Бюджетный дефицит и профицит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Слова премьера могли означать поворот в долговой политике. До сих пор ее главной целью правительство объявляло снижение госдолга. По закону процентные платежи по внешнему долгу закладываются в расходах бюджета, в то время как выплаты по основной части должны быть обеспечены из других источников: за счет профицита либо внешних заимствований.От кредитов Международного валютного фонда и бюджетозамещающих займов Всемирного банка Россия отказалась. Мировые цены на нефть опять начали расти, а соответственно и ключевые для казны доходы экспортеров... Профицит, помимо решения долговой проблемы имеет другие полезные функции.

Содержание работы

Ведение…………………………………..……………………………………………2
1Бюджетный дефицит, показатели, его характеризующие……………………………………………………………………..4
2. Каково соотношение доходов и расходов бюджета России и большинства стран мира?....................................................................................................................6
3. Каковы источники покрытия бюджетного дефицита, возможные и реальные в России и в мировой практике?.......................................................................................................................8
4. Понятие бюджетного дефицита, его экономическая сущность и роль в экономике…………………………………………………………………………….12
5. Какова ситуация с соотношением доходов и расходов в бюджете текущего года?..............................................................................................................................25
6. Профицит бюджета, проблемы…………………………………………………………………………….27
7 Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения………………………………………………………………………….…...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...33
Литература…………………………………………………………………………...35

Файлы: 1 файл

Курсов.Финансы и кредит.docx

— 50.48 Кб (Скачать файл)

Во-первых, доходные статьи данных бюджетов состоят в основном из малособираемых налогов, что ограничивает финансовые возможности данных бюджетов.

Во-вторых, множество программ и обязательств, принятых федеральными органами, направляются к выполнению на места без необходимого финансирования. Другими словами, финансирование федеральных  программ возлагается на региональные и муниципальные бюджеты. Такая  практика увеличивает расходы данных бюджетов и приводит почти повсеместно  к дефициту этих бюджетов. Следующей  причиной дефицита государственного бюджета  можно назвать нестабильность национальной валюты. Слабость денежного обращения  и неуверенность в национальной валюте приводит к развитию бартерных  операций, соответственно, понижая  объём налогов, которые собираются в денежном выражении. Естественно, это снижает уровень доходов  бюджетов. Кроме того, излишняя налоговая нагрузка, которая наблюдается в нашей стране, также является причинной дефицита бюджетов. Это связано с тем, что слишком большие ставки налогов тормозят развитие малого и среднего бизнеса, соответственно, не возникает столько предприятий, сколько могло бы быть при снижении налогового бремени. Кроме того, те предприятия, которые всё-таки осуществляют хозяйственную деятельность, стремятся скрыть объёмы своих доходов и сократить выплаты налогов. Всё это приводит к значительному недополучению финансовых ресурсов государством.Существует несколько типов финансовых политик,которые определяют многие показатели экономики. От типа используемой финансовой политики зависит отношение к состоянию бюджета. Так, появление теории Кейнса привело к спокойному восприятию бюджетного дефицита. По теории Кейнса государство должно создавать спрос за счёт собственных финансов, что приводит к возникновению бюджетного дефицита у государства. Таким образом, бюджетный дефицит воспринимается не как негативное явление, а как естественное состояние бюджета постоянно развивающегося государства.

Планово-директивный тип  финансовой политики государства, напротив, предполагает сбалансированное состояние  бюджета. Это связано с тем, что  все финансовые потоки сконцентрированы в руках государства и именно государство распоряжается всеми  расходами. В результате доходы государства  равны его расходам. Данная финансовая политика воспринимает дефицит бюджета, как негативное, но и как практически  невозможное явление.Недостатки обоих  подходов вызвали к жизни новый  подход. Новый тип финансовой политики получил название «неоконсервативный». Суть данной политики заключена в  принятии бездефицитного состояния  бюджета государства как должного состояния. Данный подход вынуждает  государство стремиться к соответствию доходной и расходной статей бюджета. Практически все государства  в настоящий момент являются приверженцами  неоконсервативного подхода к вопросам финансовой политики государства. Таким образом, практически повсеместно принятой нормой считается стремление к сбалансированному состоянию бюджета, а соответственно, к бездефицитному и беспрофицитному состоянию бюджетных финансов.Дефицит бюджета приводит ко многим негативным последствиям. Основным и наиболее часто встречающимся последствием бюджетного дефицита является инфляция. Причиной возникновения инфляционных процессов бюджетного дефицита, является стремление государства покрыть дефицит финансов.

Данное стремление чаще всего  выражается в получении дохода о  дополнительной эмиссии денежных средств. Эмиссия денежных средств, не обеспеченная ростом экономики, приводит к перенасыщению  рынка денежными знаками и  раскручивает инфляционный механизм, усиливая тем самым дефицит бюджета. Таким образом, получается замкнутый  круг, и государству стоит больших  усилий преодолеть инфляцию, вызванную  непродуманной ликвидацией бюджетного дефицита.Кроме того, большинство  государств в настоящее время  функционирует в условиях приемлемого  уровня постоянно присутствующей инфляции.Существуют и другие негативные последствия  дефицита государственного бюджета. Например, снижение уровня жизни, которое происходит в результате того, что при дефиците бюджета увеличивается объем  средств на финансирование государственных  расходов и уменьшается объем  ресурсов, идущих на инвестирование экономики. Это приводит к снижению потенциальных  возможностей экономики.Из всего вышесказанного можно понять, что бюджетный дефицит  является не всегда отрицательным явлением. При определенных условиях он не приводит к негативным последствиям. Например, в условиях кризиса экономики, когда  необходимо стимулировать производство. Кроме того, небольшой уровень  бюджетного дефицита также не приносит заметных негативных изменений в  экономике государства. Большинство  государств считает небольшой уровень бюджетного дефицита неопасным и не стремится как-либо изменить ситуацию. Тем не менее, если уровень бюджетного дефицита превышает определенную норму, данным процессом начинают заниматься, стремясь понизить уровень дефицита государственных финансов.Классификация видов дефицита бюджета, анализ его причин, оптимизация структуры источников финансирования дают возможность, разрабатывать систему мероприятий по прогнозированию и сокращению дефицита, по реформированию налоговой системы, межбюджетных отношений, направленных на стабилизацию финансового положения в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Какова ситуация  с соотношением доходов и расходов  в бюджете текущего года?

Несмотря на осуществляемые в последние годы мероприятия  по совершенствованию бюджетного процесса, в нём имелся главный недостаток - отсутствие механизма обеспечения  результативности бюджетных средств.

В прежнем бюджетном законодательстве и бюджетной практике не было чёткого  различия между понятиями собственных  и регулирующих доходов бюджетов. Действительно, различить их было трудно, поскольку речь в любом случае шла о частях (долях) доходов. Бюджетный  кодекс РФ разделяет собственные  и регулирующие доходы по периоду  их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем  на 3 года).В Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Иначе говоря, собственные доходы регламентируются законодательством в целом, а регулирующие - законодательством РФ и субъектов РФ о соответствующем бюджете на очередной год.

Запланированное увеличение расходов бюджета в 2006 году было поглощено  более быстрым, чем ожидалось, ростом ВВП. За первые десять месяцев 2006 года расходы федерального бюджета составили  лишь 14,6 процента ВВП, что значительно  ниже, чем за аналогичный период 2005 года. В соответствии с принятой в ноябре поправкой в федеральный  бюджет на 2006 год расходы были увеличены  на 161 млрд. рублей (0,6 процента ВВП), а  доходы скорректированы на 1.1 трлн. рублей (повышение на 4,2 процента ВВП).

Государственная Дума утвердила  в третьем чтении бюджет на 2007 год. Согласно утвержденному проекту, доходы федерального бюджета на 2007 год были запланированы в размере 6965.3 млрд. рублей (22,3 процента ВВП), а его расходы  должны были возрасти до 5463,5 млрд. рублей (17,5 процента). Это означало, что расходы федерального бюджета увеличатся на 26 процентов в номинальном выражении. Увеличение, однако, составило бы только 0,9 процента ВВП. Особенно значительное увеличение расходов было предусмотрено на национальную экономику, государственный аппарат и социальную сферу (здравоохранение и образование).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Профицит бюджета,  проблемы.

Бюджет с прфицитом  представляет собой бюджет, у которого доходы превышают расходы. Такое  состояние бюджета показывает, что  государство не разработало финансовую политику, которая бы позволила эффективно решать задачи по определению направлений  развитий страны, направлений, требующих  дополнительного финансирования.

В частности бюджет с профицитом формируется в последние годы в РФ. На базе профицита создан стабилизирующий  фонд, доходы которого составляют около 50% доходной части федерального бюджета. Однако эти средства государство  не использует для повышения инвестиционной активности, модернизации основных фондов, увеличения инновационной активности, финансирования социальной сферы. доц. Тюрина Анна Викторовна / лекции.

Превышение суммы доходов  и полученных трансфертов над  величиной текущих расходов характеризует  величину сбережений, которые могут  быть использованы для чистого приобретения сектором государственного управления финансовых активов, нефинансовых активов, оплаты долговых обязательств и чистых капитальных трансфертов, а если исключить полученные трансферты, то получится величина собственных  сбережений.

Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх  утверждённых законом (решением) о бюджете, согласно Бюджетному кодексу РФ направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размеров дефицита и выплаты, сокращающие  долговые обязательства бюджета, без  внесения дополнений и изменений  в закон (решение) о бюджете. В  случае необходимости направить  дополнительные доходы на иные цели либо в случае превышения ожидаемых фактических  расходов над утверждёнными более  чем на 10% финансирования расходов бюджета  сверх ассигнований, утверждённых законом (решением) о

бюджете, осуществляется после  внесения изменений и дополнений в этот закон (решение).

«Низкая доходность госбумаг и избыточная ликвидность на российском финансовом рынке создает достаточно проблем при проведении пенсионной реформы. На рынке слишком ограниченный список финансовых инструментов, в  которые можно было бы инвестировать  пенсионные накопления граждан. В результате, как полагают аналитики, картина  вырисовывается не совсем благополучная. Ведь в ходе пенсионной реформы главное - это сохранить накопления будущих  пенсионеров. В противном случае их пособие по старости будет таким  же мизерным, как и у сегодняшних.

Ситуация, по мнению экспертов, чем-то напоминает аналогичную проблему, возникшую в ходе пенсионной реформы  в Чили в 70-х годах. Там тогда  так же наблюдалась избыточная ликвидность  на финансовом рынке. То есть, денег  в стране было слишком много. И  для того, чтобы справится с  этим, правительство этой страны определило для пенсионных фондов приоритетные отрасли реального сектора экономики, в которые можно было вложить  деньги будущих пенсионеров. "Нам, видимо, тоже придется обратить внимание на реальный сектор", - говорит Владимир Вьюницкий. Но как это сделать, и  какие отрасли экономики действительно  способны гарантировать сохранение накоплений граждан "на старость", сейчас в России никто не знает.[ 13.2.2004 ]» Интернет газета / Новости  экономики

Как сообщает корреспондент  экспертного канала «УралПолит.Ru», впервые за последние годы в итогах исполнения областного бюджета за первое полугодие появился профицит в размере 750 млн. рублей. Причина - значительный рост как собственных доходов, так  и федеральной помощи, освоить  которые, оказывается, не так просто.

 

«Профицит бюджета автоматически  вызывает укрепление рубля, за счет которого растет инфляция. Плата за крепкий  рубль - снижение темпов роста экономики. Несмотря на рост цен на нефть, качать ее больше нет возможности. Труба  не резиновая, а поддержать высокие  темпы можно только за счет других отраслей.» Телевидение / «Вести» / Председатель Ростовского Облкомстата Владимир Емельянов, 25.11.2005г.

Долгое время профицитный  бюджет был несбыточной мечтой российского  правительства. Во всяком случае, до 1999 года в период низких нефтяных цен  и больших обязательств всей бюджетной  системы страны превышение доходов  над расходами выглядело сюжетом  из области фантастики. И только начавшийся в 1999 году постепенный рост стоимости "черного золота" позволил справится с этой задачей.

 Однако, как это часто  бывает в экономике, успешное  решение одной проблемы породило  другую, не менее серьезную. Ведь  в отдельные периоды денежный  запас достигал чуть ли не  четверти всего годового национального  дохода страны. И споры, стоит  ли дальше копить такие резервы,  возникали каждый раз, когда  Государственная дума обсуждала  проект очередного закона о  бюджете.

Ещё к проблемам запаса профицита можно отнести - бухгалтерскую  и макроэкономическую. С точки  зрения государственной бухгалтерии, профицитными деньгами следует грамотно управлять, чтобы они не дешевели со временем.

 

 

 

 

 

7 Проблемы управления  бюджетным дефицитом и пути  решения

Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться  иначе, как в контексте макроэкономического  развития и экономической политики государства в сфере доходов  и расходов государственного бюджета. Следовательно, при моделировании  бюджетного дефицита блок доходов и  расходов государственного бюджета  должен быть вписан в общую систему  экономического развития страны.

Функционирование и развитие экономической системы государства  характеризуется следующими особенностями:

- сложный и неоднозначный  характер экономических процессов  и явлений;

- недостаточная определенность  и обусловленность ряда экономических  процессов и явлений;

- большое количество экономических  показателей, которые отображают  различные стороны

 экономического развития;

- наличие большого количества  одновременных прямых и обратных  взаимосвязей между

 экономическими показателями;

- наличие определенных  допущений и приближений при  количественном определении показателей,  которые отображают различные  экономические процессы и явления;

- невозможность определить  количественно ряда экономических  процессов и явлений.

 

Все вышеприведенные особенности, которые присущи сложным экономическим  системам, предопределяют необходимость  применения системного подхода к  изучению экономики. Системный подход предусматривает в качестве методологической базы формально-теоретического анализа  экономической системы использовать системный анализ и теорию систем с целью объединения на единой методологической основе всего многообразия методов исследования экономических  процессов.

С позиций системного анализа  экономика может быть представлена как большая и сложная экономическая  система, которая включает множество  взаимосвязанных между собою  элементов. То есть, экономика как  сложная система, отличается такими свойствами, как иерархия, структура, целостность, функциональность, целеустремленность, управляемость и тому подобное.

Процедура системного исследования сложных экономических систем включает такие последовательные этапы:

Информация о работе Бюджетный дефицит и профицит