Бюджетный дефицит и профицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:55, реферат

Описание работы

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета - это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие профицита и дефицита бюджета…………………………….4
2. Сокращение профицита бюджета и источники финансирования его дефицита………………………………………………………………..10
3. Бюджетный дефицит (профицит) как инструмент государственного регулирования экономики. Нормативно-законодательное регулирование дефицитов бюджетов………………………………...14
4. Политика снижения дефицита бюджета в США…………………….20
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………….24

Файлы: 1 файл

реф по финансам.docx

— 50.44 Кб (Скачать файл)

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом  законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие  расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем  доходов бюджета субъекта РФ, объем  доходов местного бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета  субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без  учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут  быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение  долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без  учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Существует проблема определения  количественной величины дефицита бюджета, что связано с оценкой бюджетных  потребностей и ассигнований, точностью  учета фактора инфляции (дефлятора), величины бюджетных обязательств, переходящих  с прошлых лет (кредиторская задолженность  государства по оборонному заказу и  другим программам и "федеральным  мандатам", которые не были профинансированы в прошлые годы).

В Российской Федерации пока не внедрены нормативно-законодательные  бюджетные технологии, четко регулирующие исполнение обязательств государства  перед секторами экономики, бюджетной  сферой и населением. Правительству  предоставлены чрезмерно большие  полномочия вносить изменения в утвержденный законом бюджет в ходе его исполнения.

Если в процессе исполнения федерального бюджета происходит снижение объема поступления доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования его дефицита, что  приводит к неполному финансированию расходов, то вводится режим сокращения расходов федерального бюджета (секвестр). Решение об этом принимает правительство, если годовые бюджетные назначения уменьшаются не более чем на 10%. В случае сокращения ассигнований свыше 10% секвестр вводится федеральным законом. Причем должен соблюдаться принцип  пропорциональности сокращения расходов в отношении всех главных распорядителей бюджетных средств и всех программ на текущий финансовый год [15, c. 58].

Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета  сверх утвержденных федеральным  законом о федеральном бюджете, направляются Министерством финансов РФ на уменьшение дефицита бюджета  и погашение государственного долга  без внесения изменений и дополнений в закон о федеральном бюджете.

Итак, различают два типа бюджетно-налоговой политики, в которой  формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту: стимулирующая  бюджетно-налоговая и сдерживающая бюджетно-налоговая (фискальная рестрикция). Государство законодательно воздействует на параметры, определяющие и регулирующие размеры бюджетного дефицита. Один из главных принципов бюджетной  системы РФ - сбалансированность бюджетов. Нормативное регулирование размеров бюджетного дефицита, предусмотренное Бюджетным кодексом определяет: размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ, а бюджета субъекта Федерации - 15% объема его доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Оценка профицита (дефицита) федерального бюджета

Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная с 1999 г.) формировался с профицитом (таблица 1), исходя из определенного уровня цен на нефть.

Таблица 1 - Основные показатели федерального бюджета в 2005-2008 гг., млрд.руб. [14]

Годы Доходы Расходы Профицит 

2005 5127,23 3514,35 1612,88 

2006 6278,89 4284,80 1994,09 

2007 7764,55 6131,81 1632,74 

2008 9258,06 7560,87 1697,19

Весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что реальная цена на нефть была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд - это целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его образования. Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.

В последнее время Стабилизационный фонд являлся главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы  в РФ. В случае если бы средства, находящиеся  в нем, попали в обращение, случился бы инфляционный скачок.

С 2008 г. Стабфонд разделен на Резервный фонд (ст. 96.9 Бюджетного кодекса  РФ) и Фонд будущих поколений (ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ).

За январь-декабрь 2007 года федеральный бюджет, по предварительной  оценке, исполнен [18]:

    1. по доходам - в сумме 7 трлн 764,55 млрд рублей, или 104,3% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2007 год;
    2. по финансированию расходов - 6 трлн 131,81 млрд рублей, или 93,8% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями;
    3. по кассовому исполнению расходов - 5 трлн 982,17 млрд рублей, или 91,5% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями;
    4. кассовый профицит - 1 трлн 782,39 млрд рублей;
    5. первичный профицит составил 1 трлн 924,53 млрд рублей.

Объем ВВП России за 2007 года достиг 32 трлн 530,0 млрд рублей.

Добавим, что совокупный объем средств Стабилизационного  фонда РФ в рублевом эквиваленте  на 1 января 2008 года составил 3 трлн 849,11 млрд рублей, в то время, как на 1 января 2007 года объем Стабфонда составлял 2 трлн 346,92 млрд рублей.

Профицит федерального бюджета  РФ в 2008 году составил 1697,19 млрд рублей или 4% ВВП, говорится в официальном сообщении Минфина РФ. По предварительной оценке, ВВП РФ за 2008 год составил 42 трлн 468,8 млрд рублей, отмечает "Прайм-ТАСС" [15].

Доходы федерального бюджета  в 2008 году составили 9 трлн 258 млрд рублей, расходы на кассовой основе - 7 трлн 560,87 млрд рублей Первичный профицит федерального бюджета составил 1 трлн 849 млрд руб или 4,4% ВВП.

Исправленный бюджет России на 2009 год был окончательно принят только в конце апреле 2009 года. По предварительной оценке Минфина, дефицит  федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составит 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей, или 7,5% к предварительной  оценке объема ВВП за 2009 год. Между  тем, законопроектом о внесении изменений  в бюджет 2009 года дефицит запланирован в размере 2 триллиона 978 миллиардов 398,3 миллионов рублей, или 7,4% ВВП. Таким  образом, дефицит бюджета может  превысить на 1,8% величину, предусмотренную  законопроектом [13].

Исполнение федерального бюджета за 2009 год по доходам прогнозируется в объеме 6 триллионов 713 миллиардов 821 миллионов рублей, или 16,6% к предварительной  оценке объема ВВП за 2009 год (40 триллионов 420 миллиардов рублей), или 100,0% к объему доходов, предлагаемых к утверждению  законопроектом. Однако исполнение бюджета  по расходам прогнозируется в объеме 9 триллионов 745 миллиардов 742,2 миллионов  рублей, или 24,1% к предварительной  оценке объема ВВП за 2009 год и 100,6% к объему расходов, предлагаемых к  утверждению законопроектом (9 триллионов 692 миллиардов 219,4 миллионов рублей).

Данный прогноз по расходам учитывает изменения, уже внесенные  в бюджетную роспись на 2009 год, на сумму 253 миллиардов 428,9 миллионов  рублей. Расходы включают в себя 199 миллиардов 706,1 миллионов рублей бюджетных ассигнований на поддержку  финансового рынка, рынка труда  и отраслей экономики, 55 миллиардов 581,1 миллионов рублей, не использованных бюджетных ассигнований инвестиционного  фонда РФ. Прогноз также учитывает  предлагаемое законопроектом увеличение расходов на 667 миллиардов 564,4 миллионов  рублей.

Таким образом, в 1999-2008 гг. федеральный  бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд. В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб. Дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составил 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей.

 

  1. Политика снижения дефицита бюджета в США

 

Характерной чертой современного этапа является рост размеров бюджетных  дефицитов. Суммарный дефицит бюджета  США за 2010-2019 годы при сохранении нынешней динамики составит 9 трлн долларов. Такой вывод содержится в обнародованном накануне прогнозе административно-бюджетного управления (АБУ) Белого дома [16].

Дефицит федерального бюджета  США за половину финансового года, начавшегося 1 октября 2008 года, года превысил 311 миллиардов долларов, увеличившись на 20,5 процента по сравнению с тем  же периодом годом ранее.

Доходы США за первую половину фискального года составили 1,146 триллиона  долларов, что на 2,2 процента больше, чем годом ранее. Расходы выросли  на 5,7 процента до 1,457 триллиона.

Согласно докладу АБУ, общие расходы правительства  в 2009 году составят 3,653 трлн долларов, а поступившие в бюджет доходы - 2,074 трлн. Таким образом, бюджетный дефицит достигнет в этом финансовом году, который закончился 30 сентября, рекордной суммы в 1,58 млрд долларов. Этот показатель превышает прошлогодний более чем в 3 раза.

Еще в мае экономисты предсказывали, что из-за принимаемых администрацией Барака Обамы мер по выводу страны из экономического кризиса и финансирования продолжающихся кампаний в Афганистане  и Ираке дефицит превысит 1,8 трлн долларов. Тем не менее последние оценки АБУ на 262 млрд меньше. Частично это объясняется тем, что федеральное правительство предоставило в рамках программы оказания помощи национальным банкам меньшие суммы, чем предполагалось.

Оценки Белого дома в целом  совпадают с обнародованным прогнозом  бюджетного управления конгресса США. Этот независимый орган повторяет  слова вашингтонской администрации, заявляя, что дефицит американского  бюджета в 2009 году составит 1,587 трлн долларов, а в 2010-м - 1,381 трлн, то есть 11,2 и 9,6% ВВП соответственно. Тем не менее, эксперты конгресса более оптимистичны в отношении долгосрочной перспективы. По их оценкам, общий дефицит в 2010-2019 годах составит немногим более 7 трлн долларов [16].

Огромные бюджетные дефициты США вызывают очень тяжелые последствия, имеющие международный характер. Высокий ссудный процент ведет  к значительному оттоку капиталов  из Западной Европы и других стран  в США, усиливает их экономические  и социальные трудности.

В свою очередь интенсивный  приток иностранного капитала в США, в основе которого лежит бюджетный  дефицит, наряду с рядом положительных  факторов обернулся для них превращением из страны-кредитора в крупного мирового должника.

Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат выпуск государственных займов и эмиссия  кредитных денег. Выпуск государственных  займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц-покупателей займов, отвлечение крупных средств от их производительного использования. Что касается эмиссии кредитных  денег в целях покрытия бюджетного дефицита, то она еще больше усиливает  присущую современному капитализму  инфляцию, ухудшает состояние денежного  обращения, вызывает тяжелые последствия  в сфере экономики и социальных отношений.

Эксперты бюджетного управления США указывают, что триллионные  дефициты прекратятся уже к 2011 году - к этому времени ожидается  подъем экономики. Тем не менее, траты  государства на протяжении ближайших  десяти лет будут расти, достигнув  к 2019 году почти 5 трлн долларов.

Цифра проектного дефицита возобновила подозрения, что правительство  США вынуждено будет продавать рекордное количество долговых обязательств. Финансирование дефицита бюджета за счет казначейских обязательств - единственный путь, повышение затрат означает, что рынку придется стать источником денег.

В конце февраля 2009 г. Б. Обама  публично пообещал к 2013 г. наполовину сократить  огромный дефицит федерального бюджета  США, унаследованный от прежней администрации. Глава Белого дома также объявил, что поручил вице-президенту Джо  Байдену контроль за исполнением  пакета экономических стимулов на 787 млрд долл. За прозрачность расходования средств в рамках экономического плана будет отвечать Эрл Девани, в прошлом работавший в Секретной службе США [16].

По данным источников в  администрации Б. Обамы, президент  надеется выполнить свое обещание по сокращению бюджетного дефицита за счет повышения налогов для богатых  американцев, а также урезания государственных  расходов на пребывание американских войск в Ираке.

Президент США Барак Обама  заявил, что для снижения дефицита американского бюджета, возможно, потребуется  создание специальной комиссии, которая  будет оценивать варианты структурных  реформ с точки зрения их влияния  на бюджетный дефицит. Президент  США также заявил, что он не подпишет даже нейтральный для дефицита бюджета  закон о здравоохранении - Обама настаивает, чтобы новый законопроект предусматривал снижение расходов на медицинские выплаты [14].

Итак, с учетом исследования политики снижения дефицита бюджета  в США в России можно предложить следующее: осуществлять строгий контроль за прозрачностью расходования бюджетных средств; повысить налоги для состоятельных россиян; создать специальную комиссию, которая будет оценивать варианты структурных реформ с точки зрения их влияния на бюджетный дефицит.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит