Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:23, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определить понятие кредитной системы, выявить её особенности и перспективы развития, а также рассмотреть меры государственного регулирования РФ.
Для достижения указанной цели необходимо последовательно решить ряд задач, а именно:
- дать понятие и раскрыть функции кредитной системы;
- дать характеристику основных элементов кредитной системы;
- раскрыть этапы становления кредитной системы;

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ моя.doc

— 837.00 Кб (Скачать файл)

 В I квартале 2011 г. общий объем предоставленных ломбардных кредитов составил 7,6 млрд. руб., что на 16,2 млрд. руб., или в 3,1 раза, меньше, чем в соответствующий период 2010 года.

Кроме того, кредитные организации использовали механизм получения кредитов по фиксированной процентной ставке, обеспеченных активами или поручительствами, а также кредитов, обеспеченных залогом прав требования по межбанковским кредитным договорам. Общий объем таких кредитов в I квартале 2011 г. составил 4,1 млрд. руб., сократившись по сравнению с соответствующим периодом 2010 г. на 154,3 млрд. рублей.

Также необходимо отметить, что большое влияние на регулирование кредитной системы оказывают законодательные меры, осуществляемые Правительством РФ, местными органами, а также законодательной властью. Они разрабатывают пакеты законов и инструкций, регламентирующих различные сферы деятельности кредитно-финансовых институтов.

При этом основную регулирующую функцию  выполняют исполнительная и законодательная власти, которые создают главные законы, определяющие деятельность кредитно-финансовых институтов. В рамках исполнительной власти основными регулирующими органами являются центральный банк и министерство финансов. [6, с.34-40]

 

2.3. Пути совершенствования и основные тенденции денежно-кредитного регулирования РФ.

 

В России цели и задачи денежно-кредитной  политики закрепляются в Основных направлениях государственной денежно-кредитной  политики.

Регулирование инфляции – это один из приоритетов денежно-кредитной политики Банка России. Совместно с Минфином он определяет мероприятия, направленные на снижение инфляции, а также ведёт мониторинг данного показателя, определяет плановые значения инфляции и причины отклонения от заданного курса.

В 2007 г. впервые были составлены Основные направления на 3 года – с 2008 по 2010. В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2008 году до 6-7%, в 2009 году - до 5,5-6,5%, в 2010 году - до 5-6% (из расчета декабрь к декабрю). Начало 2008 г. прошло под знаком заметного оттока капитала из-за потрясений на международных финансовых рынках. Так, в январе–феврале отток составил около 20 млрд дол. (в 2006 г. – 42 млрд дол., в 2007 г. – около 80 млрд дол.), но уже в марте капитал стал возвращаться в Россию.

Таким образом, новые условия функционирования российской экономики ставят новые задачи перед органами денежно-кредитного регулирования. Базовым условием успеха инвестиционного этапа развития являются низкая инфляция и крепкий рубль.

Изменение реального курса рубля  оказывает комплексное воздействие  на экономику. Укрепляющийся в реальном выражении рубль не только будет соответствовать объективной экономической ситуации, но и позволит избежать замедления экономического развития и уменьшения притока в страну необходимых иностранных технологий и инвестиций.

Другое условие успешного инвестиционного развития, как отмечалось, – низкая инфляция. Способом решения этой задачи является система мер, известная как «таргетирование инфляции».

Как показала история экономического развития, политика таргетирования инфляции опирается на два проверенных принципа. Во-первых, инфляция становится главной переменной, на которую в долгосрочной перспективе нацеливает свое влияние центральный банк. Во-вторых, во избежание излишних колебаний экономической активности центральный банк должен вести прозрачную и предсказуемую политику с четкими целями, пользуясь доверием населения. Доверие необходимо для того, чтобы иметь возможность влиять на ожидания экономических агентов.

Кроме того, прогнозирование инфляции закреплено за правительством, что существенно сокращает маневренность Банка России при достижении целевых показателей. Это, в свою очередь, мешает укреплению доверия к политике Банка России. Подавляющее большинство стран, решившихся на переход к политике таргетирования инфляции, сталкивалось с ними в той или иной степени.

По словам А. В. Улюкаева, первого  заместителя Председателя Банка  России, можно считать, что Банк России уже начал следовать упрощенному  варианту такой политики. [21, с. 6-7]

Современный этап мирового экономического развития характеризуется, с одной стороны, постепенным выходом из состояния острого кризиса. С другой стороны, породившие кризис глобальные противоречия не исчезли.

Тенденции экономического роста в России ближе к тенденциям развитого мира, а именно – достаточно медленное восстановление и, по-видимому, сохранение небольшого отрицательного разрыва производства товаров и услуг.

В целом российская экономика вступает в период высокой неопределенности внешних условий и повышенной волатильности на финансовых рынках. В этих условиях перед Банком России встают непростые задачи по проведению адекватной денежно-кредитной политики.

В первом полугодии 2011 г. уровень инфляции в годовом выражении сохранялся высоким – 9,4 – 9,6%. В начале года он формировался в первую очередь за счет удорожания продовольственных товаров, высокие темпы которого явились следствием неурожая 2010 г. и роста цен на продовольствие на мировых рынках. C февраля 2011 г. наблюдалось замедление роста цен на продовольствие, которое в июне сменилось удешевлением этой группы товаров. К концу лета начало сказываться постепенное замедление роста денежного предложения, начавшееся в конце 2010 г. В результате в первой неделе сентября в годовом выражении инфляция значительно снизилась и составила 8,0%. По итогам 2011 г. прирост потребительских цен может составить менее 7,0% (за 2010 г. – 8,8%).

В предстоящий трехлетний период Банк России планирует завершить переход  к таргетированию инфляции. Это означает, что в ближайшие годы денежно-кредитная  политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе – на поддержании стабильно низких темпов роста цен. Такая политика будет способствовать обеспечению устойчивого экономического роста и повышению благосостояния населения. В рамках выбранной стратегии Банк России ставит задачу снизить инфляцию до 4 – 5% в годовом выражении в 2014 году. Это, в свою очередь, позволит России сохранить основу для стабильного экономического роста. [22, с. 4-5]

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РФ.

 

3.1 Кредитная политика России в период экономического кризиса.

 

Обобщающим представлением проводимой денежно-кредитной политики в период экономического кризиса является баланс Центрального банка. Наибольшее значение для экономической динамики имеют изменения кредитов нефинансовому сектору и резервов ликвидности.

Кредитная активность коммерческих банков может лимитироваться, либо доступными ресурсами кредитования и резервами  ликвидности, либо текущей и ожидаемой  доходностью инвестиций в реальном секторе.

Данные об изменении банковских резервов ликвидности и кредитов, предоставленных коммерческими  банками частному сектору, представлены в таблице 1.                                                                                                             

                                                                                                         Таблица 1

Банковские резервы ликвидности  и кредиты частному сектору (млрд. руб.)

 

Изменение резервов ликвидности

(увеличение +, уменьшение – )

Изменение предоставленных  кредитов

(увеличение +, уменьшение  – )

2008

 IV квартал

1 178,4

1 023,5

2009

I квартал

-409,5

553,2

II квартал

-126,0

-325,9

III квартал

-584,2

106,2

IV квартал

1 125,8

-40,0

2010

I квартал

-206,

-20,1

II квартал

483,3

1 013,9


 

Как видно из этой таблицы, в IV квартале 2008 года  выросли как резервы ликвидности, так и банковские кредиты, хотя рост этот нельзя назвать соразмерным: прирост резервов ликвидности превысил прирост кредитов. (В нормальных условиях прирост кредитов должен кратно превышать прирост банковских резервов.) Очевидно, что кредитная активность банков сдерживалась общей кризисной ситуацией и негативными ожиданиями. [20]

В годы, предшествовавшие кризису, ресурсы  ЦБ сводились к приросту  пассивов – количества денег высокой эффективности и средств расширенного правительства, включавших прирост стабилизационных фондов.

В IV квартале 2008 года во время острой стадии кризиса, баланс ЦБ качественно изменяется. 

Рассмотрим теперь, как в последнем квартале 2008 года денежно-кредитная политика Центрального банка воздействовала на поведение коммерческих банков. Ресурсы кредитных организаций и их использование в IV квартале 2008 года представлены в таблице 2.

 

                                                                                                   Таблица 2

Ресурсы кредитных организаций  и их использование в IV квартале 2008 года, млрд. руб.

 

Ресурсы

 

Использование

 

1.Прирост пассивов

 

Уменьшение обязательств

 

2.Прирост обязательств перед расширенным правительством

2 971,0

Уменьшение иностранных  обязательств

97,9

3.Прирост обязательств перед частным сектором

756,6

Прирост активов

 

4.Прирост капитала банков

251,8

Прирост иностранных  активов

1 340,6

   

Прирост резервов ликвидности

1 178,4

   

Прирост кредита правительству

68,9

   

Прирост кредитов частному сектору

1 023,5

5.Консолидированная поправка

-24,3

Прирост прочих активов

245,8

Итого

3 955,1

Итого

3 955,1


 

Как видно из таблицы 3, в IV квартале 2008 года ресурсы коммерческих банков на ¾ формировались за счет обязательств перед расширенным правительством, главным образом – за счет кредитов Центрального банка. Более трети ресурсов коммерческих банков использовалось для прироста иностранных активов (вывоза капитала) и лишь ¼ - для прироста кредитов частному сектору. Важно отметить, что прирост резервов ликвидности превышал прирост предоставленных кредитов, что свидетельствует об относительно низкой кредитной активности и чрезмерном наращивании резервов. [9, с.29-43]

 

3.2 Основные направления кредитной политики за период 2011-2013гг.

 

В ближайшие годы российской экономике  необходимо преодолеть последствия  мирового финансово-экономического кризиса  и выйти на траекторию устойчивого  роста. В этой связи главной целью  денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период является удержание инфляции в границах 5-7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне будет способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности.

Процентная политика предполагает постепенное сужение коридора процентных ставок по операциям Банка России для снижения волатильности ставок денежного рынка. На уровень ликвидности  и процентные ставки этого рынка  также будут оказывать существенное влияние дефицит государственного бюджета, действия Правительства Российской Федерации по сокращению этого дефицита, ориентация на внутренние заимствования для его финансирования. Динамика процентных ставок по операциям банка России приведена в таблице 3.

 

                                                                                                        Таблица 3

                        Динамика процентных ставок Банка  России.

                      

Таким образом, практически по всем видам кредитов было замечено повышения  процентных ставок. Но на данный период времени наблюдается тенденция к ее снижению. Так, самой высокой процентная ставка остается у кредитов типа овернайт - 8.25 %,а самой низкой в операциях на открытом рынке. В частности на, аукционах прямого РЕПО и ломбардных аукционах процентная ставка составляет 5.25%

Преодоление острой фазы кризиса и  восстановление роста экономики  определяют постепенное сокращение применения специальных антикризисных  мер. Основную роль в денежно-кредитном регулировании будут играть стандартные инструменты.

Финансово-экономический кризис ярко продемонстрировал, насколько сильное  влияние проблемы в финансовом секторе  оказывают на состояние практически  всех секторов экономики. С учетом уроков кризиса и опыта его преодоления Банк России намерен содействовать укреплению финансовой стабильности, в частности повышая требования к финансовой устойчивости и к управлению рисками кредитных организаций, способствуя дальнейшей консолидации и капитализации в банковском секторе.

Усиление конкуренции потребует  изменения модели развития кредитных  организаций в направлении большей  диверсификации банковской деятельности, снижения концентрации рисков. Одновременно это будет способствовать развитию российской экономики и повышению ее конкурентоспособности на международной арене.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации