Бюджетная система Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной бюджетной системы Японии.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
– раскрытие основных звеньев бюджетной системы;
– рассмотрение главного звена системы государственного бюджета Японии;
– провести сравнительный анализ государственных бюджетов Японии и России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования бюджета…………….3
1.1 Бюджет, его должностная сущность и функции…………………………3
1.2. Особенности бюджетной системы Японии ……………………………….6
1.3. Сравнительная характеристика государственных бюджетов в РФ и Японии……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Анализ современной бюджетной системы Японии……………….21
2.1. Анализ доходов и расходов бюджетов Японии………………………….21
2.2. Анализ отражения источников формирования доходной части бюджетов Японии……………………………………………………………………………42
2.3. Особенности государственного долга в Японии, его управление……….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….50

Файлы: 1 файл

бюджет сист Японии.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 2 Расходы бюджета Японии на 2009-2010 и 2011-2012 гг., %

 

Статья  расходов

2009-2010

2011-2012

1

2

3

Обслуживание  государственного долга

22,23

24,87

Социальное  обеспечение

19,11

20,18

Ассигнование  местным органам власти

20,43

16,96

Общественные  работы

11,57

11,83

Образование и  научные исследования

8,17

8,12

Оборона

6,36

6,19

Пенсионное  обеспечение

1,97

1,85

Экономическое сотрудничество

1,26

1,24

Развитие энергетики

0,86

0,82

Специальные и резервные фонды

0,66

0,64

Продовольственный контроль

0,35

0,34

Помощь мелким предпринимателям

0,24

0,24

Прочие

6,80

6,73


 

Уровень расходов на оборону и доля заемных  средств в государственном бюджете Японии, %

 

Показатели

2008

2009

2010

2011

2012

Расходы на оборону

1,8

2

2,5

4

5,5

Доля заемных  средств в доходах бюджета

23

21,8

21,8

18

16,7


Финансово-бюджетная  система Японии построена таким  образом, что местные власти собирают чуть больше трети от общих налоговых  поступлений в стране. Понятно, что  ограниченность собственной финансовой базы местных бюджетов вступает в противоречие с объемом возложенных на них функций. В связи с этим проводится балансировка доходов и расходов центрального и местных бюджетов, которая осуществляется в ходе бюджетного процесса, когда местные власти получают существенные переводы из Центра в виде перераспределения налогов, государственных субсидий и дотаций. В результате конечные расходы центрального Правительства и местных бюджетов соотносятся примерно в пропорции 1:3. По существу, эти отчисления представляют собой систему регулирования местных финансов, цель которой обеспечить местные власти средствами для выполнения возложенных на них функций.

Трансферты  призваны нивелировать разницу в  финансовом положении отдельных  префектур и муниципалитетов. Речь, конечно, не идет об "уравниловке" в какой бы то ни было форме. При распределении трансфертов Правительство исходит из того, что гражданин, проживающий в любой префектуре или городе, является одновременно гражданином Японии и уже поэтому должен получать определенный набор общественных услуг независимо от того, каково финансовое положение местного органа власти. Исходя из этого принципа, трансферты распределяются между префектурами и муниципалитетами в неравных пропорциях. В среднем они составляют около 40% доходной части бюджетов префектур и 30% - муниципалитетов, но за этими средними показателями стоит значительный разброс по отдельным регионам.

Отчисления  из центрального бюджета получают не все, а так называемые нуждающиеся  префектуры и муниципалитеты (последние не непосредственно от Правительства, а через префектуры). Перераспределение налогов осуществляется по принципу полного или частичного "сбалансирования разницы" между "основными финансовыми потребностями" и "основными финансовыми поступлениями". Большинство японских органов местного самоуправления в той или иной форме получают трансферты от центрального Правительства. Из 47 префектур лишь четыре - Токио, Канагава, Аити и Миэ - до недавнего времени считались состоятельными и не пользовались трансфертами центрального Правительства (сейчас их количество сократились до одной - Токио), а из 3437 городов, поселков и деревень бездотационны лишь 164. Рассмотрим далее основные источники доходов местных бюджетов Японии.

Около половины всех переводов центрального Правительства составляют отчисления государственных налогов в пользу префектур и муниципалитетов. Ежегодно на заседании Кабинета министров принимаются Основные положения об обычных отчислениях от государственных налогов на предстоящий финансовый год. В качестве отчислений регионам передается 32% подоходного налога, налогов с юридических лиц и налога на спиртное, 24% потребительского налога и 25% налогов на табачные изделия. Важная особенность этих отчислений - возможность для местных администраций использовать их как собственные источники доходов, т. е. без всяких условий и ограничений, в отличие от государственных субсидий и дотаций.

Помимо обычных  отчислений от государственных налогов, Правительство применяет и специальные, целевые. Если на территории органов местного самоуправления реализуются какие-либо общегосударственные программы, в рамках которых предусматриваются льготы по местным налогам, государство компенсирует потери от недополучения налогов в размере 80% для префектур и 75% - для муниципалитетов. В целом отчисления от государственных налогов (или местные передаваемые налоги) играют заметную роль в формировании доходной части местных бюджетов.

В Японии используется и система так называемых местных  уступаемых налогов, когда государство "уступает" местным властям ряд налогов, идущих на определенные цели, например дорожный налог, налог на авиационное топливо и некоторые другие. Однако уступаемые налоги играют несравненно меньшую роль в качестве источника пополнения местных бюджетов     (2-5%).

Важным источником в доходах местных бюджетов являются компенсационные взносы, которые  взимаются с застройщиков земельных  участков, а также сборы за уборку улиц и коммунальные услуги, плата  в транспорте.

Ещё один источник дохода местных бюджетов - субсидии и 
дотации казначейства, предназначенные для частичного или полного 
возмещения расходов по выполнению функций, делегированных на 
местный уровень власти. Среди таких функций - обязательное 
образование, общественное строительство, государственное

здравоохранение и социальное обеспечение, участие органов местного самоуправления в общегосударственных программах, например, по развитию    местных    энергоресурсов,    строительству нефтехранилищ   и др. Часть субсидий и дотаций передается префектурам для последующего перевода городам и поселкам.

Правительство Японии использует и систему кредитования 
органов местного самоуправления через программу займов и 
инвестиций. Эта программа дополняет центральный бюджет и служит для 
финансирования различных экономических и социальных проектов из 
государственных средств или средств, аккумулируемых государством в 
Бюро доверительных фондов Министерства финансов, почтово- 
сберегательной сети, в государственных страховых фондах (почтовый 
фонд страхования жизни), на спецсчете промышленных инвестиций. 
Средства правительственной программы займов и инвестиций (ППЗИ) 
используются на приобретение облигаций местных органов власти либо 
непосредственно, либо через корпорацию финансирования местных 
общественных предприятий. Они составляют около 45% всех местных 
займов. Ресурсы, поступающие через ППЗИ, местные органы власти 
направляют на организацию общественных работ, реализацию 
общегосударственных программ регионального развития, предварительную покупку земельных участков для общественных нужд, кредитование местных частных и общественных предприятий. Это строго целевые и процентные кредиты, поскольку предназначены они для финансирования проектов с ожидаемой прибылью. В то же время условия кредитования - льготные по сравнению с обычным коммерческим кредитом.

Помимо государственных  кредитных ресурсов, местные бюджеты  пополняются и за счет займов, размещаемых  на частном финансовом рынке путем  открытой продажи облигаций органов  местного самоуправления и закрытой подписки на них. Выпуск местных займов контролируется Правительством и осуществляется с разрешения Министерства по делам местного самоуправления.

В     целом     можно     сказать,     что     перечисления     центрального Правительства местным органам власти на безвозвратной и возвратной

основе не только обеспечивают финансовую базу для выполнения ими закрепленных общегосударственных  функций, но и дают возможность участвовать  в общегосударственной политике совершенствования инфраструктуры (в соответствии с комплексными планами  развития национальной территории), проводить собственную политику развития, в том числе и путем инициирования, участия и поддержки локальных проектов.

Около 1/3 общего объема капиталовложений местных бюджетов направляется на общественные работы, находящиеся под непосредственным контролем Правительства или получившие целевые субсидии.

Оставшиеся 2/3 инвестиционных расходов органов местного самоуправления приходятся на счет "самостоятельных  работ", большая часть которых  осуществляется в рамках общегосударственных  и региональных планов: долгосрочных планов развития данной территории, политики по отношению к депрессивным районам и районам депопуляции.

Из местных  бюджетов финансируются работы по комплексному обустройству территории и созданию "благоприятной жизненной среды".

Система перераспределения  финансовых ресурсов между центральным  и местными бюджетами - важнейшая  характеристика отношений между государством и регионами. На ее основе Правительство формирует пропорции доходов и расходов, которые являются не только показателями степени централизации/децентрализации бюджетной системы, но и важными характеристиками территориальной структуры экономики.

Помимо традиционного  финансирования страны через текущий  бюджет, доходная часть которого формируется  за счет налогов, в Японии существует и параллельная, тоже государственная, система финансирования экономических проектов, но с привлечением внебюджетных, в традиционном понимании, средств. Эта система называется Государственной инвестиционной программой и используется для развития приоритетных, с точки зрения государства, производств и объектов. Таким образом, фактически Правительство Японии имеет реальный рычаг проведения структурной и промышленной политики.

Сегодня эта  система существует в виде так  называемой Программы государственных займов и инвестиций.

Кроме источников поступления средств, Программа  государственных займов и инвестиций отличается от общегосударственного бюджетного финансирования и тем, что ее средства выделяются на условиях возвратности, срочности и платности. Капиталовложения и займы, полученные компаниями в рамках этой программы,   подлежат   полному   возврату   с   начислением   процентов, которые сегодня устанавливаются в основном на уровне частных кредитных учреждений.

Программа разрабатывается  Правительством одновременно и подготовкой проекта "обычного" текущего бюджета, но отдельно от него. Японский инвестиционный бюджет также проходит ежегодное утверждение в Парламенте.

Финансовыми источниками  программы государственных займов и инвестиций являются:

  • система почтовых сбережений граждан;
  • система почтового страхования жизни;
  • пенсионные фонды;
  • специальный счет промышленного инвестирования;
  • гарантированные Правительством обязательства и займы. Программа  государственных займов  и  инвестиций  оперирует  в

настоящее время  капиталами, достигающими 10% стоимости  ВВП. Это сопоставимо с суммой, составляющей 2/3 общих расходов бюджета.

Рассматривая  японскую бюджетную систему, следует  сказать, что в стране очень жестко закреплено распределение поступлений между центральным бюджетом и местными бюджетами. При этом в Японии предпочитают изъять сначала средства в центральный бюджет, а затем из центрального бюджета финансировать местные бюджеты.

Центральные и  местные власти расходуют средства, главным образом, на обеспечение экономического роста и на социальные цели. Так, около 40% доходов направляется на финансирование транспорта, народного образования, сельского хозяйства и на ликвидацию последствий стихийных бедствий, 20% тратится на социальную сферу, включая здравоохранение, социальные пособия, жилищное строительство, водоснабжение и канализацию, 2,5% расходов по общему счету (несколько более 1% национального дохода) в 2001г. было направлено на оборону.

 

2.2. Анализ  отражения источников формирования  доходной части бюджетов Японии.

 

2.3. Особенности  государственного долга в Японии, его управление.

Управление  государственным долгом – это  процесс разработки и выполнения стратегии управления государственными долговыми обязательствами, которая  позволяет привлечь необходимую сумму финансирования, выполнить целевые установки правительства в отношении степени риска и затрат, а также решить любые другие задачи, поставленные правительством в области управления государственным долгом.

Информация о работе Бюджетная система Японии