Бюджетный дефицит и профицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Слова премьера могли означать поворот в долговой политике. До сих пор ее главной целью правительство объявляло снижение госдолга. По закону процентные платежи по внешнему долгу закладываются в расходах бюджета, в то время как выплаты по основной части должны быть обеспечены из других источников: за счет профицита либо внешних заимствований.От кредитов Международного валютного фонда и бюджетозамещающих займов Всемирного банка Россия отказалась. Мировые цены на нефть опять начали расти, а соответственно и ключевые для казны доходы экспортеров... Профицит, помимо решения долговой проблемы имеет другие полезные функции.

Содержание работы

Ведение…………………………………..……………………………………………2
1Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие……………………………………………………………………..4
2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?....................................................................................................................6
3. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике?.......................................................................................................................8
4. Понятие бюджетного дефицита, его экономическая сущность и роль в экономике…………………………………………………………………………….12
5. Какова ситуация с соотношением доходов и расходов в бюджете текущего года?..............................................................................................................................25
6. Профицит бюджета, проблемы…………………………………………………………………………….27
7 Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения………………………………………………………………………….…...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
Литература…………………………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсов.Финансы и кредит.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)

 

      1. Тема: Бюджетный дефицит и профицит    

 

                                               Содержание

Ведение…………………………………..……………………………………………2

1Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие……………………………………………………………………..4

2. Каково соотношение  доходов и расходов бюджета  России и большинства стран  мира?....................................................................................................................6

3. Каковы источники покрытия  бюджетного дефицита, возможные  и реальные в России и в  мировой практике?.......................................................................................................................8

4. Понятие бюджетного дефицита, его экономическая сущность и роль в экономике…………………………………………………………………………….12

5. Какова ситуация с  соотношением доходов и расходов  в бюджете текущего года?..............................................................................................................................25

6. Профицит бюджета, проблемы…………………………………………………………………………….27

7 Проблемы управления  бюджетным дефицитом и пути  решения………………………………………………………………………….…...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33

Литература…………………………………………………………………………...35

 

                                            

 

 

 

 

                                                                            ВВЕДЕНИЕ

 

Ещё на лекциях предмета «Финансы и кредит» я заинтересовалась темой моей к/р. Во-первых, мне было интересно узнать о таком понятии  как «профицит», во-вторых, меня всегда интересовало, почему вообще в стране возникает дефицит бюджета.Впервые  доходы российского бюджета превысили  расходы в 2000 году - в первый год  премьерства Михаила Касьянова. Все последующие годы правительство  составляло профицитные бюджеты  и особенно гордилось этим. Критики, правда, утверждают, что заслуги  кабинета в этом нет. Ему просто повезло  с мировыми ценами на нефть. В проекте  бюджета-2003 тоже, был заложен профицит. Очень небольшой - 77 млрд. рублей (0,6% валового внутреннего продукта). Но цены на нефть уже не столь высоки и еще менее предсказуемы, к  тому же правительству, взявшему курс на снижение налогов, было бы странно  ожидать особого роста доходов  казны.  Тогда Касьянов объявил, что  в ближайшие годы Россия вообще может  перейти к беспрофицитному бюджету. "Профицит не самоцель, а необходимость  определенного периода развития экономики", - сказал премьер, добавив, что как только будет пройден  этап пиковых выплат по внешнему долгу, появится возможность еще снизить  налоги и оставить дополнительные средства в распоряжении частного сектора. "Создание профицита говорит о том, что  государство изымает из экономики  больше, чем ему требуется" Источник: Интернет/ Известия.ru, - пояснил Касьянов. При этом государство, считал он, не в состоянии грамотно этими средствами распорядиться.

Слова премьера могли означать поворот в долговой политике. До сих пор ее главной целью правительство  объявляло снижение госдолга. По закону процентные платежи по внешнему долгу  закладываются в расходах бюджета, в то время как выплаты по основной части должны быть обеспечены из других источников: за счет профицита либо внешних заимствований.От кредитов Международного валютного фонда и бюджетозамещающих займов Всемирного банка Россия отказалась. Мировые цены на нефть опять начали расти, а соответственно и ключевые для казны доходы экспортеров... Профицит, помимо решения долговой проблемы имеет другие полезные функции. Он создает резерв на случай падения цен на нефть и помогает правительству справиться с не менее насущной задачей - снижением инфляции.

Сосредоточение финансовых ресурсов государства необходимо для  финансовой политики государства. В  бюджете концентрируется часть  национального дохода, что позволяет  осуществлять государственное регулирование  экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной экономической  политики. Через движение бюджетных  ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета и эффективность  использования его расходной  части. Бюджеты делятся на виды: бюджет с дефицитом, бюджет с профицитом и сбалансированный бюджет. доц. Тюрина Анна Викторовна / лекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бюджетный дефицит,  показатели, его характеризующие

Доходы и расходы органов  государственной власти в принципе могут быть сбалансированы. Однако в реальной жизни этого, как правило, не бывает и имеет место дефицит  или профицитБюджет с дефицитом  представляет собой бюджет, у которого расходы превышают доходы. Это  состояние бюджета свидетельствует  о недостаточно эффективном государственном  управлении, поскольку в стране отсутствует  инфраструктура, призванная обеспечить доходы достаточные для финансирования государственных потребностей.

Дефицит государственного бюджета - превышение расходов и чистого  кредитования над суммой доходов  и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования финансов органов  власти и квалификации доходов и  расходов. Такой концептуальный подход к понятию дефицита позволяет  определить, в какой мере сектор государственного управления покрывает  свои расходы и выдаваемые в целях  проведения государственной политики кредиты за счёт доходов, официальных  трансфертов и сумм получаемых от погашения ранее выданных им займов без увеличения своих долговых обязательств и без уменьшения объёма ликвидных  средств. Исходя из этого принципа дефицит  равен расходам на товары, услуги и  трансферты плюс чистое кредитование минус доходы и минус официальные  трансферты. Превышение доходов над  расходами (профицит) принято показывать с положительным знаком, а дефицит - с отрицательным. Дефицит покрывается  за счёт финансирования, величина которого равна дефициту, но имеет противоположный  знак. «Финансы». Учебник. Под ред. А.И  Архипова, И.А. Погосова, 2007г. Стр. 166.Дефицит  бюджетов возникает в силу превышения расходов над доходами. Основными  причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства. Войны  требуют использования ресурсов на вооружение и содержание армии. При  этом напряжение возникает не только в период военных действий, но и  в результате расходов на военные нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счёт увеличения налогов, денежные эмиссии и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведёт к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остаётся фактом, что продажа государственных облигаций является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии  производства. В годы, когда ВВП  и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также  налоговые поступления. В то же время  расходы сохраняют тенденции  оставаться на прежнем уровне. В  итоге возникает или увеличивается  разрыв между расходами и доходами, растёт дефицит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Каково соотношение  доходов и расходов бюджета  России и большинства стран  мира?

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. Формой проявления этих отношений  служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в  государственный бюджет.Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых  для выполнений его функций. Основными  методами образования бюджетных  поступлений являются:

- налоги

- неналоговые поступления

- займы

- эмиссия денег

Сущность бюджетных доходов  проявляется в том, что бюджетные  доходы являются результатом распределения  стоимости общественного продукта и одновременно служат объектом дальнейшего  распределения сосредоточенных  в руках государства ресурсов.В  основе формирования структуры доходов  государственного бюджета лежит  чёткое разграничение доходов центрального (федерального) бюджета и бюджетов других уровней, которое соответствует  типу государственного устройства страны. Например, в унитарных государствах - Великобритании, Франции, Швеции, Италии и др. - существуют два уровня управления - центральный и местный, которым  соответствуют два уровня бюджетов - центральные и местные.

В государствах с федеральным  управлением, к которым относятся  Россия, США, Канада, Германия и ряд  других стран, существуют три уровня бюджетов - федеральный, региональные и местные.Расходы государственного бюджета - это экономические

отношения, возникающие в  связи с распределением централизованных органов фондов денежных средств  и их использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В процессе использования бюджетных  средств происходит разделение централизованного  фонда на отдельные части и  формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций  и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, являющихся получателями бюджетных ассигнований.

Расходы государственных  финансов отражают отношения между  государством и получателями бюджетных  средств. Часть этих отношений имеют  непосредственно денежное выражение (пенсии, пособия, заработная плата  государственных служащих, кредиты  и т.д.), в то же время значительная часть услуг, предоставляемых органами власти их получателям, не имеет для  них непосредственно денежное выражение (расходы на здравоохранение, поддержание  общественного порядка, оборону  и др.).

Бюджетные расходы классифицируются по следующим признакам:

- по роли в общественном  производстве;

- по общественному назначению;

- по отраслевой структуре.

Бюджетный кодекс РФ, введенный  в действие в 2000г., в отношении  бюджетной системы Российской Федерации  определяет, что она состоит из 3-х уровней бюджетов: федерального, субъектов Федераций и местных. «Финансы и кредит». Учебное пособие. Кизиль Е.В., 2003г. Стр. 77.

 

3. Каковы источники  покрытия бюджетного дефицита, возможные  и реальные в России и в  мировой практике?

Источники финансирования дефицита утверждают органы законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной  финансовый год по основным видам  привлечённых средств. Кредиты Центрального банка России, а также приобретение им долговых обязательств РФ и субъектов  Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками покрытия дефицита бюджета.

К источникам финансирования федерального бюджета относят:

1) внутренние источники  в следующих формах:

- кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте РФ;

- государственные займы, осуществляемые путём эмиссии ценных бумаг в валюте РФ;

- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

- суммы превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

- изменения остатка средств на счетах по учёту средств федерального бюджета;

2) внешние источники в  следующих формах:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- привлечённые Россией кредиты правительств иностранных государств, банков и компаний, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Источниками покрытия дефицита бюджета субъекта РФ могут быть внутренние источники в следующих формах:

§ государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

§ бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней;

§ кредиты, полученные от кредитных  организаций;

§ поступления от реализации имущества, находящегося в собственности  субъекта РФ;

§ изменения остатка средств  на счетах по учёту средств бюджета  субъекта РФ. «Финансы. Завтра экзамен». Бочаров В.В., 2007г. Стр.83.

Дефицитом бюджетов и связанный  с ним рост государственной задолженности  и расходов по её обслуживанию и  погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности  бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в  европейских странах, учитывая реально  складывающуюся ситуацию, не провозглашают  в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит  фактором экономического роста. В 70 - 90-х  гг. минувшего и в начале нынешнего  века для европейских стран дефицит  бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП.

Следует отметить, что государственные  бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой также хронически дефицитны.

Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения  бюджетные дефициты не рассматриваются  как катастрофически отрицательные  финансовые показатели.

Известный английский экономист  Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения  полной занятости рекомендовал проводить  политику дефицитного финансирования. И в этом, безусловно, есть рациональное звено. С 1990-х годов в ряде развитых стран бюджетный дефицит сокращается, а в США практически он преодолён. «Финансы и кредит». Учебное пособие. Кизиль Е.В., 2003г. Стр. 92

«Согласно отчету, представленному  министерством финансов США 11 октября, дефицит бюджета в 2007 финансовом году, который закончился 30 сентября, сократился на $85 млрд. по сравнению  с прошлогодним показателем и  составил $163 млрд. Дефицит бюджета  практически совпал c прогнозом Бюджетного управления Конгресса США, которое  оценивало этот показатель в $161 млрд. Как сообщило министерство финансов США в своем отчете, сумма налоговых  поступлений в 2007 финансовом году составила $2,568 трлн., а расходы бюджета достигли $2,731 трлн. В целом, дефицит бюджета  по итогам года составил 1,2% ВВП страны. В прошлом финансовом году он был  равен 1,9% ВВП.

Среди других способов сокращения бюджетного дефицита следует упомянуть, что в мировой практике широко используется привлечение в страну иностранного капитала в виде инвестиций. С его помощью решается сразу  несколько задач экономического характера: сокращаются бюджетные  расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений, расширяется  база для производства товаров и  услуг, появляются новые налогоплательщики, улучшается состояние платежного баланса

.Размер дефицита бюджета  субъекта РФ, утверждённый законом  субъекта РФ о бюджете на  соответствующий год, не может  превышать 15% объёма доходов регионального  бюджета.

Объём предусмотренных бюджетом расходов соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета. . «Финансы, денежное обращение и  кредит». Под ред. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской, 2002г. Стр. 137.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Понятие бюджетного  дефицита, его экономическая сущность  и методы управления им

Взгляды экономистов на бюджетный  дефицит и бюджетное равновесие на различных этапах развития общества менялись кардинально. Финансовая наука  до 1930-х годов считала основным принципом бюджета его бездефицитность, ежегодное равновесие доходов и  расходов (принцип «здоровых финансов»). Например, Ф. Нитти отмечал, что из-за роста государственных расходов (в основном непроизводственных, военных) увеличиваются дефицит бюджета  и государственный долг. Поэтому  он считал, что: «Какой бы это жертвы ни стоило, но государственный бюджет в своей совокупности никогда  не должен завершаться дефицитом».

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит