Бюджетная система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной бюджетной системы Японии.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
– раскрытие основных звеньев бюджетной системы;
– рассмотрение главного звена системы государственного бюджета Японии;
– провести сравнительный анализ государственных бюджетов Японии и России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования бюджета…………….3
1.1 Бюджет, его должностная сущность и функции…………………………3
1.2. Особенности бюджетной системы Японии ……………………………….6
1.3. Сравнительная характеристика государственных бюджетов в РФ и Японии……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Анализ современной бюджетной системы Японии……………….21
2.1. Анализ доходов и расходов бюджетов Японии………………………….21
2.2. Анализ отражения источников формирования доходной части бюджетов Японии……………………………………………………………………………42
2.3. Особенности государственного долга в Японии, его управление……….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….50

Файлы: 1 файл

бюджет сист Японии.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

Бюджетная система Российской Федерации подразделяется на три  уровня. Первый уровень включает федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; второй уровень - бюджеты субъектов Федерации  и бюджеты территориальных внебюджетных фондов; третий уровень - местные бюджеты в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения.

 Органы местного  самоуправления действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством. Нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ определяют бюджетные полномочия органов местного самоуправления (в рамках федерального законодательства).

Бюджет муниципального образования довольно прочно связан с бюджетом вышестоящего уровня – бюджетом субъекта РФ, за исключением одного из видов местных бюджетов - бюджета закрытого административно-территориального образования (ЗАТО). В отличие от других видов бюджетов муниципальных образований бюджеты ЗАТО непосредственно связаны с федеральным бюджетом.

Действующим законодательством  регламентированы виды расходов, финансируемых  из бюджета того или иного уровня. Так, к расходам, финансируемым исключительно  из федерального бюджета, относят: национальная оборона и обеспечение безопасности государства; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности; федеральная инвестиционная программа; обслуживание и погашение государственного долга РФ; финансовая поддержка субъектов РФ и другие виды расходов, обусловленные полномочиями, возложенными на федеральный уровень власти.

Из бюджетов субъектов  РФ финансируются расходы, отнесенные к ведению властных структур субъектов РФ, в частности: обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; содержание и развитие предприятий и организаций, находящихся в ведении органов власти субъектов РФ; обеспечение реализации региональных целевых программ; оказание помощи местным бюджетам.

На управленческие структуры  муниципального уровня возложена ответственность  за финансирование расходов, связанных, в первую очередь, с социально-экономическим развитием данного муниципального образования. Так, исключительно из местных бюджетов финансируются расходы на содержание органов местного самоуправления; на организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности; на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства; на муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; на реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; на обслуживание и погашение муниципального долга; другие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.

Все налоги, поступающие в бюджетную систему, подразделяются в соответствии с ее уровнями на федеральные, региональные, местные.

В соответствии с Налоговым  кодекса Российской Федерации к  федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; единый социальный налог; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

К региональным налогам относятся: транспортный налог, налог на имущество организаций и игорный бизнес.

К местным налогам  относятся: земельный налог и  налог на имущество физических лиц.

Для реализации принципа сбалансированности бюджета применяется  механизм бюджетного регулирования, составным элементом которого является система регулирующих доходов. Регулирующие доходы бюджетов – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

Бюджетным законодательством  РФ в числе форм финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов  РФ предусмотрены: предоставление дотаций  на выравнивание уровня минимальной  бюджетной обеспеченности субъектов РФ; предоставление субвенций на финансирование отдельных целевых расходов; предоставление бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ. Подобная финансовая помощь предусмотрена и для последующих уровней бюджетной системы.

Модель бюджетного федерализма, выбранная Российской Федерацией, предполагает обеспечение чёткого разграничения  функций между разными уровнями управления. Это необходимо для того, чтобы каждый бюджет мог сохранить  свою самостоятельность с высокой степенью автономии региональных и местных бюджетов, оставляя в то же время за федеральным бюджетом доминирующее положение в общей бюджетной системе страны. Возникающие при этом межбюджетные отношения должны быть прозрачными и понятными любому участнику данного процесса.

Таким образом, в России постепенно сформировалась своеобразная национальная модель федерализма. В  этой модели уникально сочетаются принципы кооперации и конкуренции. С одной  стороны, регионы конкурируют друг с другом за размещение на их территории наиболее прибыльных предприятий и получение финансовой помощи из центра. С другой – важнейшие полномочия и финансовые ресурсы сосредоточены в руках федерального центра. Федеральное правительство обладает широкими полномочиями, устанавливает единообразное законодательство по всем важнейшим вопросам, обеспечивает единство налоговой системы для всей Федерации.

 

ГЛАВА 2. Анализ современной бюджетной системы Японии

2.1. Анализ доходов  и расходов бюджетов Японии

Бюджет на 2012 г. предусматривал самое большое за последние 20 лет увеличение расходной части - на 5,4%. Снижение налогов, прибылей корпораций и доходов населения привело к сокращению поступлений в бюджет от налогообложения на 19,8% - до 47,1 трлн. иен. Для компенсации этих потерь Правительство выпустило облигационные займы на 31,05 трлн. иен, что на 99,6% больше, чем в 2008-2009 гг. Такая повышенная зависимость от заимствований повлияет на рост государственного долга. В 2012 финансовом году произошло беспрецедентное сокращение налогов - на общую сумму 9,4 трлн. иен. Его реальные масштабы, однако, меньше (примерно 5 млрд. иен), поскольку в 2008-2009 гг. имели место временные пересмотры налогов, в частности подоходного, в сторону снижения.

Структура расходной и доходной частей бюджета на 2011-2012 гг. (в сравнении с бюджетом на 2008-20099 гг.) представлена в таблице 1.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Структура доходной и расходной  частей бюджета на 2008-2009 и  2011-2012 гг., млрд. иен

 

Показатели

1998-1999

1999-2000

Доходы

   

Налоговые и  почтовые поступления

58522

47119

Неналоговые поступления

3590

3691

Выпуск  правительственных облигационных займов

15557

31050

     

Расходы

   

Обслуживание  государственного долга

17262

19831

Социальное  обеспечение

14843

16095

Ассигнования  местным органам власти

15870

13523

Общественные  работы

8985

9430

Образование и  научные исследования

6345

6473

Оборона

4939

4932

Пенсионное  обеспечение

1530

1478

Экономическое сотрудничество

980

987

Развитие энергетики

668

653

Специальные             и             резервные             фонды

509

509

Продовольственный контроль

269

268

Помощь мелким предпринимателям

185

192

Прочие

5278

5367


Сокращение  сбора подоходных налогов в следующем  финансовом году связано с уменьшением максимальной ставки и увеличением вычетов из налогооблагаемой базы в пользу иждивенцев. Снижение налогов в основном коснулось лиц со средними и высокими доходами. С целью стимулирования фондового рынка в дальнейшем предусматривается отмена налога на операции с ценными бумагами.

Для стабилизации финансовой системы в 2012 г. было выпущено облигационных займов на 2,5 трлн. иен. Эти средства использованы преимущественно на покрытие дефицита фондов, необходимых для выплат вкладчикам национализированных банков "Японского банка долгосрочного кредитования" и "Nippon Credit Bank".

Ассигнования  на общественные работы с 2012 г. увеличивались на 
5% (в предшествующем году они сокращались на 7,8% в связи с планами 
Правительства по предотвращению бюджетного дефицита). 
Осуществлены крупные  вложения  в  строительство  аэропортов  и сопутствующей инфраструктуры на скоростных железных дорогах, на 
развитие которой ассигнуется 163,4 млрд. иен (рост на 2,4% по сравнению 
с предшествующим финансовым годом), включая средства местных 
органов власти. Вложения в размере 31,7 млрд. иен направлены на развитие скоростной дороги в Тохоку, Хо-курику, на Кюсю. 
Министерство почт получило средства для преодоления региональных 
различий в развитии средств связи за счет распространения услуг сотовой 
связи в отдаленных районах. Это же ведомство совместно с министерствами транспорта и строительства приступило к реализации проекта 
интегрированной транспортной системы с использованием ЭВМ. 170 млрд.    иен    предназначено    Министерству    земледелия, лесоводства и рыболовства для развития ирригационных и дренажных объектов. Примечательно, что правительство, тесно связанное со строительными корпорациями, отдает предпочтение в сфере общественных работ строительству, а не иным проектам.

Центральные власти в 2012 г. подвергли ревизии 92 проекта, вызвавших протесты местного населения или не реализованные из-за проблем с приобретением земельных участков. Двадцать шесть проектов (в том числе сооружение плотин, порта и портовых сооружений) будут прекращены, 51 - приостановлен, 15 - подвергнуты секвестру.

Правительство направило дополнительные средства ассоциациям по кредитным гарантиям. На 55% (до 17,5 млрд. иен) увеличила его участие в капитале Корпорация страхования кредитов для малого бизнеса. Бюджет предусматривает ежегодное выделение 192,3 млрд. иен (прирост на 3,5%) на поддержку малого и среднего бизнеса. Среди запланированных в этой сфере мер - содействие предпринимателям в деле энергосбережения, расширения торговли, способствующей решению таких проблем, как быстрое старение населения и загрязнение окружающей среды. В сфере венчурного бизнеса предусматривается выделение министерствами части своих бюджетов на проведение НИОКР силами небольших компаний указанного профиля.

Как и в 2009 бюджетном году, в 2012 г. сокращены расходы на оборону. Относительно ВВП они не превысят установленный предел в 1% (составят 0,98%). Затраты на военные поставки и ремонт уменьшаются также благодаря высокому курсу иены относительно доллара и низким ценам на нефть. Девятьсот шестьдесят млн. иен выделяются на совместные японо-американские исследования в области создания систем по обнаружению и уничтожению баллистических ракет. Протесты жителей Окинавы заставили центральные власти отказаться от ассигнований на строительство аэродрома на месте бывшей военной базы США в южной части этого острова.

Правительство в 2000 г. предусмотрело существенное (на 8,1% - до 963 млрд. иен) увеличение расходов на научные разработки. Приоритет отдается фундаментальным исследованиям. Ассигнования на социальную помощь увеличились на 8,4% и составляют 20% всех бюджетных расходов.

Как считают  иностранные наблюдатели, в современных  условиях население Японии склонно к экономии финансовых средств, поскольку считает, что в будущем Правительство неизбежно повысит налоги и сократит государственные расходы.

Расходы на социальное обеспечение. В Японии система социального обеспечения долгое время находилась в зачаточном состоянии. Ее концепция и соответствующая юридическая база были разработаны в ходе послевоенных демократических реформ. Концепция социального обеспечения предусматривала гарантию поддержания минимального уровня жизни и стабильного существования всех членов общества, что достигается совместными усилиями государства и частного предпринимательства при координирующей роли Правительства в лице Министерства здравоохранения (МЗ) и Министерства социального обеспечения (МСО). Особое значение придается поддержанию баланса между затратами общества и каждого индивидуума с тем, чтобы люди получали социальную помощь, соотносимую со средним доходом работника, но не выше его.

В соответствии с правительственной стратегией превращения Японии в "сверхдержаву качества жизни" к 2025 г. планируется поднять расходы на соцобеспечение до 28,5-32,5% национального дохода с повышением доли налоговых поступлений и выплат на социальное страхование до 49,5-53,5% национального дохода.

Предполагается  изменить структуру расходов в системе социального обеспечения. Если сейчас затраты на выплату пенсий, страхование здоровья и помощь нуждающимся составляют соотношение 5:4:1, то к 2025 г. оно примет вид 5:3:2. Для реализации этих планов в 90-е годы проводилась налоговая реформа, предусматривающая сокращение с 1995 г. подоходного налога и увеличение потребительского с 1997 г. (с 3 до 5%). Предполагается, что последний будет повышаться по мере необходимости.

Информация о работе Бюджетная система Японии