Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:55, реферат
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета - это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие профицита и дефицита бюджета…………………………….4
2. Сокращение профицита бюджета и источники финансирования его дефицита………………………………………………………………..10
3. Бюджетный дефицит (профицит) как инструмент государственного регулирования экономики. Нормативно-законодательное регулирование дефицитов бюджетов………………………………...14
4. Политика снижения дефицита бюджета в США…………………….20
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………….24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Финансы»:
Тема: БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ
группы ДФЭБ-21/б
Рустамова И. Г.
Проверила:
доц. Янцохина Н. П.
Астрахань 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….24
Введение
Определяющую роль в формировании
и развитии экономически любого современного
общества играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Состояние общегосударственных
финансов является одним из важнейших
экономических показателей
Доходы и расходы органов
государственной власти в принципе
могут быть сбалансированы. Однако
в реальной жизни этого, как правило,
не бывает и имеет место дефицит
или профицит. Дефицит или профицит
денежных средств может иметь
место, как в отношении
Профицит государственного бюджета - превышение суммы доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов над расходами и чистым кредитованием.
Дефицит государственного бюджета - превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов власти и классификации доходов и расходов.
Такой концептуальный подход к понятию профицита и дефицита позволяет определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает свои расходы и выдаваемые в целях проведения государственной политики кредиты за счет доходов, официальных трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объема ликвидных средств. Исходя из этого принципа, профицит равен доходам и официальным трансфертам минус расходы на товары, услуги, трансферты и минус чистое кредитование; а дефицит - расходам на товары, услуги и трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные трансферты. Превышение доходов над расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит - с отрицательным [8, c. 166]. Дефицит покрывается за счет финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположной знак [14, c. 166].
Эквивалентом понятия «дефицит/профицит» является общее сальдо (общее бюджетное сальдо).
Наличие дефицита или профицита
сопряжено с признанием необязательного
сбалансирования поступлений и
платежей и возможности использования
государственных финансов для регулирования
экономического развития путем изменения
государственных доходов и
В ряде случаев возникает необходимость в альтернативных методах определения дефицита. В зависимости от поставленных целей могут использоваться различные подходы.
1. Определение дефицита
с учетом сумм начисленных,
но неоплаченных обязательств. Поступления
и платежи органов
Аналогичные расчеты могут
производиться также в случаях
переноса значительной части платежных
обязательств на следующий год. Такой
перенос означает рост предстоящего
спроса на денежные средства и ведет
к росту текущей задолженности.
Возникает необходимость
2. Определение дефицита в целях оценки воздействия операций сектора государственного управления на состояние финансовых активов и обязательств других секторов экономики. Этот подход соответствует концепции Системы национальных счетов, в которой предусмотрено определение показателя чистого заимствования, включающего как финансирование дефицита, так и чистое кредитование, в основе которого лежит правило симметричного отражения финансовых операций. В этих целях к финансированию дефицита бюджета добавляется чистое кредитование, включая продажу акций. Операции кредитования могут рассматриваться по аналогии с операциями финансирования и, следовательно, не объединяться с расходами. Это позволяет проанализировать финансовые операции органов государственного управления с позиций обеспечения ликвидности и Получения прибыли и определения общего влияния сектора государственного управления на состояние финансовых активов и пассивов остальных секторов экономики. В случае объединения категории «кредитование минус погашение» с категорией финансирования появляется возможность определения чистой финансовой позиции сектора государственного управления или, иначе говоря, соотношения его активов и обязательств (разность финансовых активов и обязательств) [15, c. 55].
3. Определение дефицита
в целях оценки воздействия
органов государственного
Внешний дефицит (профицит) может быть определен путем вычитания из общего объема поступлений общего объема платежей применительно к разграничению доходов, расходов, кредитования, заимствования, остатков денежных средств, трансфертов на связанные с операциями с резидентами и нерезидентами следующим образом. Доходы определяются как сумма поступлений из-за границы и полученных официальных трансфертов. К поступлениям из-за границы относятся полученные от нерезидентов налоги, лицензионные платежи, дивиденды, проценты, взносы, штрафы, поступления от некоммерческих и побочных продаж товаров и услуг, от продажи капитальных активов, трансферты из негосударственных источников. Общий объем платежей включает выплаты процентов другим странам, текущие трансферты, переданные за границу, капитальные трансферты, переданные за границу, внешнее кредитование за вычетом погашения, прочие внешние расходы. Разность между внешними доходами и расходами образует внешний дефицит, нуждающийся во внешнем финансировании, или профицит [15, c. 56].
Дефицит бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.
Войны требуют использования
ресурсов на вооружение и содержание
армии. При этом напряжение возникает
не только в период военных действий,
но и в результате расходов на военные
нужды в мирное время. Финансирование
этих расходов осуществляется за счет
увеличения налогов, денежной эмиссии
и выпуска государственных
Другим важным фактором,
порождающим дефицит, являются спады,
стагнация и периоды депрессии
производства. В годы, когда ВВП
и национальный доход сокращаются,
автоматически сокращаются
Рост дефицита может быть
связан с неоправданным, не учитывающим
финансовых возможностей ростом расходов
и их неэффективностью (в частности,
на содержание управленческого персонала,
дотация убыточным отраслям и
др.). Нерациональная налоговая политика,
превышение нормальной налоговой нагрузки
также могут вести к
Дефицит бюджетов и связанный с ним рост государственной задолженности и расходов по ее обслуживанию и погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в европейских странах, учитывая реально складывающуюся ситуацию, не провозглашают в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит фактором экономического роста. В 70-90-х гг. минувшего и в начале нынешнего века для европейских стран дефицит бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП. Основными причинами дефицита бюджета России в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудности с сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использования средств. Глубокий кризис производства и расстройство денежно-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку с расстройством государственных финансов. Либерализация цен в 1992 г. была попыткой сбалансировать спрос и предложение. Неумело проведенная, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетании с другими факторами к глубокому финансово-экономическому кризису. Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит государственного бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита бюджета широко использовалась эмиссия денежных средств. В 1992 г. она составила 1,5 трлн. руб., в 1993-м - 10,1 трлн. Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации рубля. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций. С 1997 г. началось использование более эффективных способов заимствования на международных рынках путем эмиссии ценных бумаг. В 1999-2000 гг. заимствование на международных рынках кредитных ресурсов было существенно сокращено [15, c. 57].