присутствуют субъекты РФ, имеющие
эксклюзивные особые экономические
зоны (ОЭЗ) и многие годы поддерживаемые
федеральным центром через
3. Перспективы
развития межбюджетных
Российской Федерации
3.1 Совершенствование законодательного обеспечения межбюджетных отношений
Направления повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:
Продолжение формирования стимулов к увеличению доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:
Совершенствование механизмов предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований:
Консолидация отдельных узконаправленных каналов предоставления средств федерального бюджета с целью стимулирования модернизации соответствующих отраслей социальной сферы:
Формирование нового качества финансового менеджмента на всех уровнях управления региональными и муниципальными финансами: