Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 13:55, реферат
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета - это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие профицита и дефицита бюджета…………………………….4
2. Сокращение профицита бюджета и источники финансирования его дефицита………………………………………………………………..10
3. Бюджетный дефицит (профицит) как инструмент государственного регулирования экономики. Нормативно-законодательное регулирование дефицитов бюджетов………………………………...14
4. Политика снижения дефицита бюджета в США…………………….20
Заключение………………………………………………………………..23
Список использованной литературы…………………………………….24
Итак, бюджетная политика
государства регулирует финансовые
потоки между секторами национальной
экономики, формирует государственные
фонды денежных ресурсов и обеспечивает
решения социально-
Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета осуществляется его сокращение в следующей последовательности:
сокращается привлечение
доходов от продажи государственной
или муниципальной
предусматривается направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
увеличиваются расходы бюджета.
В случае профицита могут быть сокращены налоговые доходы бюджета.
Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.
Для финансирования дефицита
бюджета предусматриваются
Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих формах [3, c. 15]:
1) государственные займы,
осуществляемые путем выпуска
ценных бумаг от имени
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные
от кредитных организаций.
1) муниципальные займы,
осуществляемые путем выпуска
муниципальных ценных бумаг от
имени муниципального
2) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
3) кредиты, полученные от кредитных организаций.
Центральное место занимает финансирование дефицита федерального государственного бюджета. Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие недостатка доходов и соответственно равно величине дефицита.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:
1) внутренние источники
- кредиты, полученные
2) внешние источники следующих
видов - государственные займы,
осуществляемые в иностранной
валюте путем выпуска ценных
бумаг от имени РФ; кредиты
правительств иностранных
Общий объем финансирования определяется на основе сопоставления расходов органов государственного управления и источников их покрытия. Он равен величине заимствования, осуществленного органами государственного управления, минус погашение долга, минус приобретение финансовых требований к субъектам других секторов экономики в целях управления ликвидностью за вычетом продаж или погашения таких требований, плюс чистое уменьшение остатков денежных средств (без учета изменений, вызванных переоценкой их стоимости). Следует отметить, что в финансирование включается только погашение основной суммы долга, в то время как выплата процентов отражается в категории расходов [14, c. 181].
Финансирование дефицита
бюджетов осуществляется двумя основными
способами: за счет государственных
и муниципальных займов и за счет
эмиссии новых денег. На финансирование
дефицита оказывает также влияние
увеличение или уменьшение у органов
государственного управления остатков
ликвидных финансовых средств. Таким
образом, категория финансирования
включает заимствование, погашение (выплату)
задолженности и изменение
Для финансирования дефицита
бюджетов с помощью займов привлекаются
свободные денежные средства других
секторов экономики и внешнего мира
путем использования различных
финансовых инструментов: размещение
государственных долговых обязательств
и прямые кредиты от других уровней
государственного управления, международных
организаций развития, правительств,
банков и поставщиков. В этом плане
заимствование как категория
государственных финансов отражает
денежные отношения между органами
государственного управления и юридическими
и физическими лицами, в которых
первые могут выступать как в
роли кредиторов, так и заемщиков.
Государство прибегает к
Государственное заимствование,
погашение задолженности и
Изменение остатков ликвидных финансовых активов включает изменение остатков денежных средств (наличных и депозитов) и изменение финансовых требований к другим секторам, приобретенных органами государственного управления в целях управления ликвидностью. Такой подход позволяет определить, насколько сектор государственного управления в состоянии покрывать свои расходы и обеспечивать кредитование, не увеличивая при этом объема своих финансовых обязательств и (или) не уменьшая резервов ликвидных средств.
Наряду с указанными выше
инструментами факторами
Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться как за счет внешнего заимствования, так и за счет заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно. С этой точки зрения существенным является разграничение между внутренним и внешним заимствованием.
Таким образом, в случае возникновения
профицита бюджета, принимаются
меры по его сокращению путем: сокращения
привлечения доходов от продажи
государственной или
В западных экономических
теориях проблемы бюджетного дефицита
(профицита) рассматриваются
Различают два типа бюджетно-налоговой
политики, в которой формируется
тот или иной подход к бюджетному
дефициту: стимулирующая бюджетно-
Сдерживающая бюджетно-
Если бюджетный дефицит
возникает вследствие необходимости
осуществления крупных
Возможен также циклический дефицит (излишек), который отражает конъюнктурные явления, неизбежные в капиталистической рыночной экономике. Поэтому одна из основных задач бюджетно-налоговой политики - создание системы встроенных стабилизаторов экономики с целью ослабления эффектов колебательных явлений как в потреблении так и в накоплении сектора домашних хозяйств, коммерческих организаций и государства.
При дискреционной бюджетно-
Государство законодательно
воздействует на параметры, определяющие
и регулирующие размеры бюджетного
дефицита. Один из главных принципов
бюджетной системы Российской Федерации
- сбалансированность бюджетов. В соответствии
с Бюджетным кодексом РФ он означает,
что объем предусмотренных
Нормативное регулирование
размеров бюджетного дефицита, предусмотренное
Бюджетным кодексом определяет: размер
дефицита федерального бюджета не может
превышать суммарный объем