Бюджетно-финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Бюджетно-финансовая политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации де-нежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, фискальными инструментами регулирования экономических и социальных процессов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..
1.Сущность и значение бюджетно-финансовой политики, ее цели и задачи.
2.Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика.
3.Бюджетно-финансовая политика Республики Беларусь в современных условиях.
3.1 Формирование и модернизация бюджетно-налоговой системы и бюджетной политики в Республике Беларусь
3.2 Исполнение бюджета и бюджетно-финансовая политика в условиях финансово-экономического кризиса в 2009–2011 гг.
Заключение………………………………………………………………….…
Cписок использованных источников…………………….………………….

Файлы: 1 файл

Бюджетно -финансовая политика.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

В третьем варианте бюджетно-финансовой политики ее роль заключается в достижении сбалансированности экономики в  целом, а не только бюджета (как по концепции, используемой в первом и  втором вариантах). Согласно третьему подходу, макроэкономическая стабильность может сочетаться с разными состояниями бюджетного финансирования, то есть может сопровождаться как дефицитом, так и профицитом бюджета. Бюджетная стабильность здесь рассматривается всего лишь как второстепенная функция экономической динамики.

Подобная трактовка  исходит из того, что макроэкономическая стабильность означает устойчивый экономический  рост, который сопровождается автоматическим увеличением налоговых поступлений. И как его следствие происходит самоликвидация бюджетных дефицитов. Согласно принципам третьего варианта, при возникновении дефицитов их можно ликвидировать путем повышения налогов или привлечения займов. Однако в этом случае долг будет возрастать. Но в условиях опережающего накопления кредитных ресурсов для финансирования бюджета макроэкономическую стабильность удается сохранить.

В развитых рыночных экономиках сегодня преобладает использование  второго и третьего вариантов  бюджетно-финансовой политики. Это  значит, что большинство государств проводят курс на допущение финансовых дефицитов. Так, во многих западных странах с 1970-х гг. проводится политика таргетирования (от английского "таргет" - цель). Ее суть сводится к установлению максимально допустимых размеров бюджетных дефицитов по отношению к валовому внутреннему продукту.

Таким образом, бюджетно-финансовая политика государства это совокупность мероприятий в сфере организации  бюджетных отношений с целью  обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций

Основными целями бюджетно-финансовой политики являются: финансовая устойчивость, обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти, развитие стимулирующих элементов бюджетной политики, значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику, создание эффективной системы межбюджетных отношений, оценка эффективности бюджетных расходов. Сущность бюджетно-финансовой политики, как и любой другой экономической категории проявляется в двух функциях – распределительной и контрольной. Для осуществления функций государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимосвязь бюджетно-финансовой и налоговой политики. Бюджетно-налоговая политика

 

Бюджетно-финансовая политика находится в тесной связи с  налоговой политикой. Налоговая  политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему [20, c. 122].

Налоговая политика как  совокупность научно обоснованных и  экономически целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

Содержание и цели налоговой политики пересекаются с целями и задачами бюджетно-финансовой политики и обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:

1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;

2. Социальных задач;  обеспечение занятости населения,  стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;

3. Задачи оптимизации  налоговых изъятий, т.е. достижения  паритета между общественными,  корпоративными и личными интересами  в области налогообложения [20, c. 123].

С одной стороны, налоговая  политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в  выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой.

С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть бюджетно-финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в национальной экономике.

На выбор конкретного  варианта решения в области налоговой  политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором.

В основе формирования налоговой  политики лежат, таким образом, две  взаимно увязанные методологические посылки: а) использование налоговых  платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней  и решение фискальных задач государства; б) использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности.

Формирование налоговой  политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:

- стабильности налоговой  системы;

- одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности;

- равенства налогового  бремени для различных категорий  плательщиков с равным уровнем  дохода;

- одинаковых условий  налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей [7, c. 201].

Главные направления  налоговой политики должны исходить не только из центральной функции  налогов – пополнение государственной  казны. Нельзя забывать о том, что  налоги – важнейший экономический  инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе – пополнению государственной казны.

Налоговая политика является составной частью бюджетно-финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. В первом случае посредством налогового механизма государство регулирует формирование собственных средств хозяйствующих субъектов (прибыль, амортизация), своих централизованных фондов финансовых ресурсов и доходов населения. Здесь реализуется фискальная (распределительная) функция налогов.

Во втором случае налоги используются в качестве инструмента  воздействия на условия и факторы  общественного воспроизводства. В  этом качестве налоги реализуют свою регулирующую функцию и формируют, таким образом, механизм налогового регулирования экономики. Инструментами механизма налогового регулирования являются отдельные категории плательщиков, освобождаемые от уплаты налога (сбора), и элементы налога - объект налогообложения, налоговая база, ставка налога.

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это  налоговая стратегия, а на текущий  момент – налоговая тактика. Тактика  и стратегия неразделимы, если государство  стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы [20, c. 125].

Исходя из этого, с  учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

- фискальные - повышение  доходов государства;

- экономические - обеспечение  экономического роста, ослабление  цикличности производства, ликвидация  диспропорций в развитии, преодоление  инфляционных процессов;

- социальные - перераспределение  налогов в интересах определенных  социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

- международные - укрепление  экономических связей с другими  странами, преодоление неблагоприятных  условий для платежного баланса.

Условно выделяют три  возможных типа налоговой политики:

Первый тип – высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой  политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально  учитывает не только собственные  фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

На практике налоговая  политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.) [7, c. 203].

Государство придает  этому механизму юридическую  форму посредством налогового законодательства.

Налоговая система Республики Беларусь первоначально, в 1992 г. была сформирована на основе нескольких законов, установивших общий порядок исчисления и уплаты каждого конкретного налога. В дополнение к законам были утверждены Методические указания по исчислению каждого платежа. Министерством финансов и Государственным налоговым комитетом разработаны разъяснения, уточняющие отдельные положения. Налоговая система гарантировала формирование доходов бюджета и тем самым сыграла положительную роль в обеспечении перехода Беларуси как самостоятельной республики на путь рыночных реформ.

На сегодняшний день в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам и ИМНС по районам в городах [20, c. 130].

Основу налоговой системы  Республики Беларусь составляет Налоговый  кодекс Республики Беларусь, который  определяет принципы построения налоговой  системы в РБ, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами, а также специальные акты налогового законодательства, касающиеся взимания отдельных видов налогов.

В налоговой структуре Республики Беларусь основную долю доходов бюджета (55-60%) составляют косвенные налоги. Косвенными налогами признаются налог на добавленную стоимость и акцизы (статья 6 НК).

В основу налоговой системы  Республики Беларусь положены следующие  принципы:

-однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;

-оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;

- одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;

Информация о работе Бюджетно-финансовая политика