Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной бюджетной системы Японии.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
– раскрытие основных звеньев бюджетной системы;
– рассмотрение главного звена системы государственного бюджета Японии;
– провести сравнительный анализ государственных бюджетов Японии и России;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования бюджета…………….3
1.1 Бюджет, его должностная сущность и функции…………………………3
1.2. Особенности бюджетной системы Японии ……………………………….6
1.3. Сравнительная характеристика государственных бюджетов в РФ и Японии……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Анализ современной бюджетной системы Японии……………….21
2.1. Анализ доходов и расходов бюджетов Японии………………………….21
2.2. Анализ отражения источников формирования доходной части бюджетов Японии……………………………………………………………………………42
2.3. Особенности государственного долга в Японии, его управление……….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….50
Подробнее система социального обеспечения Японии будет рассмотрена в разделе 6.
Расходы на оборону. Направления расходов в области обороны Японии определены в «Тезисах программы национальной обороны» от 29 октября 1976г. Управление национальной обороны Японии (УНО)
отвечает за подготовку военного бюджета страны. Полный бюджетный запрос на следующий финансовый год направляется в Кабинет министров для одобрения в конце декабря, и Кабинет официально представляет военный бюджет Парламенту для ратификации. Объем военных расходов Японии по отношению к ВВП и бюджету приведен в таблице 3.
Таблица 3 Военные расходы Японии (доля в ВВП и в бюджете), %
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Доля обороны в ВВП |
0,93 |
0,94 |
0,94 |
0,94 |
0,95 |
0,95 |
0,98 |
Доля обороны в бюджете |
6,4 |
6,4 |
6,7 |
6,7 |
6,7 |
6,4 |
6,2 |
На 2008 г. Правительство установило потолок в 0,9% на все увеличения бюджета, что на 2,9% ниже первоначального запроса УНО. Одной из мер по снижению затрат было сокращение дополнительной финансовой помощи американским вооруженным силам.
Существует несколько причин введения ограничений на военные расходы в Японии. Первая - внутреннее общественное мнение: ст. 9 Конституции объявляет войну незаконным инструментам национальной политики. Вторая заключается в том, что несколько соседей Японии опасаются, что совершенствование обороны - основной признак утверждения милитаризма.
Несмотря на то, что расходы на военные цели "непопулярная статья" бюджета, оборонная промышленность Японии - самая высокотехнологичная в Азии.
Что касается вышеприведенных ограничений, то их подтверждает тот факт, что 90% военной техники закупается у отечественных производителей. Так как военную продукцию в стране производит круг промышленных конгломератов, то действующий запрет на экспорт военной техники удорожает отечественное производство. Затраты на
военные НИОКР с 1986 по 1996 г. выросли вдвое и достигли 1,3 млрд. иен.
Расходы на поддержку малого бизнеса. Основными средствами государственной политики стимулирования малого бизнеса в зарубежных странах являются:
-финансовая поддержка - реализация государственных целевых кредитных программ, гарантирование займов, представление льготных и безвозмездных субсидий;
-управленческая
поддержка - консультирование, обучение,
информационное обслуживание, финансирование
и участие в работе
организаций, оказывающих непос
предпринимателям, создание
функционирования;
-налоговая политика
- льготная система
-антимонопольная политика.
В Японии система поддержки предпринимательства направлена на обеспечение условий деятельности мелких и средних предприятий в качестве полноправных элементов рыночной конкуренции, развитие их самопомощи и проведение мер по ее поддержке. Государственная финансовая поддержка осуществляется через специализированные организации - Корпорацию по финансированию мелких предприятий, Национальную финансовую корпорацию, Центральный кооперативный банк для торговли и промышленности. Большое внимание уделяется модернизации и совершенствованию отраслевой структуры. Льготы по финансированию и налогообложению представляются предприятиям, действующим на основании планов модернизации и совершенствования отраслевой структуры, утвержденных Правительством в соответствии с задачами и направлениями развития национальной экономики. Специальные программы направлены на расширение взаимопомощи мелких предпринимателей через различные объединения. Существенную роль в этих программах играет Корпорация малого бизнеса, а также органы местного управления, предоставляющие кредиты объединениям мелких предприятий и кооперативам на приобретение земли, помещений и оборудования.
Ассоциации
по гарантированию займов, созданные
местными властями во всех административно-
Японская государственная
Корпорация малого бизнеса, созданная
для проведения комплексных мер,
целиком финансируется
Система взаимопомощи для предотвращения банкротств, также функционирующая при Корпорации малого бизнеса, призвана защищать предприятия от финансовых затруднений, возникающих по вине других предприятий. Вкладчикам - членам фонда взаимопомощи предоставляется беспроцентный кредит в размере до десятикратной величины накопленной ими суммы взносов.
Основные цели правительственной политики в отношении мелких и средних предприятий в Японии - модернизация производства, рационализация управления, повышение технического уровня, поощрение кооперации, создание комплексных организаций. Ведущей японской организацией, осуществляющей управленческую и техническую помощь, является Институт малого бизнеса. Его деятельность финансируется из госбюджета и частично за счет оплаты обучения. В него входят Научно-исследовательский центр по малому и среднему бизнесу, отвечающий за разработку учебных материалов и программ, и семь отделений, расположенных в различных регионах Японии. Ежегодно в этой системе проходят обучение около 10 тыс. человек.
Услуги по консультированию и обучению на местах предоставляются прежде всего торгово-промышленными палатами. Со стороны государства осуществляется поддержка инновационной деятельности на предприятиях малого и среднего бизнеса.
В Японии для предприятий с капиталом не более 100 млн. иен установлены ускоренные нормы амортизации и налоговые скидки, предоставляются льготы по НИОКР, разрешается увеличить на 16% выше нормированного лимита сумму резервного фонда на покрытие убытков, связанных с безнадежными долгами, которые не облагаются налогом.
Ставка налога на прибыль снижена до 28% для предприятий, уставный капитал которых ниже 10 млн. иен, что является льготной ставкой для предприятий малого и среднего бизнеса.
Расходы на НИОКР. По объему инвестиций на научные исследования Япония стоит на втором месте после США. В Японии 1 млн. научных сотрудников, получено 270 тыс. патентов (по этому показателю страна занимает первое место в мире).
Япония тратит 3% ВВП на исследовательские цели, что также является самым высоким показателем среди промышленно развитых стран, но доля на науку среди экономических расходов составляет 20% , что ниже, чем в других странах (в США - 20%, во Франции - 40%).
Доля затрат на НИОКР в общей сумме бюджетных расходов в последние 20 лет довольно стабильна и составляет 3-3,5%. Фундаментальные исследования необоронного характера стоят в стране на первом месте (51,2 % расходов), тогда как в Германии - 41,4%, в Канаде - 35%, в Италии - 46,4%.
2 августа 2012 г. Правительство Японии утвердило основные принципы формирования государственного бюджета на 2013-2014 финансовый год, который начался 1 апреля 2013г. Новый бюджет предусматривает:
4. В бюджете Японии на 2013-2014 финансовый
год выделено 2
млрд. иен (16 млн. долл.) на оказание государственной
поддержки разработчикам роботов-помощников
человека. В течение
же ближайших пяти лет на это планируется
ассигновать из
государственной казны примерно 100 млн.
долл.
В результате в рамках утвержденных рекомендаций общий размер расходов японского бюджета определен на уровне 48,1 трлн. иен (400 млрд. долл.). Этот показатель несколько выше 47,5 трлн. иен (305 млрд. долл.), отведенных на аналогичные нужды в бюджете 2012 г. Однако Министерство финансов Японии рассчитывает позднее снизить расходы до уровня 2012 финансового года или даже до более низкого показателя.
Учитывая расходы, за год до ноября
2013 г. общий бюджет
составлял 85
трлн. иен, почти на 2 трлн. иен выше по сравнению
и
размером бюджета за год до ноября 2012 г.
Размер бюджета включает 47,8 трлн. иен на общие расходы и примерно 18 трлн. иен на выплату процентов и выкуп правительственных бондов.
Бюджетная политика Японии сегодня находится на достаточно высоком уровне, но необходимы некоторые изменения в области доходов и расходов, такие как повышение доли расходов на оборону и уменьшение роли заемных средств в доходах.
Также следует отметить и то, что в 2012 г. сохранилась ставка налога на потребление - 5%.
В целом можно сделать вывод, что бюджетная политика Японии направлена на повышение темпов экономического роста и сохранение роли социальных целей в расходах бюджета.
Бюджет на 2011-2012 гг. предусматривал прирост ВВП Японии на 0,5%, однако большинство наблюдателей вполне справедливо считали этот показатель завышенным, поскольку в стране происходила и происходит кардинальная перестройка предпринимательских структур в связи с переходом от динамичного развития в годы холодной войны к замедленным темпам после ее окончания.
В своей доходной части государственный бюджет Японии формируется, главным образом, за счет налоговых поступлений. Среди них около 35,2% составляет подоходный налог с физических лиц, около 22,4% - налог на прибыль корпораций, 19,3% -налог на потребление и около 10% - другие косвенные налоги.
В Японии более
64 % всех налоговых поступлений
Доходная часть
бюджета префектур строится не только
на налогах. В Японии, по сравнению
с рядом других стран, довольно высока
доля неналоговых поступлений. Так,
в государственном бюджете налоги составляют около
85% и неналоговые средства - 15%, местные
органы управления имеют до четверти неналоговых
поступлений, в которые
входят арендная плата, продажа земельных
участков и другой
муниципальной недвижимости, пени, штрафы,
продажа облигаций,
доходы от лотерей, займы. В неналоговые
статьи дохода включается
также остаток предыдущего года. Однако налоги, безусловно,
являются важнейшей образующей государственного бюджета.
В бюджете выделены общие и специальные счета. Первый счет определяет размер регулярных расходов. Специальные счета используются для оплаты общественных работ, выдачи пенсий, погашения государственной задолженности. В распоряжение Правительства направляется примерно 75% доходов государства.
Структура государственных доходов бюджета Японии.
Особенностью расходной части бюджета Японии является очень низкий уровень финансирования национальной обороны (около 6% всей суммы расходов, или менее 1% ВВП). К крупнейшим статьям расходов относится социальное страхование и пенсии (18 - 20%), трансферты региональным администрациям - префектурам (16 - 18%), а также государственные инвестиции в инфраструктуру (приложение 5.4). Для финансирования последних используются не только текущие налоговые сборы, но и средства государственной системы сберегательных касс при почтовых отделениях, в которых хранится более 20% личных сбережений японцев. Структура государственных расходов бюджета Японии приведена на рис. 4. В настоящее время самой крупной расходной статьей бюджета центрального Правительства является обслуживание государственного долга. В 90-е годы страна переживала третий за послевоенный период бюджетный кризис (первые два произошли соответственно в 1946-1949 и 1977-1980 гг.). Как и во многих других странах, бюджетные инвестиции являются средством стимулирования конъюнктуры. В конце 70-х годов текущий дефицит бюджета, покрываемый выпуском государственных облигаций, доходил до 34,7% расходной части бюджета. Продажа государственных предприятий помогла к началу 90-х годов отказаться на время от государственных заимствований.