Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:42, курсовая работа
Слова премьера могли означать поворот в долговой политике. До сих пор ее главной целью правительство объявляло снижение госдолга. По закону процентные платежи по внешнему долгу закладываются в расходах бюджета, в то время как выплаты по основной части должны быть обеспечены из других источников: за счет профицита либо внешних заимствований.От кредитов Международного валютного фонда и бюджетозамещающих займов Всемирного банка Россия отказалась. Мировые цены на нефть опять начали расти, а соответственно и ключевые для казны доходы экспортеров... Профицит, помимо решения долговой проблемы имеет другие полезные функции.
Ведение…………………………………..……………………………………………2
1Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие……………………………………………………………………..4
2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?....................................................................................................................6
3. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике?.......................................................................................................................8
4. Понятие бюджетного дефицита, его экономическая сущность и роль в экономике…………………………………………………………………………….12
5. Какова ситуация с соотношением доходов и расходов в бюджете текущего года?..............................................................................................................................25
6. Профицит бюджета, проблемы…………………………………………………………………………….27
7 Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения………………………………………………………………………….…...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
Литература…………………………………………………………………………...35
Сведение доходов с
расходами при ежегодном
Однако на практике достичь бюджетного равновесия очень сложно. Теория не даёт готовых рецептов «здоровых финансов», поэтому до сих пор проблема установления правильного соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней, покрытия их дефицита служит предметом научно-практических дискуссий не только в России, но и во всём мире.
По поводу роли и значения дефицита бюджета в развитии экономики существуют противоречивые мнения. Сторонники концепции систематического (хронического) дефицита находят в нём следующие положительные моменты:
- Бюджетный дефицит не
является деструктивным фактом.
Для состояния национальной
- Дефицит бюджета означает
увеличение доходов
Экономисты противоположного неоклассического направления высказывают следующие опасения по поводу дефицита бюджета:
- сегодняшние дефициты
неизбежно потребуют более
- для покрытия дефицита
будут привлекаться другие, экстраординарные
доходы: эмиссия денег и займов,
кредиты и так далее; это
приведёт к расстройству
Важное значение в построении
эффективной системы управления
бюджетным дефицитом, упорядочении
информации об операциях органов
власти разных уровней по его финансированию,
получении представления о
В основе чрезвычайного дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия и т. п.), от которых трудно или невозможно застраховаться. Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций обычно формируются различные резервные и внебюджетные фонды. Кризисный и антикризисный дефициты бюджета обуславливаются кризисом в экономике, денежно-кредитной, финансовой сфере и мерами по его ликвидации. В связи с этим можно выделить дефициты, имеющие стимулирующее и дестимулирующее значения.
Под межбюджетным дефицитом
понимается отрицательное сальдо региональных
и местных бюджетов, возникающие
в результате несоответствия имущественных
и бюджетных прав территорий, уменьшения
их доходов или увеличения расходов
вследствие решений, принимаемых органами
власти другого уровня. Покрытие такого
дефицита осуществляется посредством
бюджетного регулирования, использования
различных форм межбюджетных отношений.В
зависимости от экономического содержания
и направления воздействия
В условиях кризиса в экономике
и социальной сфере правительство
может пойти на увеличение разрыва
между доходами и расходами бюджета
(путём повышения расходов и снижения
налоговых изъятий) в целях стимулирования
экономического роста, сокращения безработицы,
расширения налогооблагаемой базы. В
этом случае дефицит бюджета принимает
активную форму. Если же для его финансирования
будут привлекаться инфляционные источники,
значительно возрастут расходы
бюджета на обслуживание государственного
долга, то активная форма дефицита примет
пассивную форму и начнёт усугублять
финансово-экономический и
Поэтому в целях управления дефицитом и использования его стимулирующего, активного потенциала нужно находить приемлемые источники покрытия с учётом анализа конкретного финансово-экономического положения регионов и страны в целом, а также международного фактора (в открытой экономике это имеет существенное значение).В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицы различают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования доходов и расходов государства в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада уровень безработицы начинает превышать базовый. Естественно, что при этом реальный дефицит бюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается, как некая происходит частично за счет роста выплат пособий по безработице, сокращения налоговых поступлений, а в основном -- в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства.
Разность между реально
имеющимся и структурным
По характеру возникновения можно выделить случайный и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета, иначе называемый кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены те бюджеты, которые в высокой степени зависят от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер (например, поступления от земельного налога, налога на имущество физических лиц и ряда других налогов и сборов). К таковым обычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.Действительный дефицит в собственном смысле этого слова возникает не из-за случайной временной задержки поступлений доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.
Пo отношению к плану
различают плановый и внеплановый
дефициты бюджета. Внеплановый дефицит
возникает из-за непредвиденного
сокращения объема поступлений доходов
(например, падение цен на нефть)
и увеличения расходов (войны, землетрясения,
аварии, неурожаи, засуха, рост цен и
так далее) в отчетном году. Если
же не удастся сбалансировать бюджет
за счет использования средств
В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений о продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта
Российской Федерации
может превышать установленное
ограничение, но не более чем на величину
поступлений о продажи
По степени постоянства
объёма дефицита бюджета можно выделить
стабильные и меняющиеся дефициты.
Резкие колебания дефицита за относительно
короткий промежуток времени свидетельствуют
о финансово-экономической
По продолжительности
бюджетный дефицит можно
- хронический (систематический);
- временный.
Хронический дефицит возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основными причинами его существования служат длительный цикл экономического кризиса, долгие воины и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости.
Временный дефицит бюджета,
продолжительность которого может
быть равна нескольким месяцам, не является
столь опасным и трудным для
преодоления, так как в его
основе лежат, как правило, не глубокие
кризисные явления в экономике,
а ряд объективных (стихийные
бедствия и та далее) и субъективных
(ошибки в планировании и прогнозировании,
колебания цен на мировых товарных
и фондовых рынках и другое) причин.
Задача органов власти заключается
в недопущении трансформации
временного дефицита в хронический,
путем принятия оперативных решений
по своевременной ликвидации предпосылок,
причин и последствий дефицита, финансировании
его неинфляционными и «
Известно, что бремя государственного
долга, обусловленное бюджетным
дефицитом, перекладывается на будущие
поколения. Это относится в большей
степени к хроническому дефициту,
чем ко временному. Такой дефицит
бюджета называют переложимым вперёд.
Если же финансирование дефицита осуществляется
без введения новых налогов и
выпуска государственных
Задача бюджетной политики
заключается в поиске и
По международной методологии выплата процентов по обслуживанию государственного долга включается в расходы бюджета. Россия перешла к международной методологии составления бюджета (не все ее элементы еще приняты).
На основе вышесказанного, можно выделить первичный и вторичный дефициты бюджетов. В основу такой классификации заложен принцип определения дефицита с учетом или без учета расходов по обслуживанию государственного долга. Дефицит бюджета, рассчитываемый как разница между его доходами и расходами без учета процентных выплат по долгу, называется первичным, а с их учетом - вторичным. Данные названия возникли не случайно. Ведь дефицит есть превышение расходов бюджета над его доходами. Здесь расходы (сверх доходов) из бюджета производятся впервые. Но если для их финансирования привлекаются заемные средства на платной (кредитной) основе, то процентные выплаты из бюджета за эти средства имеют вторичный характер, то есть обусловлены первичным дефицитом.
Причинами бюджетного дефицита
могут стать различные
Негативными причинами возникновения бюджетного дефицита являются всевозможные непредвиденные расходы, которые не ведут к расширению экономики и увеличению валового внутреннего продукта. Например, различные войны, эпидемии, катастрофы вызывают необходимость государственных расходов, которые не могли быть предвидены заранее и, соответственно, являются дополнительными расходами, вызывающими дефицит бюджета. Кроме того, бюджетный дефицит может являться следствием вполне обдуманной финансовой политики, которая проводится государством. Данный бюджет является ожидаемым для государства, но не считается опасным.Кроме того, часто бюджетный дефицит возникает из-за неправильности расходов и недостаточной доходной базы. Эти проблемы особенно близки региональным и муниципальным бюджетам. Часто расходы на данных уровнях бюджетной системы распыляются и направляются далеко не на самые важные мероприятия. Кроме того, система распределения доходов далека от совершенства, и пока ещё регионы и муниципалитеты заведомо имеют меньше средств, чем обязательств по расходам. Это связано с двумя причинами.