Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и классификация бюджетной системы
1.1. Сущность и функции бюджета
1.2. Бюджетная система
1.3. Принципы бюджетной системы
Глава 2. Доходы и расходы бюджетов РФ
2.1. Доходы бюджетов бюджетной системы России
2.2. Расходы бюджетов бюджетной системы России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бсрф.docx

— 54.41 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Восточно-Сибирский                   государственный университет технологий и управлений

Кафедра: «Экономика, организация и управление производством»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 по дисциплине: «Финансы»

на тему: «Бюджетная система Российской Федерации»

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. Д-511-7 Гармаева О.Ц.

Проверила:  Дармаева Н.И.

 

 

 

Улан-Удэ

2013

Содержание

          Введение

Глава 1. Сущность и классификация  бюджетной системы

    1. Сущность и функции бюджета
    2. Бюджетная система
    3. Принципы бюджетной системы

Глава 2. Доходы и расходы  бюджетов РФ

2.1.    Доходы бюджетов бюджетной системы России

2.2.    Расходы бюджетов бюджетной системы России

Заключение

Список литературы

 

 

 

Введение

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий  силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как  «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления». Таким  образом, государственный бюджет, являясь  для государства средством аккумулирования  финансовых ресурсов, дает государственной  власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

«Бюджетная система –  это совокупность всех бюджетов действующих  на территории страны»1.

Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами  общества определяют и особенности  финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе  и бывшем СССР, в силу монополии  государственной собственности  на средства производства и наличия  мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные  финансы подчиняли себе и финансы  предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались  как доходы государства.

Кардинальные изменения  в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х  гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. Важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее   бюджетном устройстве.

Таким образом, целью курсовой работы является изучение аспектов бюджетной системы РФ.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

  1. Рассмотреть общие аспекты бюджетной системы
  2. Изучить доходы в бюджетной системе
  3. Изучить расходы в бюджетной системе

 

Курсовая работа состоит  из введения, двух глав основного текста, заключения, списка литературы.

 

 

 

Глава 1. Сущность и классификация бюджетной системы

1.1. Сущность и функции бюджета

Бюджет как главный  финансовый план страны закрепляет юридические  права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев  финансовой системы, всех участников хозяйственных  связей. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей  бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и  т.п. В частности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры  обязательных платежей в бюджет и  для ряда предприятий – возможные  поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расходной  части соответствующего бюджета. Бюджет – это специфический, универсальный  финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы  экономического и социального развития страны.

     В контексте  этих подходов в хозяйственной  практике бюджет рассматривается  и используется государством  как важнейший инструмент финансового  регулирования.

     Бюджетной регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня. В составе бюджетов могут создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться  безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентный ставки и т.п.

     Бюджетное  регулирование – одна из важнейших  хозяйственных функций государства.  Цель его – поддержание стабильности  экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение  глобальных задач функционирования  и развития общества. Бюджетное  регулирование  достаточно развито  в различных экономических системах. Хотя, следует сказать, что в  условиях рыночной экономики  степень государственного вмешательства  в движение финансовых ресурсов  регионов и предприятий гораздо  меньше, чем в экономике нерыночного  типа и носит, как правило,  косвенный характер.

     Таким образом,  бюджет – это объективно обусловленное  звено финансовой системы, особый  сегмент денежных отношений, связанный  с формированием, распределением  и использованием централизованного  фонда денежных средств, предназначенного  для обеспечения функций и  задач государства и его территориальных  подсистем; это главный финансовый  план страны, важнейший инструмент  государственного регулирования.

      Бюджет  объективно необходим любому  государству для выполнения возложенных  на него задач. При этом он  выполняет различные функции в процессе государственного управления:

  1. Распределительная (регулирующая) функция бюджета - заключается в осуществлении перераспределительных процессов, которые включают перераспределение ВВП между отраслями, регионами и гражданами. Отраслевое перераспределение денежных средств через бюджет помогает развитию приоритетных отраслей экономики и поддерживает убыточные, но социально важные отрасли (например, сельское хозяйство). Территориальное перераспределение позволяет обеспечить социально-экономическое выравнивание регионов, гарантировать каждому гражданину независимо от места его проживания получение минимально необходимых общественных благ. Примером перераспределения бюджетных средств между гражданами является ситуация, при которой посредством налогообложения работающих граждан государство выплачивает пенсии и пособия социально незащищенным слоям населения, безработным.
  2. Контрольная функция бюджета - также имеет многообразный характер. Прежде всего, она проявляется в том, что, принимая ежегодный закон о бюджете, государство должно обеспечить его неукоснительное выполнение. Для этого создаются органы государственного (муниципального) финансового контроля, сфера действия которых охватывает все секторы экономики.

      Например, органы налогового контроля проверяют полноту и своевременность уплаты налогов всеми хозяйствующими субъектами — налогоплательщиками. Во многих странах велико значение парламентского бюджетного контроля. Так, Счётная палата Российской Федерации как орган Федерального Собрания осуществляет контроль законности и целевого характера использования средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, выполняет задачи определения эффективности и целесообразности расходов государственных средств, использования федеральной собственности и др. Разнообразные контрольные органы созданы в составе исполнительной власти.

  1. Информационная функция состоит в особой роли бюджета как индикатора текущего состояния экономики страны и социальной сферы. Анализ структуры доходов и расходов бюджета, параметров сбалансированности бюджета и величины долга позволяет судить о приоритетах бюджетной политики, которая определяется как совокупность целей, задач, принимаемых решений и мер, осуществляемых органами власти в сфере бюджетных отношений.

       В бюджете  как важнейшем финансовом плане государства воплощается прогноз будущей экономической ситуации. Эта информация представляет интерес для широкого круга пользователей: внешних и внутренних инвесторов, заемщиков, субъектов хозяйствования, рядовых граждан страны. Поэтому так важно обеспечить возможность широкого доступа различных общественных институтов, граждан к бюджетному процессу на всех его стадиях.

      Все функции  бюджета присущи ему независимо  от конкретной экономической  и политической ситуации в  отдельной стране. Однако масштабы  их реализации, выбираемые инструменты  и технологии зависят от приоритетов  бюджетной политики, поставленных  целей и задач. При ее планировании  государство должно исходить  из необходимости обеспечения  финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость и обоснованность  бюджетной политики — основной  фактор общей макроэкономической  устойчивости государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Бюджетная система

Бюджетное устройство –  это организационно-правовое построение бюджетной системы, включающее в  себя структурные подразделения (виды бюджетов), принцип и формы взаимосвязей  между ними.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Всего в Российской Федерации 83 субъекта, из них: 21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, 4 бюджета автономных округов, бюджет Еврейской автономной области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

 

- местные бюджеты.     

      Как установлено в БК, бюджетная система Российской Федерации — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Федеральный бюджет — центральное  звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач  и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального  дохода в масштабах государства  в целом. На федеральном уровне происходит формирование основных направлений  бюджетной политики в стране, выбор  бюджетных приоритетов, определение  основных принципов построения межбюджетных отношений.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов – являются самостоятельным  звеном  бюджетной системы Российской Федерации, формируются на фе5деральном  и территориальном  уровнях. В настоящее время они включают в себя Пенсионный фонд Российской Федерации,  Фонд социального страхования и фонды ОМС, которые образуются на федеральном и региональном уровнях.

     Бюджеты субъектов  Российской Федерации (региональные  бюджеты) включают в себя бюджеты  республик, областей, краев, автономных  областей (округов), а также бюджеты  городов федерального значения. Эти бюджеты предназначены для  финансового обеспечения задач  и функций, отнесенных к предметам  ведения субъектов Российской  Федерации. Совокупность региональных  бюджетов составляет второй уровень  бюджетной системы страны.

    Местные бюджеты  – третий уровень бюджетной  системы Российской Федерации.  Местные бюджеты предназначены  для финансового обеспечения  задач и функций, отнесенных  к предметам ведения органов  местного самоуправления. В соответствии  с новой редакцией Федерального  закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней:

- муниципальных районов (городских округов);

- поселений;     

   Федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов разрабатываются и утверждаются  в форме федеральных законов.  Бюджеты субъектов Российской  Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов  разрабатываются и утверждаются  в форме законов субъектов  Российской Федерации. Местные  бюджеты разрабатываются и утверждаются  в форме правовых актов представительных  органов местного самоуправления  либо в порядке, установленном  уставами муниципальных образований.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации