Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Понятие государственного бюджета, его расходы. …………………......4
Классификация бюджетных расходов и её значение . ………………...12
Сущность бюджетного финансирования, его принципы и формы. …..20
Проблемы бюджетного финансирования и пути их решений. ………..27
Заключение ………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …

Файлы: 1 файл

курсяк по финансам.docx

— 93.45 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОСИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

 

 

Кафедра финансов и кредита

Курсовая работа по дисциплине «Финансы»

на тему:

«Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития»

 

 

 

Выполнила: студентка факультета

бухгалтерского учета и финансов

БФ – 2 – 3 Зарочинцева Ю.В.

Проверила: к. э. н. доцент Запорожцева Л.А

Результаты защиты:___________________

____________________________________

Дата защиты:________________________

 

 

 

 

 

Воронеж 2013

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Понятие государственного бюджета, его расходы. …………………......4
  2. Классификация бюджетных расходов и её значение . ………………...12
  3. Сущность бюджетного финансирования, его принципы и формы. …..20
  4. Проблемы бюджетного финансирования и пути их решений. ………..27

Заключение ………………………………………………………………………33

Список использованной литературы …………………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Мы считаем , что государственный бюджет –это достаточно актуальная тема в настоящее время, поэтому и предлагаем её рассмотрение в данной курсовой работе.

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.Объектом данной курсовой работы является государственный бюджет, а предметом являются понятие, принципы, образование, структура, механизмы реформирования и использования государственного бюджета.

Цель курсовой работы - проанализировать понятие, принципы, образование, структуру, механизмы реформирования и использования государственного бюджета.Для достижения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:

  1. Изучить сущность и понятие государственного бюджета;
  2. Рассмотреть принципы государственного бюджета;
  3. Проанализировать структуру государственного бюджета;
  4. Изучить сценарии развития экономики на ближайшие три года;
  5. Рассмотреть проблемы бюджетного финансирования и предложить пути их решений.

По нашему мнению в последние годы проблемы  государственного бюджета, являющегося главной казной государства, а также бюджетная политика распределения расходов, находится в центре внимания, депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, независимых экспертов, журналистов, финансистов, ученых, социологов, что объясняет вполне очевидный выбор обозначенной нами темы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие государственного бюджета , его расходы.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет- имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.  Архивы донесли до нас сведения, что слово “бюджет” происходит от нормандского bouge, bougtte, что в переводе означает “карман”, “мешок”, “кожаный мешок”. Это слово начали использовать англичане, называя им кожаный мешок, в котором приносили в парламент документы, где были сведения о государственных доходах и расходах. Затем этим словом стали называть доклад канцлера казны, с которым он выступал в парламенте. Первые попытки составления бюджета зафиксированы во Франции во времена Филиппа Красивого (1302 г.). В дальнейшем эта практика была прекращена, так как глава государства, как правило, полновластно и бесконтрольно распоряжался всеми государственными средствами, финансы государства не были отделены от королевских. Возвратились к составлению смет доходов и расходов во времена министра финансов Сюлли (1599 – 1611 гг.). Это введение продолжил министр финансов Франции Неккер (1777 – 1781 гг. и 1788 – 1790 гг.), ему принадлежит идея публичности в народном хозяйстве. Именно Неккер создал финансовые основы, на которых позже базировались правила составления бюджета, которые существуют до наших дней.  
Однако нарождавшийся новый класс буржуазии был заинтересован в получении финансовой поддержки со стороны государства и активно выступал против неограниченных финансовых прав монархов. Буржуазия требовала установления контроля над государственными расходами, правом учреждения и отмены налогов. Борьба буржуазии в области финансов послужила исходной предпосылкой возникновения и развития бюджета. 

Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определённая доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.  
В процессе функционирования бюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач и т. п. В изучение  государственного  бюджета внесли свой вклад ряд ученных – экономистов как  Меньшиков С.М., Ревинский И.А., Иванов А.С., Журавлева Г.П., Михальчакова Н.Н., Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. и др. Все перечисленные нами  учёные руководствовались понятием: государственный бюджет – центральное звено финансовой системы, в котором объединяются все основные финансовые институты – расходы, различные виды доходов, государственные займы. Мы,изучив работы учёных – экономистов сделали вывод ,что наиболее полное понятие государственного бюджета даётся в Бюджетном кодексе РФ.

Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. Госбюджет —представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Это – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет госбюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения госбюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам. Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет– это основной финансовый план государства.

2. Бюджет– самый крупный централизованный денежный фонд страны.

3. Бюджет является выражением  экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.

Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, который служит выполнению его политических, экономических и социальных функций. У государственного бюджета можно выделить следующие функции:

1)Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использования для выполнения государственных целей и функций.

2)Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мероприятий за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики.Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;

  1. поддержание государственного аппарата управления;

  1. правоохранительные органы и судоустройство;

  1. медицина, здравоохранение и образование;

  1. оборона страны.

Все эти функции во многом возможны именно благодаря финансовой системе.

Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов государственного бюджета являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Расходы бюджета, являясь важной составной частью государственных расходов в целом, выражают экономические отношения, возникающие в связи с использованием средств общегосударственного денежного фонда. По своему материально-вещественному воплощению бюджетные расходы представляют собой денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

При составлении проектов бюджетов, уточнении бюджетов в ходе их исполнения, при рассмотрении проектов бюджетов, утверждении бюджетов:

  1. определяется объем финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований в пределах планируемых бюджетных доходов, предоставленных дотаций, субвенций, а также с учетом привлекаемых заемных средств;

  1. определяются направления использования средств бюджета на инвестиции, собственные целевые программы; на внешнеэкономическую деятельность, мероприятия по охране окружающей среды (сверх ассигнований, выделяемых из экологических внебюджетных фондов), восстановление памятников природы и культуры, благоустройство городов, поселков и сел, содержание и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов коммунального назначения, сети дорог соответствующего значения (сверх выделяемых ассигнований из дорожных фондов), образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, на содержание органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления и на другие цели;

  1. определяются и уточняются нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, органов милиции общественной безопасности, охраны окружающей среды и на другие цели;

  1. определяются размеры дотаций, субвенций бюджетам нижестоящего территориального уровня и их целевое назначение1.

Теперь мы предлагаем рассмотреть  на конкретном примере структуру расходов государственного бюджета в 2013-2016 годах. В соответствии с принятыми в 2013 году поправками в Бюджетный кодекс Российской Федерации, проект федерального бюджета на 2014–2016 годы будет сформирован не только в функциональной, но и в программной классификации расходов на основе утвержденных Правительством Российской Федерации в 2012 – 2013 годах 40 государственных программ, сгруппированных по 5 направлениям (таблица 1).

Таблица 1.«Программная» структура расходов государственного бюджета в 2013 – 2016 годах.

 

2013 год (аналитическое распределение)

Проект

2014 год

2015 год

2016 год

Расходы государственного бюджета, всего

13 387,3

13 847,0

14 854,8

15 629,2

из них:

       

Расходы на реализацию государственных программ РФ, всего

7 821,0

8 029,3

8 277,6

8 611,6

в том числе по направлениям

       

I Новое качество жизни (12 программ)

3 380,5

3 399,8

3 395,0

3 458,7

II Инновационное развитие  и модернизация экономики (17 программ), без закрытой части

2 063,4

2 137,2

2 260,1

2 415,5

III Обеспечение национальной  безопасности(1 программа), без закрытой части

9,0

6,5

5,0

2,5

IV Сбалансированное региональное  развитие(5 программ)

677,1

677,9

697,3

766,6

V Эффективное государство(5 программ)

1 066,6

1 151,5

1 236,5

1 281,5

Расходы на реализацию государственных программ РФ (закрытая часть)

624,4

656,4

683,7

686,8

Расходы на непрограммную деятельность

5 566,3

5 817,7

6 577,2

7 017,6

в том числе:

       

Финансовое обеспечение развития пенсионной системы

2 775,6

2 611,7

2 785,1

2 936,3

Финансовое обеспечение национальной обороны

1 912,2

2 294,7

2 840,7

3 112,6

Прочие не программные расходы

878,5

911,4

951,4

968,7

Информация о работе Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития