Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность и классификация бюджетной системы
1.1. Сущность и функции бюджета
1.2. Бюджетная система
1.3. Принципы бюджетной системы
Глава 2. Доходы и расходы бюджетов РФ
2.1. Доходы бюджетов бюджетной системы России
2.2. Расходы бюджетов бюджетной системы России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

бсрф.docx

— 54.41 Кб (Скачать файл)

- расходы;

- поступление нефинансовых активов;

- поступление финансовых активов;

- выбытие финансовых активов.

      Одна из  важнейших задач современной  бюджетной реформы заключается  в четком и стабильном распределении  расходов по уровням бюджетной  системы, что позволит устранить  необоснованные бюджетные обязательства,  ликвидировать задолженности региональных  и местных бюджетов перед юридическими  и физическими лицами, обеспечить  своевременное и полное финансирование  важнейших социальных гарантий  граждан.

      Важным  вопросом при функционировании  бюджетной .системы любой страны является регулирование бюджетного дефицита. Дефицит бюджета (превышение расходов бюджета над доходами) — распространенное явление в бюджетах многих государств. Бюджетный дефицит не относится к числу исключительных финансовых явлений, имеет разнообразные причины возникновения, например:

- рост государственных расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики и увеличения инвестиций;

- чрезвычайные обстоятельства;

- экономический кризис;

- низкая эффективность государственного финансового управления и т. д.

      Последние  две причины в особенности  требуют применения жестких мер,  направленных на устранение возникших  явлений и сокращение дефицита  бюджета, иначе могут усугубиться  негативные экономические и социальные  последствия.

      Наличие  значительного бюджетного дефицита  было основной проблемой российской  бюджетной системы в 1990-х гг. в период активных рыночных  преобразований. Наибольший дефицит  консолидированного бюджета России  имел место в 1994 г. Он составлял  10,7 % от ВВП, более 28 % от расходов  бюджетной системы. Законами о  федеральном бюджете Российской  Федерации дефицит предусматривался  вплоть до 2000 г. Однако к концу  десятилетия его величина постепенно  сокращалась, причем не только  в относительном, но и в абсолютном  выражении. С 2000 г. федеральный  бюджет составляется и исполняется  с профицитом, т. е. с превышением  доходов бюджета над расходами.

      Наличие  профицита федерального бюджета  позволяет обеспечить защиту  бюджетной системы России от  колебания мировых цен на нефть,  так как «нефтяная» составляющая  в доходах федерального бюджета  значительна. Ранее за счет  профицита федерального бюджета  формировался финансовый резерв, а с 2004 г. — Стабилизационный  фонд в целях обеспечения сбалансированности  федерального бюджета при снижении  цен на нефть. Тем не менее,  проблема дефицита бюджета остается  актуальной для бюджетной системы  Российской Федерации, в связи,  с чем в БК установлены ограничения  на его размер для каждого  уровня бюджетов. Общее правило  таково — текущие расходы бюджетов  должны быть обеспечены доходами. Для федерального бюджета требуется  обеспечение первичного профицита,  т. е. превышение доходов над  расходами без учета расходов  на обслуживание государственного  долга.

      По бюджетному законодательству наличие дефицита бюджета требует определения в законе (решении) о бюджете источников его финансирования, причем их круг ограничивается кредитами, полученными от кредитных организаций, займами, размещенными путем выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг, бюджетными кредитами от иных уровней бюджетной системы и др. На федеральном уровне допустимо использование внешних источников финансирования дефицита бюджета, привлекаемых от иностранных кредитных организаций и международных финансовых институтов.

      Накопленный  дефицит бюджета образует государственный  (муниципальный) долг. Если размер  долга слишком велик, то возрастают  расходы на его обслуживание, при этом сокращаются другие  направления расходов. Однако наличие  большого долга не является  показателем критического состояния  экономики страны. Долг многих  развитых стран (в том числе  США) существенно превышает российский  не только в абсолютном выражении,  но и в соотношении с ВВП.  Считается, что критической точкой  долга является его величина, равная 60 % ВВП. В любом случае  требуется эффективное управление  долгом, выбор адекватных инструментов  заимствований, обеспечивающих интересы  государства, с одной стороны,  и гарантии заемщиков — с  другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате изучения литературы по интересующей нас проблеме и проведенного анализа темы на фактических цифровых материалах,  можно сделать следующие  выводы:

- Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом,  как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;

- Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

    В современных  условиях типичным явлением для  государственного бюджета большинства  стран стал бюджетный дефицит  – превышение расходов над  доходами. Бюджетный дефицит может  быть следствием неблагоприятной  экономической конъюнктуры или  результатом целенаправленно проводимой  бюджетной политики. Для разграничения  причин бюджетного дефицита используют  понятие структурного бюджетного  дефицита – состояние бюджета  приданной налоговой системе  и данном уровне государственных расходов и потенциальном ВНП. Разность между фактическим дефицитом и структурным характеризует  циклический  бюджетный  дефицит, вызванный спадом  производства и наличием безработицы выше естественного уровня. Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег приводит к увеличению количества денег в обращении, росту цен и инфляции. Покрытие дефицита за счет займов в частном секторе приводит к сокращению частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг;

- Постоянный бюджетный  дефицит ведет к возникновению  государственного долга. В зависимости  от источников займа государственный  долг может быть внутренним  и внешним. Внутренний долг  – это задолженность правительства  владельцам государственных ценных  бумаг – резидентам данной  страны. Значительная государственная  задолженность негативно влияет  на экономику: ведет к усилению  поляризации общества, отрицательно  сказывается на темпах экономического  роста, расходы по обслуживанию  госдолга усиливают бюджетный  дефицит. Внешний государственный  долг (задолженность другим странам,  иностранным компаниям, банкам  и международным экономическим  организациям) погашается за счет  выручки от экспорта, что также  может отрицательно сказываться  на темпах экономического развития.

Позитивные сдвиги в структуре  бюджета достигаются сокращением  нерациональных государственных затрат, урегулированием межбюджетных отношений, а главное -  в результате налоговой  реформы.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998)
  2. Финансы: учебник для вузов / Л.А. Дробозина .-М., Финансы ЮНИТИ,
  3. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – Издательство: Дашков и К, 2010 г.
  4. Курченко Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: Учебное пособие Издательство: Дашков и К, 2012 г.
  5. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.
  6. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г.
  7. Предеина Е.В. Бюджетная система РФ: учебное пособие Издательство: Флинта; Наука, 2012 г.
  8. Александров И.М., Субботина О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник Издательство: Дашков и К, 2010 г.
  9. Алехин Б.И. Государственный долг: Учебное пособие Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

1 Финансы:учебник для вузов / Л.А. Дробозина .-М., Финансы ЮНИТИ,2002.

 


Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации