Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 01:17, курсовая работа
Бюджетно-финансовая политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации де-нежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, фискальными инструментами регулирования экономических и социальных процессов.
Введение……………………………………………………………..
1.Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи.
2.Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика.
3.Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях.
3.1 Формирование и модернизация бюджетно-налоговой системы и бюджетной политики в Республике Беларусь
3.2 Исполнение бюджета и бюджетно-финансовая политика в условиях финансово-экономического кризиса в 2009–2011 гг.
Заключение………………………………………………………………….…
Cписок использованных источников…………………….………………….
В третьем варианте бюджетно-финансовой политики ее роль заключается в достижении сбалансированности экономики в целом, а не только бюджета (как по концепции, используемой в первом и втором вариантах). Согласно третьему подходу, макроэкономическая стабильность может сочетаться с разными состояниями бюджетного финансирования, то есть может сопровождаться как дефицитом, так и профицитом бюджета. Бюджетная стабильность здесь рассматривается всего лишь как второстепенная функция экономической динамики.
Подобная трактовка
исходит из того, что макроэкономическая
стабильность означает устойчивый экономический
рост, который сопровождается автоматическим
увеличением налоговых
В развитых рыночных экономиках
сегодня преобладает
Таким образом, бюджетно-финансовая
политика государства это совокупность
мероприятий в сфере
Основными целями бюджетно-финансовой политики являются: финансовая устойчивость, обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти, развитие стимулирующих элементов бюджетной политики, значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику, создание эффективной системы межбюджетных отношений, оценка эффективности бюджетных расходов. Сущность бюджетно-финансовой политики, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях – распределительной и контрольной. Для осуществления функций государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда.
2. Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика
Бюджетно-финансовая политика находится в тесной связи с налоговой политикой. Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему [20, c. 122].
Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
Содержание и цели налоговой политики пересекаются с целями и задачами бюджетно-финансовой политики и обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:
1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
2. Социальных задач;
обеспечение занятости
3. Задачи оптимизации
налоговых изъятий, т.е.
С одной стороны, налоговая
политика порождается экономическими
отношениями; общество не свободно в
выработке и проведении политики,
последняя обусловлена
С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть бюджетно-финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в национальной экономике.
На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором.
В основе формирования налоговой
политики лежат, таким образом, две
взаимно увязанные
Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:
- стабильности налоговой системы;
- одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;
- равенства налогового
бремени для различных
- одинаковых условий
налогообложения для
Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов – пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги – важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе – пополнению государственной казны.
Налоговая политика является составной частью бюджетно-финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.
Во втором случае налоги используются в качестве инструмента воздействия на условия и факторы общественного воспроизводства. В этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.
Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент – налоговая тактика. Тактика и стратегия неразделимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы [20, c. 125].
Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:
- фискальные - повышение доходов государства;
- экономические - обеспечение
экономического роста,
- социальные - перераспределение
налогов в интересах
- международные - укрепление
экономических связей с
Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:
Первый тип – высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.
Второй тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.
Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
На практике налоговая
политика осуществляется через налоговый
механизм, который представляет собой
совокупность организационно-правовых
форм и методов управления налогообложением,
включая широкий арсенал
Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.
Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам были утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.
На сегодняшний день в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах [20, c. 130].
Основу налоговой системы Республики Беларусь составляет Налоговый кодекс Республики Беларусь, который определяет принципы построения налоговой системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами, а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.
В налоговой структуре Республики Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК).
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
-однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
-оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
- одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;