Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить понятие кредитной системы, выявить её особенности и перспективы развития, а также рассмотреть меры государственного регулирования РФ.
Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- дать понятие и раскрыть функции кредитной системы;
- дать характеристику основных элементов кредитной системы;
- раскрыть этапы становления кредитной системы;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ моя.doc

— 837.00 Кб (Скачать файл)

На состоянии банковской системы  и ее текущем развитии отражаются и политические факторы. Здесь, прежде всего, оказывается важной общая политическая направленность государства. Если государство провозглашает цели развития частной собственности, рыночных отношений, то это содействует привлечению и росту частного банковского капитала, увеличению численности кредитных учреждений. Так, в РФ политика Правительства РФ и Банка России, направленная на повышение роли банковского сектора в экономике, расширение банковского кредитования, создание равных конкурентных условий для ведения бизнеса всеми кредитными организациями независимо от формы собственности, является позитивным стимулом развития кредитной системы. Неопределенность политических мотивов и ценностей государства, приводит к задержке развития банков, оттоку капиталов за границу [19].

Таким образом можно сказать, что  кредитная система является более широким  по сравнению с банковской системой, поскольку включает в себя помимо банков, банковский, потребительский, коммерческий, государственный, межгосударственный кредиты со своими формами отношений и методами кредитования. В самом широком смысле национальную кредитную систему можно рассматривать как сложившуюся в стране совокупность кредитных организаций и правовых норм, регулирующих их деятельность и устанавливающих порядок взаимосвязи с другими хозяйствующими субъектами.

 

2. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА РФ И ЕЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.

 

2.1 Современная кредитная система России: структура, основные элементы.

 

Ведущим звеном в кредитной системе  России является банковская система. Современная  банковская система России имеет  двухуровневую структуру, которая отражена на рисунке 2.

Рисунок 2 .Организационная структура банковской системы РФ.

 

Также данный рисунок характеризует  взаимоотношения между банками,  которые протекают в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. Она включает в себя Банк России, который представляет собой I (верхний) уровень банковской системы, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков - II уровень.

Центральный Банк - самостоятельная, но подконтрольная государству кредитная организация, в основные задачи и функции которой входят:

- обеспечение устойчивости национальной валюты, минимизация инфляции (эмиссия наличных денег и организация их обращения), определение системы, порядка и формы расчетов, разработка и проведение единой денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, валютное регулирование и валютный контроль;

- обеспечение эффективности и стабильности банковской системы (государственная регистрация, выдача и отзыв лицензий коммерческих банков, установление правил бухгалтерского учета, организация банковского аудита, надзор за деятельностью банков, кредитор последней инстанции коммерческих банков, проведение банковских операций по поручению Правительства). [19]

В соответствии с Законом "О банках и банковской деятельности" к кредитным организациям относятся юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные законом. В РФ выделяют два типа кредитных организаций: банки и небанковские кредитные организации. [18]

Банк - кредитная организация, которая  по российскому законодательству в  отличие от всех других финансовых посредников имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

1) привлечение во вклады денежных  средств физических и юридических  лиц;

2) размещение этих средств от  своего имени и за свой счет  на условиях возвратности, платности  и срочности;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

оммерческие банки являются основными  каналами практического осуществления  денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила  проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

Кроме банков банковские операции могут  осуществлять и организации, которые  называются небанковскими кредитными организациями.

Небанковская кредитная организация - это кредитная организация, имеющая  право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законом. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

В соответствии с банковским законодательством  НКО вправе осуществлять следующие  банковские операции: открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам. В российской банковской системе небанковские кредитные организации специализируются пока в сфере расчетов. [4, с.220]

В состав банковской системы России включаются также филиалы и представительства  иностранных банков. Иностранным  банком считается банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.На деятельность филиалов и представительств иностранных банков распространяется правовое регулирование банковской деятельности в России.

Особенности кредитной системы  России в настоящее время заключаются  в явном преобладании коммерческих банков, слабо диверсифицированной структуре (ограничено количество видов других кредитных организаций), нечеткости законодательного регулирования прочих кредитных организаций, не включенных в банковскую систему, и отсутствии единых подходов к надзору за их деятельностью, низком качестве управления в целом ряде кредитных организаций, включая неэффективность систем управления рисками и внутреннего контроля, слабом развитии современных банковских технологий.

Одной из особенностей российской банковской системы является крайняя неравномерность территориального распределения банковских учреждений. Большинство банков расположены в Москве и в крупных городах России. Такая ситуация имеет объективные причины большая территория, неразвитость инфраструктуры вдали от крупных городов и т.п., но тем не менее устранение территориальной неравномерности - одно из перспективных направлений развития российской банковской системы.[13,с.14]

 

2.2. Государственное регулирование кредитной системы РФ.

 

Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов - один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы РФ. Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществляться успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитной системы. Большое значение на успешную реализацию денежно-кредитной политики имеет кредитование реального сектора экономики. Объем выданных кредитов нефинансовым организациям и населению представлен на  рисунке 3. 

Рисунок 3. Кредиты в рублях и иностранной валюте нефинансовым организациям  и населению (годовые темпы прироста, % )

 

Внутренние требования банковской системы за январь—март 2011 г. уменьшились на 2,7%. За январь—март 2011 г. прирост общей задолженности по кредитам был равен 2,3% (в том числе нефинансовым организациям — 2,2%, физическим лицам — 2,6%). В результате годовые темпы ее прироста на 1.04.2011 составили 16,3%, в том числе по кредитам в рублях — 20,2%, по кредитам в иностранной валюте — 3,3%.При сохранении текущих тенденций можно предположить, что годовые темпы прироста кредитных агрегатов в ближайшее время могут стабилизироваться на уровне 15—20%. Это представляется достаточным для обеспечения спроса на кредиты со стороны реального сектора экономики.

Одним из направлений государственного регулирования денежно-кредитной  системы является  регулирующая норма обязательных резервов. Этим ЦБ воздействует на уровень ссудного процента. Увеличивая нормы обязательных резервов, ЦБ уменьшает денежный мультипликатор размера избыточных ресурсов. Смысл этой формы регулирования заключается в том, что коммерческие банки обязаны хранить  часть своих кредитных ресурсов на беспроцентном счете в центральном банке. Норма резерва может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от конъюнктуры на рынке капиталов. Ее увеличение ведет к ограничению кредитной экспансии коммерческих банков и, наоборот, снижение - к расширению кредитных ресурсов. С помощью нормы резервов центральный банк воздействует в целом на ссудный процент, который, в свою очередь, влияет на доходность тех или иных ценных бумаг (курс акций и облигаций).

Государственное регулирование проявляется в виде операции на открытом рынке. Это купли-продажи государством ценных бумаг ЦБ. Размещение облигаций центрального банка используется для стерилизации ликвидности, как правило, на сроки от нескольких месяцев до 1 года, однако возможно использование и более долгосрочных бумаг (со сроками до 3-5 лет). Операции с облигациями центрального банка являются достаточно гибким инструментом регулирования банковской ликвидности, так как кредитная организация, являющаяся их держателем, при необходимости может использовать их в качестве обеспечения по операциям межбанковского кредитования и/или привлечения рефинансирования со стороны центрального банка. Динамика процентных ставок по размещению ОБР за период 2007-2011 гг. представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Динамика ставок на аукционах по размещению ОБР и коридор процентных ставок Банка России за период 2007-2011гг.

 

На конец года объем ОБР в  обращении составил 0,59 трлн. руб. Средневзвешенная доходность по результатам аукционов  в течение всего года снижалась (с 7,0% в январе до 3,3% в декабре) на фоне снижения Банком России ставок по своим операциям. В целом в 2010 году среднедневной оборот ОБР на вторичном рынке значительно увеличился по сравнению с предыдущими годами, что свидетельствует о развитии ОБР как самостоятельного финансового инструмента.

В I квартале 2011 г. состоялись три заседания  Совета директоров Банка России по вопросам денежно-кредитной политики. Сложившийся в этот период баланс макроэкономических рисков предопределил  необходимость постепенного ужесточения денежно-кредитной политики. В результате Банком России были приняты решения о повышении нормативов обязательных резервов и об увеличении на 0,25 процентного пункта процентных ставок по отдельным своим операциям. При этом для усиления действенности процентной политики был сужен интервал процентных ставок Банка России по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности и выравнены ставки по депозитным операциям на стандартных условиях со сроками "1 день" и "1 неделя". В I квартале 2011 г. в условиях высокого уровня свободных денежных средств у кредитных организаций Банк России активизировал проведение операций по абсорбированию ликвидности.

Общий объем заключенных Банком России депозитных сделок в I квартале 2011 г. увеличился в 3,7 раза по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. и составил 22,6 трлн. рублей.

Объем средств, привлеченных на аукционах  по размещению облигаций Банка России (ОБР) на первичном рынке, в январе—марте 2011 г. составил 426,8 млрд. руб. (в I квартале 2010 г. — 534,3 млрд. руб.). При этом 13 января и 14 марта были проведены аукционы по размещению новых выпусков, объем привлеченных средств на которых составил 3,7 и 350,4 млрд. руб. соответственно. Погашение выпусков ОБР в отчетном квартале было произведено 18 февраля на сумму 9,1 млрд. руб. и 15 марта на сумму 584,1 млрд. рублей.

Объем операций Банка России по продаже  ОФЗ из собственного портфеля, которые  используются в качестве дополнительного  инструмента абсорбирования свободной  банковской ликвидности, в I квартале 2011 г. составил 4,3 млрд. рублей.

В рассматриваемый период Банком России были приняты решения о повышении  нормативов обязательных резервов по всем категориям резервируемых обязательств с 1 февраля, 1 марта и 1 апреля 2011 года:

- на 1 процентный пункт — с 2,5 до 3,5%, с 3,5 до 4,5% и с 4,5 до 5,5% соответственно по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами — нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте;

- на 0,5 процентного пункта — с 2,5 до 3,0%, с 3,0 до 3,5% и с 3,5 до 4,0% соответственно по обязательствам кредитных организаций перед физическими лицами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте и по иным обязательствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.

Сумма обязательных резервов, депонированных кредитными организациями на счетах обязательных резервов в Банке России, на 1.04.2011 составила 244,1 млрд. руб., увеличившись за рассматриваемый период на 55,7 млрд. рублей. При этом обязательные резервы по обязательствам в валюте Российской Федерации на указанную дату были равны 164,2 млрд. руб., по обязательствам в иностранной валюте — 79,9 млрд. рублей. Их приросты за январь—март составили 36,6 и 19,1 млрд. руб. соответственно.

В 2011 г. кредитные организации продолжают активно использовать усреднение обязательных резервов, то есть выполняют часть обязательных резервов путем поддержания соответствующего среднемесячного остатка денежных средств на корреспондентских счетах (корреспондентских субсчетах) в Банке России.

Сохраняющийся в I квартале 2011 г. высокий  объем рублевой ликвидности в  банковском секторе привел к снижению спроса кредитных организаций на инструменты рефинансирования. Валовой  кредит Банка России кредитным организациям в январе—марте 2011 г. сократился на 13,4 млрд. руб. (или на 2,3%).

В целях обеспечения бесперебойного проведения платежей Банк России предоставил  в I квартале 2011 г. внутридневные кредиты  в объеме 7,3 трлн. руб., что на 1,9 трлн. руб. (или на 35,2%) больше, чем в соответствующий  период 2010 года. Объем предоставленных для завершения операционного дня кредитов овернайт в I квартале 2011 г. составил 57,8 млрд. руб., увеличившись на 10,5% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года.

Совокупный объем сделок прямого  РЕПО Банка России в I квартале 2011 г. сократился до 0,03 млрд. руб. — с 1,3 трлн. руб. за соответствующий период 2010 года. Средний объем требований Банка России к кредитным организациям по данному инструменту рефинансирования в I квартале 2011 г. составил 2,0 млрд. руб. против 69,9 млрд. руб. в январе—марте 2010 года.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации