Бюджетный дефицит и профицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Слова премьера могли означать поворот в долговой политике. До сих пор ее главной целью правительство объявляло снижение госдолга. По закону процентные платежи по внешнему долгу закладываются в расходах бюджета, в то время как выплаты по основной части должны быть обеспечены из других источников: за счет профицита либо внешних заимствований.От кредитов Международного валютного фонда и бюджетозамещающих займов Всемирного банка Россия отказалась. Мировые цены на нефть опять начали расти, а соответственно и ключевые для казны доходы экспортеров... Профицит, помимо решения долговой проблемы имеет другие полезные функции.

Содержание работы

Ведение…………………………………..……………………………………………2
1Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие……………………………………………………………………..4
2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?....................................................................................................................6
3. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике?.......................................................................................................................8
4. Понятие бюджетного дефицита, его экономическая сущность и роль в экономике…………………………………………………………………………….12
5. Какова ситуация с соотношением доходов и расходов в бюджете текущего года?..............................................................................................................................25
6. Профицит бюджета, проблемы…………………………………………………………………………….27
7 Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения………………………………………………………………………….…...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
Литература…………………………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсов.Финансы и кредит.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)

Сведение доходов с  расходами при ежегодном принятии и исполнении бюджета считалось  тогда символом благополучия государства  и нации, первоочередной целью финансовой политики центральных и местных  органов власти. Например, министр  финансов царской России С. Ю. Витте  писал: «Бюджетное равновесие представляет основную цель, преследуемую при составлении  государственной росписи». Это означало, что суммы доходов и расходов должны взаимно определятся друг другом, то есть объём государственных  расходов должен исходить из реальных возможностей доходной базы бюджета, и  наоборот, объём налоговых и прочих поступлений должен быть обусловлен размером дефицитных средств, необходимых  государству для выполнения своих  функций. Колебания в ту или другую сторону, в особенности в сторону  превышения расходов над доходами, рассматривались как негативные и крайне опасные явления.

Однако на практике достичь  бюджетного равновесия очень сложно. Теория не даёт готовых рецептов «здоровых  финансов», поэтому до сих пор  проблема установления правильного  соотношения между доходами и  расходами бюджетов всех уровней, покрытия их дефицита служит предметом научно-практических дискуссий не только в России, но и во всём мире.

По поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики  существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции систематического (хронического) дефицита находят в нём следующие  положительные моменты:

- Бюджетный дефицит не  является деструктивным фактом. Для состояния национальной экономики  он не представляет опасности,  так как все расходы, в том  числе превышающие доходы, осуществляются  на территории данного государства  и способствуют росту благосостояния  страны. Исключение составляет только  отрицательное сальдо внешнеторгового  баланса, поскольку этот факт  означает утечку средств за  границу;

- Дефицит бюджета означает  увеличение доходов хозяйствующих  субъектов и населения (получателей  бюджетных средств), что способствует  росту покупательной способности,  производительности труда и расширению  национального продукта. Это, в  свою очередь, приводит к росту  налоговых поступлений в бюджет.

Экономисты противоположного неоклассического направления высказывают  следующие опасения по поводу дефицита бюджета:

- сегодняшние дефициты  неизбежно потребуют более высоких  налогов в будущем;

- для покрытия дефицита  будут привлекаться другие, экстраординарные  доходы: эмиссия денег и займов, кредиты и так далее; это  приведёт к расстройству денежно-кредитной  системы, инфляции и девальвации  рубля, росту внутреннего и  внешнего долга государства.В  конечном итоге долги будут  погашаться за счёт введения  новых и повышения ставок существующих  налогов, что означает перекладывание  долгового бремени на будущие  поколения. Выход правительства  на денежный рынок путём размещения  государственных ценных бумаг с целью привлечения финансовых ресурсов для покрытия дефицита подтолкнёт процентные ставки вверх. Это связано с тем, что в условиях рынка,когда существуют частные инвесторы и заёмщики свободных денежных средств у населения и предприятий, вторжение государства на финансовый рынок означает рост конкуренции, повышение спроса на деньги, а следовательно, и ставки процента, которая является платой за использование привлечённых денег.Более высокие процентные ставки по государственным ценным бумагам, по сравнению с частными, вызывают эффект вытеснения частных инвестиций. Поэтому, чем выше дефицит бюджета и государственный долг, тем медленнее будут происходить рыночные преобразования в Российской Федерации. Кроме того, рост бюджетного дефицита, вызванного растущими правительственными расходами (а не низкой собираемостью налогов и чрезвычайными обстоятельствами), означает расширение государственного сектора экономики за счёт вытеснения частного, увеличение вмешательства правительства в процесс воспроизводства. Для большинства промышленно развитых стран типично формирование бюджета с дефицитом.

Важное значение в построении эффективной системы управления бюджетным дефицитом, упорядочении информации об операциях органов  власти разных уровней по его финансированию, получении представления о вероятном  воздействии на экономику используемых способов дефицитного финансирования имеет классификация видов дефицитов  бюджета по ряду основополагающих признаков. Обобщение причин возникновения  дефицита бюджета позволяет выделить чрезвычайный, кризисный, антикризисный  и межбюджетный дефициты.

В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и т. п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды. Кризисный и антикризисный дефициты бюджета обуславливаются кризисом в экономике, денежно-кредитной, финансовой сфере и мерами по его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значения.

Под межбюджетным дефицитом  понимается отрицательное сальдо региональных и местных бюджетов, возникающие  в результате несоответствия имущественных  и бюджетных прав территорий, уменьшения их доходов или увеличения расходов вследствие решений, принимаемых органами власти другого уровня. Покрытие такого дефицита осуществляется посредством  бюджетного регулирования, использования  различных форм межбюджетных отношений.В  зависимости от экономического содержания и направления воздействия различают  активный и пассивный бюджетные  дефициты. Путём нивелирования и  управления ими можно стимулировать  или дестимулировать социально-экономическое  развитие общества или отдельных  территорий.

В условиях кризиса в экономике  и социальной сфере правительство  может пойти на увеличение разрыва  между доходами и расходами бюджета (путём повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования экономического роста, сокращения безработицы, расширения налогооблагаемой базы. В  этом случае дефицит бюджета принимает  активную форму. Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы  бюджета на обслуживание государственного долга, то активная форма дефицита примет пассивную форму и начнёт усугублять финансово-экономический и социальный кризис.

Поэтому в целях управления дефицитом и использования его  стимулирующего, активного потенциала нужно находить приемлемые источники  покрытия с учётом анализа конкретного  финансово-экономического положения регионов и страны в целом, а также международного фактора (в открытой экономике это имеет существенное значение).В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицы различают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования доходов и расходов государства в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада уровень безработицы начинает превышать базовый. Естественно, что при этом реальный дефицит бюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается, как некая происходит частично за счет роста выплат пособий по безработице, сокращения налоговых поступлений, а в основном -- в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства.

 Разность между реально  имеющимся и структурным дефицитом  получила название циклического  дефицита. Именно экономическое  состояние определяет уровни  структурного и циклического  дефицитов. Сокращение уровня  циклического дефицита свидетельствует  о тенденции выравнивания уровней  реального и структурного дефицитов,  что равносильно экономическому  росту.

По характеру возникновения  можно выделить случайный и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета, иначе называемый кассовым, возникает  из-за кассовых (временных) разрывов в  поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены те бюджеты, которые в высокой  степени зависят от одного источника  дохода, или же те, в которых источники  поступлений имеют сезонный характер (например, поступления от земельного налога, налога на имущество физических лиц и ряда других налогов и  сборов). К таковым обычно относятся  местные и региональные (в меньшей  степени) бюджеты.Действительный дефицит  в собственном смысле этого слова  возникает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.

Пo отношению к плану  различают плановый и внеплановый  дефициты бюджета. Внеплановый дефицит  возникает из-за непредвиденного  сокращения объема поступлений доходов (например, падение цен на нефть) и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засуха, рост цен и  так далее) в отчетном году. Если же не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных  резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий, внеплановый  дефицит может пагубно отразиться на ходе выполнения социально-экономических  программ.С признанием дефицита бюджета  и введением в бюджетной классификации  дополнительного блока, отражающего  источники его финансирования. В  России стали устанавливать предельные размеры дефицитов бюджетов в  ежегодно принимаемых законах о  бюджете, то есть стали планировать  дефицит в целях его контроля и управления им. Бюджетное законодательство устанавливает предельный размер планируемого дефицита федерального бюджета, бюджета  субъекта РФ, местного бюджета.Размер дефицита федерального бюджета, утверждённый федеральным законом о федеральном  бюджете, не может превышать суммарный  объём бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в  соответствующем годуРазмер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утверждённый законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий  год, не может превышать 15 процентов  объёма доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учёта финансовой помощи из федерального бюджета.

В случае утверждения законом  субъекта Российской Федерации о  бюджете на соответствующий год  размера поступлений о продажи  имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта

Российской Федерации  может превышать установленное  ограничение, но не более чем на величину поступлений о продажи имущества.Размер дефицита местного бюджета, утверждённый нормативным актом представительного  органа местного самоуправления о бюджете  на соответствующий год, не может  превышать 10 процентов объёма доходов  местного бюджета без учёта финансовой помощи из федерального бюджета и  бюджета субъекта Российской Федерации.В  случае утверждения нормативным  актом представительного органа местного самоуправления о бюджете  на соответствующий год размера  поступлений от продажи имущества  предельный размер дефицита местного бюджета может превышать установленное  ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

По степени постоянства  объёма дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют  о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной  политики в стране.

По продолжительности  бюджетный дефицит можно подразделить на:

- хронический (систематический);

- временный.

Хронический дефицит возникает  из года в год в течение длительного  периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основными причинами его существования служат длительный цикл экономического кризиса, долгие воины и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости.

Временный дефицит бюджета, продолжительность которого может  быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным для  преодоления, так как в его  основе лежат, как правило, не глубокие кризисные явления в экономике, а ряд объективных (стихийные  бедствия и та далее) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на мировых товарных и фондовых рынках и другое) причин. Задача органов власти заключается  в недопущении трансформации  временного дефицита в хронический, путем принятия оперативных решений  по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансировании его неинфляционными и «дешевыми» источниками заёмных средств.

Известно, что бремя государственного долга, обусловленное бюджетным  дефицитом, перекладывается на будущие  поколения. Это относится в большей  степени к хроническому дефициту, чем ко временному. Такой дефицит  бюджета называют переложимым вперёд. Если же финансирование дефицита осуществляется без введения новых налогов и  выпуска государственных займов, а за счет других источников, например, реализации государственной собственности  и государственных активов, повышения  собираемости налогов, стабилизации экономики  и расширения налогооблагаемой базы или же путем сокращения неэффективных  бюджетных расходов, переложения  бюджетного дефицита не происходит. Данный вид дефицита бюджета называется непереложимым.

 Задача бюджетной политики  заключается в поиске и использовании  таких источников дефицитного  финансирования, которые бы не  обременяли жизнь будущих поколений.

По международной методологии  выплата процентов по обслуживанию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия перешла  к международной методологии  составления бюджета (не все ее элементы еще приняты).

На основе вышесказанного, можно выделить первичный и вторичный  дефициты бюджетов. В основу такой  классификации заложен принцип  определения дефицита с учетом или  без учета расходов по обслуживанию государственного долга. Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между  его доходами и расходами без  учета процентных выплат по долгу, называется первичным, а с их учетом - вторичным. Данные названия возникли не случайно. Ведь дефицит есть превышение расходов бюджета над его доходами. Здесь  расходы (сверх доходов) из бюджета  производятся впервые. Но если для их финансирования привлекаются заемные  средства на платной (кредитной) основе, то процентные выплаты из бюджета  за эти средства имеют вторичный  характер, то есть обусловлены первичным  дефицитом.

Причинами бюджетного дефицита могут стать различные ситуации, все причины, вызывающие дефицит  бюджета, можно разделить на негативные и позитивные. К позитивным причинам возникновения бюджетного дефицита относят причины, вызванные большими вложениями в развитие экономики. Данные расходы можно назвать позитивными, несмотря на последствия в виде бюджетного дефицита, потому что они связаны  с развитием экономики, увеличением  валового внутреннего продукта, что  можно назвать положительным  эффектом.

Негативными причинами возникновения  бюджетного дефицита являются всевозможные непредвиденные расходы, которые не ведут к расширению экономики и увеличению валового внутреннего продукта. Например, различные войны, эпидемии, катастрофы вызывают необходимость государственных расходов, которые не могли быть предвидены заранее и, соответственно, являются дополнительными расходами, вызывающими дефицит бюджета. Кроме того, бюджетный дефицит может являться следствием вполне обдуманной финансовой политики, которая проводится государством. Данный бюджет является ожидаемым для государства, но не считается опасным.Кроме того, часто бюджетный дефицит возникает из-за неправильности расходов и недостаточной доходной базы. Эти проблемы особенно близки региональным и муниципальным бюджетам. Часто расходы на данных уровнях бюджетной системы распыляются и направляются далеко не на самые важные мероприятия. Кроме того, система распределения доходов далека от совершенства, и пока ещё регионы и муниципалитеты заведомо имеют меньше средств, чем обязательств по расходам. Это связано с двумя причинами.

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит