Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие сущности и структуры современной бюджетной системы Японии.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
– раскрытие основных звеньев бюджетной системы;
– рассмотрение главного звена системы государственного бюджета Японии;
– провести сравнительный анализ государственных бюджетов Японии и России;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. Теоретические основы функционирования бюджета…………….3
1.1 Бюджет, его должностная сущность и функции…………………………3
1.2. Особенности бюджетной системы Японии ……………………………….6
1.3. Сравнительная характеристика государственных бюджетов в РФ и Японии……………………………………………………………………………11
ГЛАВА 2. Анализ современной бюджетной системы Японии……………….21
2.1. Анализ доходов и расходов бюджетов Японии………………………….21
2.2. Анализ отражения источников формирования доходной части бюджетов Японии……………………………………………………………………………42
2.3. Особенности государственного долга в Японии, его управление……….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……….50
Таблица 2 Расходы бюджета Японии на 2009-2010 и 2011-2012 гг., %
Статья расходов |
2009-2010 |
2011-2012 |
1 |
2 |
3 |
Обслуживание государственного долга |
22,23 |
24,87 |
Социальное обеспечение |
19,11 |
20,18 |
Ассигнование местным органам власти |
20,43 |
16,96 |
Общественные работы |
11,57 |
11,83 |
Образование и научные исследования |
8,17 |
8,12 |
Оборона |
6,36 |
6,19 |
Пенсионное обеспечение |
1,97 |
1,85 |
Экономическое сотрудничество |
1,26 |
1,24 |
Развитие энергетики |
0,86 |
0,82 |
Специальные и резервные фонды |
0,66 |
0,64 |
Продовольственный контроль |
0,35 |
0,34 |
Помощь мелким предпринимателям |
0,24 |
0,24 |
Прочие |
6,80 |
6,73 |
Уровень расходов на оборону и доля заемных средств в государственном бюджете Японии, %
Показатели |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Расходы на оборону |
1,8 |
2 |
2,5 |
4 |
5,5 |
Доля заемных средств в доходах бюджета |
23 |
21,8 |
21,8 |
18 |
16,7 |
Финансово-бюджетная система Японии построена таким образом, что местные власти собирают чуть больше трети от общих налоговых поступлений в стране. Понятно, что ограниченность собственной финансовой базы местных бюджетов вступает в противоречие с объемом возложенных на них функций. В связи с этим проводится балансировка доходов и расходов центрального и местных бюджетов, которая осуществляется в ходе бюджетного процесса, когда местные власти получают существенные переводы из Центра в виде перераспределения налогов, государственных субсидий и дотаций. В результате конечные расходы центрального Правительства и местных бюджетов соотносятся примерно в пропорции 1:3. По существу, эти отчисления представляют собой систему регулирования местных финансов, цель которой обеспечить местные власти средствами для выполнения возложенных на них функций.
Трансферты призваны нивелировать разницу в финансовом положении отдельных префектур и муниципалитетов. Речь, конечно, не идет об "уравниловке" в какой бы то ни было форме. При распределении трансфертов Правительство исходит из того, что гражданин, проживающий в любой префектуре или городе, является одновременно гражданином Японии и уже поэтому должен получать определенный набор общественных услуг независимо от того, каково финансовое положение местного органа власти. Исходя из этого принципа, трансферты распределяются между префектурами и муниципалитетами в неравных пропорциях. В среднем они составляют около 40% доходной части бюджетов префектур и 30% - муниципалитетов, но за этими средними показателями стоит значительный разброс по отдельным регионам.
Отчисления из центрального бюджета получают не все, а так называемые нуждающиеся префектуры и муниципалитеты (последние не непосредственно от Правительства, а через префектуры). Перераспределение налогов осуществляется по принципу полного или частичного "сбалансирования разницы" между "основными финансовыми потребностями" и "основными финансовыми поступлениями". Большинство японских органов местного самоуправления в той или иной форме получают трансферты от центрального Правительства. Из 47 префектур лишь четыре - Токио, Канагава, Аити и Миэ - до недавнего времени считались состоятельными и не пользовались трансфертами центрального Правительства (сейчас их количество сократились до одной - Токио), а из 3437 городов, поселков и деревень бездотационны лишь 164. Рассмотрим далее основные источники доходов местных бюджетов Японии.
Около половины всех переводов центрального Правительства составляют отчисления государственных налогов в пользу префектур и муниципалитетов. Ежегодно на заседании Кабинета министров принимаются Основные положения об обычных отчислениях от государственных налогов на предстоящий финансовый год. В качестве отчислений регионам передается 32% подоходного налога, налогов с юридических лиц и налога на спиртное, 24% потребительского налога и 25% налогов на табачные изделия. Важная особенность этих отчислений - возможность для местных администраций использовать их как собственные источники доходов, т. е. без всяких условий и ограничений, в отличие от государственных субсидий и дотаций.
Помимо обычных
отчислений от государственных налогов,
Правительство применяет и
В Японии используется и система так называемых местных уступаемых налогов, когда государство "уступает" местным властям ряд налогов, идущих на определенные цели, например дорожный налог, налог на авиационное топливо и некоторые другие. Однако уступаемые налоги играют несравненно меньшую роль в качестве источника пополнения местных бюджетов (2-5%).
Важным источником в доходах местных бюджетов являются компенсационные взносы, которые взимаются с застройщиков земельных участков, а также сборы за уборку улиц и коммунальные услуги, плата в транспорте.
Ещё один источник
дохода местных бюджетов - субсидии и
дотации казначейства,
предназначенные для частичного или полного
возмещения расходов по выполнению
функций, делегированных на
местный уровень власти. Среди таких функций
- обязательное
образование, общественное стро
здравоохранение и социальное обеспечение, участие органов местного самоуправления в общегосударственных программах, например, по развитию местных энергоресурсов, строительству нефтехранилищ и др. Часть субсидий и дотаций передается префектурам для последующего перевода городам и поселкам.
Правительство
Японии использует и систему кредитования
органов местного самоуправления через
программу займов и
инвестиций. Эта
программа дополняет центральный бюджет
и служит для
финансирования различных экономических
и социальных проектов из
государственных средств или средств,
аккумулируемых государством в
Бюро доверительных фондов Министерства
финансов, почтово-
сберегательной сети, в государственных
страховых фондах (почтовый
фонд страхования жизни), на спецсчете
промышленных инвестиций.
Средства правительственной программы
займов и инвестиций (ППЗИ)
используются на приобретение облигаций
местных органов власти либо
непосредственно, либо через корпорацию
финансирования местных
общественных предприятий. Они составляют
около 45% всех местных
займов. Ресурсы, поступающие через ППЗИ,
местные органы власти
направляют на организацию общественных
работ, реализацию
общегосударственных программ р
Помимо государственных кредитных ресурсов, местные бюджеты пополняются и за счет займов, размещаемых на частном финансовом рынке путем открытой продажи облигаций органов местного самоуправления и закрытой подписки на них. Выпуск местных займов контролируется Правительством и осуществляется с разрешения Министерства по делам местного самоуправления.
В целом можно сказать, что перечисления центрального Правительства местным органам власти на безвозвратной и возвратной
основе не только
обеспечивают финансовую базу для выполнения
ими закрепленных общегосударственных
функций, но и дают возможность участвовать
в общегосударственной политике
совершенствования
Около 1/3 общего
объема капиталовложений местных бюджетов
направляется на общественные работы,
находящиеся под непосредственн
Оставшиеся 2/3 инвестиционных расходов органов местного самоуправления приходятся на счет "самостоятельных работ", большая часть которых осуществляется в рамках общегосударственных и региональных планов: долгосрочных планов развития данной территории, политики по отношению к депрессивным районам и районам депопуляции.
Из местных
бюджетов финансируются работы по комплексному
обустройству территории и созданию
"благоприятной жизненной среды
Система перераспределения финансовых ресурсов между центральным и местными бюджетами - важнейшая характеристика отношений между государством и регионами. На ее основе Правительство формирует пропорции доходов и расходов, которые являются не только показателями степени централизации/децентрализации бюджетной системы, но и важными характеристиками территориальной структуры экономики.
Помимо традиционного финансирования страны через текущий бюджет, доходная часть которого формируется за счет налогов, в Японии существует и параллельная, тоже государственная, система финансирования экономических проектов, но с привлечением внебюджетных, в традиционном понимании, средств. Эта система называется Государственной инвестиционной программой и используется для развития приоритетных, с точки зрения государства, производств и объектов. Таким образом, фактически Правительство Японии имеет реальный рычаг проведения структурной и промышленной политики.
Сегодня эта система существует в виде так называемой Программы государственных займов и инвестиций.
Кроме источников поступления средств, Программа государственных займов и инвестиций отличается от общегосударственного бюджетного финансирования и тем, что ее средства выделяются на условиях возвратности, срочности и платности. Капиталовложения и займы, полученные компаниями в рамках этой программы, подлежат полному возврату с начислением процентов, которые сегодня устанавливаются в основном на уровне частных кредитных учреждений.
Программа разрабатывается Правительством одновременно и подготовкой проекта "обычного" текущего бюджета, но отдельно от него. Японский инвестиционный бюджет также проходит ежегодное утверждение в Парламенте.
Финансовыми источниками
программы государственных
настоящее время капиталами, достигающими 10% стоимости ВВП. Это сопоставимо с суммой, составляющей 2/3 общих расходов бюджета.
Рассматривая японскую бюджетную систему, следует сказать, что в стране очень жестко закреплено распределение поступлений между центральным бюджетом и местными бюджетами. При этом в Японии предпочитают изъять сначала средства в центральный бюджет, а затем из центрального бюджета финансировать местные бюджеты.
Центральные и местные власти расходуют средства, главным образом, на обеспечение экономического роста и на социальные цели. Так, около 40% доходов направляется на финансирование транспорта, народного образования, сельского хозяйства и на ликвидацию последствий стихийных бедствий, 20% тратится на социальную сферу, включая здравоохранение, социальные пособия, жилищное строительство, водоснабжение и канализацию, 2,5% расходов по общему счету (несколько более 1% национального дохода) в 2001г. было направлено на оборону.
2.2. Анализ
отражения источников
2.3. Особенности
государственного долга в
Управление государственным долгом – это процесс разработки и выполнения стратегии управления государственными долговыми обязательствами, которая позволяет привлечь необходимую сумму финансирования, выполнить целевые установки правительства в отношении степени риска и затрат, а также решить любые другие задачи, поставленные правительством в области управления государственным долгом.