Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:28, курсовая работа
Бюджет – это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики. Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации, принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.
Введение ……………………………………………..3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ ………………5
1.1.Понятие бюджетной системы, ее типы в странах с различным государственным устройством …………….5
1.2. Структура бюджетной системы в РФ ……………………..………….12
1.2.1. Федеральный бюджет…………………………………………...……13
1.2.2. Региональные и местные бюджеты……………………….………….15
1.2.3. Внебюджетные фонды………………………………………………..20
1.2.4. Консолидированный бюджет…………………………………….…..22
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………… 24
2.1 Действующие принципы бюджетной системы РФ и их реализация на практике…………………………………………………………………..…………24
2.2 Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ………….29
3. Перспективы развития межбюджетных отношений вРоссийской Федерации…………………………………………………………….…………….38
3.1 Совершенствование законодательного обеспечения межбюджетных отношений………………………………………………………………………….38
3.2. Основные направления бюджетной политики на плановый период 2013-2015 годов ……41
Заключение ……47
Список литературы ….50
Приложение 1……………………………………..…………………………51
Приложение 2…………………………………………….………………….53
Россия, являясь по своей
юридической природе
Как показывает история, государствами с федеральным характером правительственных структур реализовано несколько моделей — от федерализма, ориентированного на конкуренцию, до модели сотрудничества. Так, в США действует модель федерализма, ориентированного на конкуренцию, в Германии используется модель сотрудничества, в Канаде и Швейцарии — смешанные формы. В отношении России отмечается, что сегодня четко не сформировалась конкретная модель бюджетного федерализма, хотя бюджетное устройство больше тяготеет к смешанному типу. Сам термин «бюджетный федерализм» не упоминается в Бюджетном кодексе РФ, в то время как именно о нем должна идти речь при регламентации принципов межбюджетных отношений. Реальная система бюджетного федерализма, учитывая необходимость равенства жизненных стандартов и обеспечения услугами государства, заключается в основном в бюджетном выравнивании. Сейчас оно воспринимается не как выравнивание доходов и расходов разных бюджетов, а как выравнивание доходов (а, следовательно, и расходов) государственных образований одного вида в расчете на одного жителя.
На сегодняшний день помимо
России насчитывается более 20 стран
с различным типом
Согласно большинству конституций зарубежных федераций, к предметам исключительно их ведения относятся важнейшие вопросы — организация высших органов власти, оборона, финансы, налогообложение, регулирование торговли, внешняя политика, разрешение конфликтов между субъектами федерации, развитие транспорта и коммуникаций. Ведение субъектов Федерации ограничено пределами тех сфер общественной жизни, которые не требуют единообразного для всей страны законодательного регулирования.
Зарубежный опыт свидетельствует
о том, что административно-
В Канаде используется децентрализованная
модель межбюджетных отношений. Она
характеризуется, прежде всего, относительно
высокой долей региональных и
местных налогов в
В США входящие в их состав
50 штатов обладают широкими бюджетно-налоговыми
полномочиями. В частности, они имеют
право вводить такие же прямые
налоги, которые существуют на уровне
Федерации, и определять как ставки,
так и базу налогообложения. Тем
не менее, штаты не обладают полномочиями
по установлению косвенных налогов.
Считается, что использование штатами
таких налогов препятствовало бы
свободе торговли на территории страны
в целом, а это запрещено Конституцией
США. Доли федеральных, региональных и
местных налогов в
1.2.Структура бюджетной системы в РФ
Согласно БК РФ Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:
1)федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2)бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3)местные бюджеты, в том числе:
-бюджеты муниципальных районов,
-бюджеты городских округов,
-бюджеты внутригородских
муниципальных образований
-бюджеты городских и сельских поселений.
1.2.1. Федеральный бюджет
Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона.
Основные функции управления
государством возложены на центральные
органы власти. Для выполнения ими
их обязанностей и финансового обеспечения
общегосударственных
Через федеральный бюджет
осуществляется процесс распределения
и перераспределения ВВП и
созданного национального дохода страны
между отраслями народного
Для решения всех этих задач федеральный бюджет в соответствии с БК РФ и Налоговым кодексом РФ наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами. В федеральный бюджет зачисляются налоговые и неналоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренными специальными налоговыми режимами закрепленными в статье 50 и 51 БК РФ. В доходы федерального бюджета поступают: прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности.
Главным источником доходов
федерального бюджета являются налоговые
доходы – более 90%. Наиболее весомые
налоги – налог на добавленную
стоимость и акцизы – более 30%
всех доходов бюджета, налог на прибыль
составляет лишь 7%, налоги на внешнюю
торговлю и внешнеэкономические
операции – 25%, в их числе главное
место занимают импортные пошлины.
Вторую группу составляют неналоговые
доходы – 6%, в том числе доходы
от государственной собственности,
от продажи, принадлежащего государству
имущества, от реализации государственных
запасов, от внешнеэкономической
В соответствии с действующим
в РФ законодательством
Спецификой федерального
бюджета является финансирование за
счет этого бюджета
Таким образом, федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей страны.
1.2.2. Региональные и местные бюджеты
Центральное звено территориальных бюджетов – региональные бюджеты, предназначенные для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные органы власти все в большей степени призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В соответствии с БК РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. Зачислению в бюджеты субъектов РФ подлежат налоговые доходы от следующих региональных налогов [7, с. 85]: налога на имущество организаций – по нормативу 100%; налога на игорный бизнес – по нормативу 100%; транспортного налога – по нормативу 100%. В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%; акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100%; сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100%; налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60% и т.д. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет: части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ; платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%; платежей за пользование лесным фондом и т.д. В бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.