Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Понятие государственного бюджета, его расходы. …………………......4
Классификация бюджетных расходов и её значение . ………………...12
Сущность бюджетного финансирования, его принципы и формы. …..20
Проблемы бюджетного финансирования и пути их решений. ………..27
Заключение ………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …

Файлы: 1 файл

курсяк по финансам.docx

— 93.45 Кб (Скачать файл)

2)Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы – означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

3)Принцип самостоятельности бюджетов – означает:

-право законодательных  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  на каждом уровне бюджетной  системы Российской Федерации  самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

-наличие собственных  источников доходов у бюджетов  каждого уровня бюджетной системы  Российской Федерации;

-законодательное закрепление  регулирующих доходов бюджетов  и полномочий по формированию  доходов соответствующих бюджетов  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

-право органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  определять направления расходования  средств соответствующих бюджетов (в соответствии с Бюджетным  кодексом);

4)Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

Означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и прочие обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.

5)Принцип сбалансированности бюджета – означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

6)Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств – означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7)Принцип общего (совокупного) покрытия расходов – означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

8)Принцип гласности – это обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;

9)Принцип достоверности бюджета – означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.Наличие точных макроэкономических и бюджетных прогнозов является одним из важнейших условий эффективной государственной экономической политики.

10)Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Мы предлагаем рассмотреть некоторые формы бюджетного финансирования подробнее.

Трансферты - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению - пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования - это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств. Они могут предоставляться на:содержание бюджетных учреждений;оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам.

Субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Дотации - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозвратной основе организациям, учреждениям, предприятиям или другому бюджету без обозначения целевого использования(доплата, материальная помощь).

Для обеспечения выполнения принятых расходных обязательств субъектов Российской Федерации сформирована  следующая система межбюджетных трансфертов из государственного бюджета (таблица 3).

 

 

 

Таблица 3. Межбюджетные трансферты из государственного бюджета Российской Федерациимлрд. рублей

Наименование

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

Проект

Темп роста к 2013г., %

проект

Темп роста к 2014г., %

проект

Темп роста к 2015г., %

Межбюджетные трансферты

1 393,5

1 308,8

93,9

1 303,9

99,6

1 309,0

100,4

в том числе:

             

Дотации

603,0

603,3

100,0

615,2

102,0

664,5

108,0

Субсидии

484,6

300,4

62,0

291,3

97,0

242,6

83,3

Субвенции

250,6

318,1

126,9

313,6

98,6

320,0

102,0

иные межбюджетные трансферты

55,3

87,0

157,3

83,8

96,3

81,9

97,7


 

 

Общий объем межбюджетных трансфертов на 2014 год предусмотрен в объеме 1 308,8  млрд. рублей, в том числе дотации – 603,3 млрд. рублей (46,1 % от общего объема трансфертов), субсидии – 300,4  млрд. рублей (23,0 %), субвенции – 318,1 млрд. рублей (23,8%), иные межбюджетные трансферты – 87,0 млрд. рублей (6,6 %).

Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации бюджетам субъектов Российской Федерации, которые предусмотрены на 2014 год в объеме 603,3 млрд. рублей.

Реализация финансового обеспечения первоочередных расходов субъектов Российской Федерации будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положением статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, подлежащих утверждению на очередной финансовый год и плановый период, не может быть менее общего объема указанных дотаций, утвержденных на текущий финансовый год.

С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности региональных и местных бюджетов в 2014-2015 годах будет предусматриваться индексация данного вида финансовой помощи относительно объемов средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 2013 год.

В рамках дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации будут ежегодно предусматриваться средства на частичную компенсацию дополнительных расходов, необходимых на реализацию Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, в 2014-2015 годах в размере 100,0 млрд. рублей ежегодно, в 2016 году – 150 млрд. рублей.

Указанные средства будут предоставляться на осуществление социально-значимых расходов субъектов Российской Федерации, в том числе на повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы.

Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2014 году предусмотрены в объеме 300,4 млрд. рублей.

Одной из основных задач по совершенствованию порядка предоставления субсидий  из федерального бюджета является их  распределение преимущественно приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете. В 2014 году предполагается осуществить распределение  не менее 25% субсидий. В отношении субсидий, нераспределенных федеральным законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и плановый период, предполагается установить требование об утверждении распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации до 1 апреля текущего года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы бюджетного финансирования и пути их решений.
 

Основными задачами в области бюджетных расходов являются:

1.сокращение числа государственных целевых программ, обеспечение концентрации средств бюджета по наиболее эффективным и социально значимым проектам;

2. снижение расходов на содержание государственного аппарата;

3.продолжение децентрализации инвестиционного процесса через расширение государственно-коммерческого финансирования проектов;

4.повышение эффективности использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс путем концентрации их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

5.снижение уровня дотаций отдельным отраслям;

6.усиление контроля за использованием бюджетных средств;

7.обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

При реализации расходной бюджетной политики до сих пор преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится обширная сеть бюджетных учреждений, однако цели ее функционирования, система оценки результативности и эффективности до сих пор не разработаны. Условно существующие проблемы, влияющие на финансовый механизм, «объединены в четыре крупные группы: историческо-психологические, политические, финансовые, институциональные». К первой группе отнесены проблемы, связанные с восприятием населением проводимых реформ, которые объясняются имеющимся опытом получения социальных услуг (возрастная его часть населения психологически не готова к переходу на новый механизм получения социальных услуг. Во вторую группу объединены проблемы, связанные с деятельностью государства в разработке стратегии развития социальной сферы:

1) отсутствие четкости  в определении статуса государства  в социальной сфере;

2) отсутствие единой концепции  развития социальной сферы;

3)отсутствие взаимосвязи  в выработке решений между  различными сферами деятельности.

К третьей группе проблем социальной сферы следует отнести проблемы, связанные с обеспечением отрасли финансовыми ресурсами. В четвертую группу включены проблемы организации финансовых отношений в части предоставлении социальных услуг и взаимодействия между различными секторами в данной сфере деятельности. Институциональные проблемы, характерные для социальной сферы России, заключаются в следующем:

1) оставшаяся с советского  периода сеть бюджетных учреждений, рассчитанная на всеобщее социальное  обеспечение, является потребителем  значительного количества бюджетных  ресурсов, что необоснованно завышает  затратность социальной сферы без получения необходимой отдачи;

2) социальная сфера по-прежнему  остается в основном государственным  сектором, который развивается экстенсивным  путем.

Систематизировав проблемы построения эффективного механизма финансирования социальных бюджетных расходов с учетом специфики социальных расходов, можно предложить для каждой из проблем возможные пути решения.

Формирование негосударственного сектора в социальной сфере возможно по трем направлениям:


 

1)сокращение числа государственных  социальных учреждений путем  преобразования государственных  учреждений, способных функционировать  в рыночной среде, в иные негосударственные  организационно-правовые формы;

2)стимулирование развития  негосударственных организаций, оказывающих  социальные услуги;

3) приобретение социальных  услуг у негосударственных организаций  посредством осуществления социального  заказа.

Для осуществления этого процесса необходимо вначале произвести инвентаризацию бюджетных учреждений социальной сферы. В рамках данной работы следует выявить государственные учреждения со следующими характеристиками: оказывающие услуги в объеме, менее чем 50% от потенциальной мощности; доля внебюджетных доходов в общем объеме которых составляет более 50%; организации со среднесписочной численностью менее 10 человек. Далее, необходимо определить количество государственных учреждений, которые должны оказывать бесплатные социальные услуги за счет средств перераспределяемых через бюджетную систему.

Для системы здравоохранения, прежде всего, следует структурировать контингент получателей социальных услуг по уровню доходности и определить, исходя из платежеспособности, общее количество населения, нуждающегося в бесплатной социальной помощи. В данную категорию граждан должны войти пенсионеры (26,3% всего населения), инвалиды (3,2%), безработные (3,9%) и лица с денежными доходами ниже прожиточного минимума (20,1 %) и другие категории льготников. Таким образом, как минимум половина населения нуждается в бесплатных социальных услугах. Исходя из данной структуры, необходимо рассчитать количество койко-мест в государственных лечебных учреждениях, которые должны оказывать только бесплатные медицинские услуги.

В образовательной сфере при реструктуризации бюджетных учреждений необходимо учитывать отраслевые особенности. В частности, общеобразовательные учреждения, по законодательству, не оказывают платных услуг. В профессиональном образовании, напротив, наблюдается ежегодный рост числа платных образовательных услуг, причем, чем выше ступень профессионального образования, тем больше доля платных услуг. В данном секторе определенно существует возможность для сокращения государственного финансирования.

Важнейшим направлением совершенствования функционирования науки в условиях рыночной экономики является поиск наиболее эффективных форм их бюджетного финансирования, обоснования рационального соотношения различных институционально-организационных сфер. Основой выбора может стать совокупность трех критериев: минимизации накладных и управленческих расходов; максимизации вовлечения научных сотрудников в творческий процесс; минимизации посредников и околонаучных структур. В настоящее время значительная часть средств направляется академическим и вузовским организациям. Не занятые в институтах ученые лишены возможности получить гранты фондов, поэтому целесообразно формирование крупных региональных центров коллективного пользования, работающих по договорам. Это позволит интенсифицировать научные исследования в большинстве областей страны и значительно сократить накладные расходы. Основными путями улучшения планирования и финансирования культуры, искусства и СМИ служат:

Информация о работе Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития