Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:28, курсовая работа

Описание работы

Бюджет – это сложнейший комплекс финансовых отношений, и поэтому подход к решению его проблем должен быть также комплексным. Именно тогда возможно полноценное функционирование государственного бюджета как наиболее эффективного инструмента государственного регулирования экономики. Целью данной курсовой работы является рассмотрение экономического содержания бюджетной системы государства и ее структуры в Российской Федерации, принципов бюджетной системы и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ.

Содержание работы

Введение ……………………………………………..3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ ………………5
1.1.Понятие бюджетной системы, ее типы в странах с различным государственным устройством …………….5
1.2. Структура бюджетной системы в РФ ……………………..………….12
1.2.1. Федеральный бюджет…………………………………………...……13
1.2.2. Региональные и местные бюджеты……………………….………….15
1.2.3. Внебюджетные фонды………………………………………………..20
1.2.4. Консолидированный бюджет…………………………………….…..22
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации……………… 24
2.1 Действующие принципы бюджетной системы РФ и их реализация на практике…………………………………………………………………..…………24
2.2 Межбюджетные отношения и проблемы их развития в РФ………….29
3. Перспективы развития межбюджетных отношений вРоссийской Федерации…………………………………………………………….…………….38
3.1 Совершенствование законодательного обеспечения межбюджетных отношений………………………………………………………………………….38
3.2. Основные направления бюджетной политики на плановый период 2013-2015 годов ……41
Заключение ……47
Список литературы ….50
Приложение 1……………………………………..…………………………51
Приложение 2…………………………………………….………………….53

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ курсовая.docx

— 797.47 Кб (Скачать файл)

Россия, являясь по своей  юридической природе федерацией, строит бюджетные отношения с  членами Федерации на принципе бюджетного федерализма. Федерализм — как основа конституционного строя России —  обусловливает такое содержание бюджетной деятельности государства, которое основано на сочетании бюджетных  интересов Федерации с бюджетными интересами субъектов РФ и проявляется  в нацеленности федерального и субфедеральных бюджетов на решение важнейших социально-экономических задач страны. При этом обеспечивается особенно важная роль федерального бюджета, оказывающего существенное влияние на все финансовые отношения в стране. Значимость бюджетного федерализма определяется особенностями государственного устройства России, ее развитием в условиях рыночных основ хозяйствования, наличием различных типов субъектов Федерации и сложными взаимосвязями федерального центра с регионами.

Как показывает история, государствами  с федеральным характером правительственных  структур реализовано несколько  моделей — от федерализма, ориентированного на конкуренцию, до модели сотрудничества. Так, в США действует модель федерализма, ориентированного на конкуренцию, в  Германии используется модель сотрудничества, в Канаде и Швейцарии — смешанные  формы. В отношении России отмечается, что сегодня четко не сформировалась конкретная модель бюджетного федерализма, хотя бюджетное устройство больше тяготеет к смешанному типу. Сам термин «бюджетный федерализм» не упоминается в  Бюджетном кодексе РФ, в то время  как именно о нем должна идти речь при регламентации принципов  межбюджетных отношений. Реальная система  бюджетного федерализма, учитывая необходимость  равенства жизненных стандартов и обеспечения услугами государства, заключается в основном в бюджетном  выравнивании. Сейчас оно воспринимается не как выравнивание доходов и  расходов разных бюджетов, а как  выравнивание доходов (а, следовательно, и расходов) государственных образований  одного вида в расчете на одного жителя.

На сегодняшний день помимо России насчитывается более 20 стран  с различным типом федеративного  устройства (США, ФРГ, Австралия, Канада, Австрия, Мексика, Бразилия, Индия, и  др.). Конкретные формы федерализма  в каждой стране периодически видоизменяются. Это относится как к разграничению  предметов ведения и полномочий между уровнями власти, так и к реформам в области бюджетов и налогов. В настоящее время субъекты федерации делегируют значительную часть своих полномочий более низким уровням управления (округам, муниципалитетам и т.п.). Институты управления низшего уровня не подчиняются вышестоящим, и не связаны какой-либо иерархией, поскольку выполняют различные функции. Именно такая схема взаимодействия позволяет устойчиво существовать федерации. Эта система получает признание как неотъемлемая часть федерации, существующая во многих государствах в виде законодательных актов о местном самоуправлении. Не случайно трехуровневая система провозглашается и закрепляется конституционно как федеративный принцип.

Согласно большинству  конституций зарубежных федераций, к предметам исключительно их ведения относятся важнейшие  вопросы — организация высших органов власти, оборона, финансы, налогообложение, регулирование торговли, внешняя  политика, разрешение конфликтов между  субъектами федерации, развитие транспорта и коммуникаций. Ведение субъектов  Федерации ограничено пределами  тех сфер общественной жизни, которые  не требуют единообразного для всей страны законодательного регулирования.

Зарубежный опыт свидетельствует  о том, что административно-территориальное  устройство страны предполагает подчиненность  одних органов власти другим и  разную степень их самостоятельности  в бюджетно-финансовой сфере. При  этом форма государственного и административного  устройства страны определяет построение бюджетной системы. Значительное влияние  на выбор модели бюджетного федерализма  оказывают декларируемые центральной  властью цели социально-экономической  политики. В частности, в Конституции  ФРГ закреплен принцип единства жизненного уровня на всей территории страны. Реализация этого принципа предполагает оказание финансовой помощи экономически менее развитым землям. Для обеспечения такого перераспределения  ресурсов необходимы относительно высокие  федеральные налоги. Соответственно, снижаются возможности для использования местных налогов. Иначе резко возросло бы общее налоговое бремя. Тем не менее, после объединения западных и восточных немецких земель и введения специального налога для выравнивания уровней экономического развития тенденция к централизованной модели стала заметной. В Германии как в федеративном государстве, в ее состав входят 16 земель. Их законодательные и исполнительные органы образуют второй уровень государственной власти и, соответственно, второй уровень бюджетной системы. Третий уровень бюджетной системы представлен местными органами власти. Федеральные, региональные и местные налоги составляют, соответственно, 73,0%, 21,0%, 6,0% совокупных доходов консолидированного бюджета страны, а с учетом финансовой помощи — 60,0%, 23,0%, 17,0%. Перечень всех налогов, которые могут вводиться на территории страны, определен в Конституции Германии. К совместно взимаемым регулирующим налогам относятся: подоходный налог с физических лиц, налог на доходы корпораций, косвенные налоги. В сумме данные налоги составляют около 70% доходов консолидированного бюджета. К расходным полномочиям федеральных властей Германии относятся оборона, социальная сфера, почта, телекоммуникации, транспорт, а также доля расходов на образование (5%) и здравоохранение. Основная доля расходов на образование (95%) приходится на бюджеты земель.

В Канаде используется децентрализованная модель межбюджетных отношений. Она  характеризуется, прежде всего, относительно высокой долей региональных и  местных налогов в консолидированном  бюджете страны, а также наличием у властей штатов и муниципалитетов  полномочий вводить собственные  налоги. Причем перечень налогов на федеральном уровне не определяется. Регулирующих налогов в Канаде нет. Это означает, что субнациональные  власти проводят полностью самостоятельную  налоговую политику. Однако в бюджетах конкретных провинций страны федеральная  помощь колеблется от 14 до 42%. Доходы двух северных федеральных территорий (земель) почти полностью формируются за счет помощи из бюджета центрального правительства.

В США входящие в их состав 50 штатов обладают широкими бюджетно-налоговыми полномочиями. В частности, они имеют  право вводить такие же прямые налоги, которые существуют на уровне Федерации, и определять как ставки, так и базу налогообложения. Тем  не менее, штаты не обладают полномочиями по установлению косвенных налогов. Считается, что использование штатами  таких налогов препятствовало бы свободе торговли на территории страны в целом, а это запрещено Конституцией США. Доли федеральных, региональных и  местных налогов в консолидированном  бюджете США составляют, соответственно, 66,3%, 20,6%, 13,1%. Все три уровня бюджетной системы осуществляют расходы на образование, жилищное строительство, общественный транспорт. Дифференциация бюджетных расходов между штатами достаточно высока, и достигает 2,5 раза.

 

1.2.Структура бюджетной системы в РФ

Согласно БК РФ Бюджетная  система РФ состоит из бюджетов следующих  уровней:

1)федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2)бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3)местные бюджеты, в том числе:

-бюджеты муниципальных  районов, 

-бюджеты городских округов, 

-бюджеты внутригородских  муниципальных образований городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга;

-бюджеты городских и  сельских поселений.

 

1.2.1. Федеральный бюджет

Федеральный бюджет РФ — основной финансовый план правительства России на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

Основные функции управления государством возложены на центральные  органы власти. Для выполнения ими  их обязанностей и финансового обеспечения  общегосударственных мероприятий  формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В  ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения  и перераспределения ВВП и  созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено  финансирование общегосударственных  органов власти и управления, мероприятий, связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки высококвалифицированных специалистов. Средства федерального бюджета –  главный источник финансирования структурной  перестройки экономики, конверсии  предприятий военно-промышленного  комплекса, развития перспективных  направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Большую роль играет федеральный  бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

Для решения всех этих задач  федеральный бюджет в соответствии с БК РФ и Налоговым кодексом РФ наделен федеральными налогами и  неналоговыми доходами. В федеральный  бюджет зачисляются налоговые и  неналоговые доходы от федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренными специальными налоговыми режимами закрепленными  в статье 50 и 51 БК РФ. В доходы федерального бюджета поступают: прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами; доходы от внешнеэкономической деятельности.

Главным источником доходов  федерального бюджета являются налоговые  доходы – более 90%. Наиболее весомые  налоги – налог на добавленную  стоимость и акцизы – более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль  составляет лишь 7%, налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции – 25%, в их числе главное  место занимают импортные пошлины. Вторую группу составляют неналоговые  доходы – 6%, в том числе доходы от государственной собственности, от продажи, принадлежащего государству  имущества, от реализации государственных  запасов, от внешнеэкономической деятельности. Кроме перечисленных выше налоговых  и неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита субъектов РФ используются внутренние и внешние заимствования. В числе заимствований на внутреннем финансовом рынке следует отметить привлечение средств по государственным  краткосрочным облигациям (ГКО), облигациям государственного сберегательного  займа (ОГСЗ), облигациям государственных  нерыночных займов (ОГНЗ) и др.

В соответствии с действующим  в РФ законодательством исключительно  из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов: обеспечение  деятельности Президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ; функционирование федеральной судебной системы; национальная оборона и обеспечение безопасности государства; государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики; формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга  РФ; проведение выборов и референдумов и т.д.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных  расходов на национальную оборону и  международную деятельность (100%), фундаментальные научные исследования (95%). Через федеральный бюджет проходит также финансирование правоохранительной деятельности (83%), предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий составляют 50%.  Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимают ассигнования на национальную оборону. Второе место (13%) занимают расходы на социально-культурные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета составляют более 90%, на профессионально-техническое и среднее специальное образование – более 50%, на социальную политику – около 40%, на культуру и искусство – более 20%. Третье место в расходах федерального бюджета занимают все возрастающие ассигнования на обслуживание государственного долга (более 7%).

Таким образом, федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей страны.

 

1.2.2. Региональные и местные бюджеты

Центральное звено территориальных  бюджетов – региональные бюджеты, предназначенные  для финансового обеспечения  задач, возложенных на государственные  органы управления субъекта Федерации. В современных условиях региональные органы власти все в большей степени  призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

В соответствии с БК РФ доходы региональных бюджетов формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов. Зачислению в бюджеты субъектов  РФ подлежат налоговые доходы от следующих  региональных налогов [7, с. 85]: налога на имущество организаций – по нормативу 100%; налога на игорный бизнес – по нормативу 100%; транспортного налога – по нормативу 100%. В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами: акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%; акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100%; сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100%; налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60% и т.д. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет: части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ; платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%; платежей за пользование лесным фондом и т.д. В бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации