Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2015 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Государственный бюджет как явление в истории человеческого общества появился сравнительно недавно - в эпоху капитализма (феодализм не знал единого документа, который объединял бы все доходы и расходы государства). Его появление связано с отделением государственных финансов от финансов монарха, ограничением власти последнего, переходом к демократическим основам управления государственной и общественной жизнью. Бюджет во всех странах мира служит основой государственных финансов и основным фондом денежного средства государства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Понятие государственного бюджета, его расходы. …………………......4
Классификация бюджетных расходов и её значение . ………………...12
Сущность бюджетного финансирования, его принципы и формы. …..20
Проблемы бюджетного финансирования и пути их решений. ………..27
Заключение ………………………………………………………………………33
Список использованной литературы …

Файлы: 1 файл

курсяк по финансам.docx

— 93.45 Кб (Скачать файл)

 

 

Целевой характер использования бюджетных ресурсов означает, что предоставление бюджетных средств осуществляется строго по целевому назначению в соответствии с утвержденным бюджетом. Если в ходе составления этого основного финансового плана страны государство устанавливает приоритетность и объемы удовлетворения тех или иных общественных потребностей, исходя из реальной социально-экономической ситуации, то принцип целевого использования бюджетных ресурсов также способствует повышению эффективности бюджетных расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация бюджетных расходов и её значение.

Расходы бюджета классифицируются, по ряду признаков. В финансовой теории расходы государства подразделяются натекущие и капитальные. От их объема, структуры и соотношения во многом зависят темпы общественного воспроизводства. Группировка расходов по целевым и экономическим статьямотражает их направленностьна выполнение государством своих функций – социальных, экономических, управленческих, военных и т.п.В то же время направления использования бюджетных средств классифицируется по трем основным принципам: функциональному, экономическому и ведомственному.

1) Функциональная классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и полномочных представителей Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, на выполнение функций государства, и др. Функциональная классификация расходов бюджетов включает следующие разделы:

1) государственное управление и местное самоуправление;

2)судебная власть;

3)международная деятельность;

4) национальная оборона;

5)правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

6)фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

7) промышленность, энергетика и строительство;

8)сельское хозяйство и рыболовство;

9)охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

10)транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

11)развитие рыночной инфраструктуры;

12)жилищно-коммунальное хозяйство;

13)предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

14)образование;

15)культура, искусство и кинематография;

16)средства массовой информации;

17)здравоохранение и физическая культура;

18)социальная политика;

19)обслуживание государственного долга;

20)пополнение государственных запасов и резервов;

21)финансовая помощь бюджетам других уровней;

22)утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

23)мобилизационная подготовка экономики;

24)исследование и использование космического пространства;

25)прочие расходы;

26)целевые бюджетные фонды.

В классификации расходов выделяют второй уровень прочие расходы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ,расходы на проведение выборов и референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации РФ в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации расходов бюджетов и отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности распорядителей средств.Функциональная структура расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 – 2016 годах не претерпит существенных изменений  (таблица 2)

Таблица 2. Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов

Показатель

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

млрд. рублей

в % к итогу

Расходы, всего

24 992,4

100

26 450,7

100

29 046,0

100

31 857,2

100

в том числе:

               

Общегосударственные вопросы

1 404,0

5,6

1 475,1

5,6

1 533,4

5,3

1 574,6

4,9

Национальная оборона

2 099,6

8,4

2 528,2

9,6

3 116,0

10,7

3 447,4

10,8

Национальная безопасность и правохранительная деятельность

2 145,8

8,6

2 208,4

8,3

2 311,7

8,0

2 299,7

7,2

 

Национальная экономика

 

3 139,2

 

12,6

 

3 335,3

 

12,6

 

3 534,5

 

12,2

 

3 839,9

 

12,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

1 130,2

4,5

1 247,4

4,7

1 309,4

4,5

1 405,8

4,4

Охрана окружающей среды

45,7

0,2

51,6

0,2

53,4

0,2

54,8

0,2

Образование

2 870,5

11,5

3 008,7

11,4

3 313,2

11,4

3 648,6

11,5

Культура и кинематография

371,0

1,5

392,3

1,5

435,3

1,5

477,8

1,5

Здравоохранение

2 455,0

9,8

2 600,7

9,8

2 780,0

9,6

3 066,9

9,6

Социальная политика

8 542,8

34,2

8 700,8

32,9

9 296,1

32,0

10 119,7

31,8

Физическая культура и спорт

192,3

0,8

218,8

0,8

244,6

0,8

272,2

0,9

Средства массовой информации

112,2

0,4

104,2

0,4

95,6

0,3

93,0

0,3

Обслуживание государственного и муниципального долга

484,2

1,9

549,3

2,1

591,8

2,0

656,9

2,1


 

 

Более 1/3 бюджетных расходов будет направляться на цели социальной политики. Вместе с расходами на образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт доля расходов, направленных на социальную защиту граждан и оказание социально-значимых услуг, составляет более 55% суммарных расходов бюджетной системы Российской Федерации. Второе место по объему расходов после раздела «Социальная политика» занимает раздел «Национальная экономика», включающий в том числе расходы на развитие инфраструктуры, поддержку экономического роста и диверсификации структуры экономики.

2)Экономическая классификация расходов бюджетов РФ – группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции, как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Согласно экономической классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной (экономической) структурой бюджета, т.е. по направлениям расходования (на оплату труда государственных служащих, выплату различных субсидий, капитальные вложения в основные фонды и др.). Данная классификация состоит из следующих категорий: текущие расходы, капитальные расходы и предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы бюджетов представляют собой часть расходов бюджетов, обеспечивающую текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование. Так, в соответствии со ст. 84 БК РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды капитальных расходов: обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, а также другие расходы на общегосударственное управление, функционирование федеральной судебной системы, национальную оборону и обеспечение безопасности государства, поддержку железнодорожного, морского и воздушного транспорта, осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах.

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда входят расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности федеральной, субъектов РФ и муниципальных образований.

Необходимо сказать, что предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, влечет возникновение права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием государственных и муниципальных образований в уставных капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ оформление доли государственного образования в уставном капитале, осуществляется впорядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством РФ.[2]

3)Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – группировка расходов федерального бюджета, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета с дальнейшей детализацией бюджетов конкретного федерального органа исполнительной власти или иных получателей средств федерального бюджета по целевым статьям и видам расходов (т.е. в соответствии с выполняемыми ими целями и задачами). Перечень главных распорядителей средств последнего утверждается в структуре ведомственной классификации его расходов федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Ведомственная классификация расходов бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ, отражает распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям средств их бюджетов в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ и утверждается их законодательными (представительными) органами. Ведомственная классификация местных бюджетов утверждается правовыми актами органов местного самоуправления.

Элементы функциональной, экономической и ведомственной классификации взаимоувязаны в единую структуру.

Расходы бюджетов определяются направлениями и пределами, установленным федеральным законом, законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований о бюджете на очередной финансовый год. Состав расходов, финансируемых исключительно из федерального бюджета, регламентирован ст. 84 БК РФ.

Большое значение для формирования структуры государственных расходов имеет макроэкономическая политика государства, основным звеном которой является бюджетная политика. Идеи, цели, задачи последней в переходный период, методы и формы ее практической реализации проявляются через параметры бюджета и построение межбюджетных отношений. В процессе бюджетного регулирования решаются следующие основные задачи:

    1. формирование бюджетных доходов, их определенной структуры и текущий период и среднесрочную перспективу;
    2. аналогичное формирование расходов бюджета и их ведомственной, функциональной и экономической структуры;
    3. межбюджетные взаимоотношения, их формы и особенности;
    4. управление (координация) всем бюджетным процессом.

Иначе говоря, в плоскости бюджетной политики лежит вектор регулирования темпов и пропорций распределения бюджетных средств между отраслями экономики и социальной сферой как в государственном масштабе, так и в отдельно взятом регионе.

В ежегодном послании Президента РФ Федеральному собрании РФ «О бюджетной политике» обосновываются первоочередные задачи на очередной год в области расходов, большинство из которых прямо относятся к федеральному бюджету. Анализ этих посланий говорит о том, что финансовое обеспечение структурных реформ, в том числе пенсионной, судебной, военной, социальной, являлось одной из главных задач бюджетной политики в области расходов за последние три года.

В связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач остановимся на перспективных направлениях реформирования социального комплекса. Поскольку в период формирования рыночных отношений значительно возросли потребности населения в конкретных общественных благах, это не только привело к активизации социальной политики, но и предопределило необходимость внесения корректив в бюджетную политику государства, потребовало выработки особой стратегии оплаты общественных расходов.

 

 

 

 

 

  1. Сущность бюджетного финансирования, его принципы и формы.

Расходы бюджета осуществляются с помощью бюджетного финансирования - системы предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Они регламентируются Бюджетным кодексом РФ, в соответствии с которыми должна строиться и развиваться бюджетная система РФ:

1)Принцип единства бюджетной системы  – означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса на всей территории Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с данным принципом едиными должны быть санкции за нарушения бюджетного законодательства, порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Информация о работе Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития