Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.
Задачи работы:
1) изучение сущности бюджета и его функций;
2) рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
3) изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
4) анализ источников финансирования бюджетного дефицита;
5) рассмотрение проблем управления бюджетным дефицитом и путей их решения.

Содержание работы

Введение 3 стр.
1. Теоретически аспекты понятия “Бюджетный дефицит”
1.1 Понятие бюджетного дефицита и проблемы его возникновения 6 стр.
1.2 Виды бюджетного дефицита 11 стр.
1.3 Экономическая сущность дефицита бюджета и его роль в экономике 13 стр.
2. Дефицит бюджета и источники его покрытия
2.1 Источники финансирования бюджетного дефицита 18 стр.
2.2 Оценка бюджетного дефицита периода 1999 – 2008 гг. 24 стр.
2.3 Прогноз дефицита федерального бюджета на 2010 – 2012 г. 28 стр.
3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения 30 стр. Заключение 41 стр.
Список используемой литературы 43 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая Олега.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Уральский Государственный  Экономический Университет

Кафедра Государственных  и Муниципальных Финансов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По курсу Общая теория финансов

Тема: Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования.

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент гр. ФК-08-6

Квиткин П.О.

 

Руководитель:

ассистент Уксусова С.Ю.

 

 

 

                                                                                                

 

 

                                                                                            

 

Екатеринбург

2010

Содержание

 

Введение          3 стр.

1. Теоретически аспекты понятия “Бюджетный дефицит”

1.1 Понятие бюджетного дефицита и проблемы его   возникновения         6 стр.

1.2 Виды бюджетного дефицита      11 стр.

1.3 Экономическая сущность дефицита бюджета и его    роль в экономике         13 стр.

 

2. Дефицит бюджета  и источники его покрытия  

2.1 Источники финансирования бюджетного дефицита   18 стр.

2.2 Оценка бюджетного дефицита периода 1999 – 2008 гг.  24 стр.

2.3 Прогноз дефицита федерального бюджета на 2010 – 2012 г. 28 стр. 

3. Проблемы  управления бюджетным дефицитом  и пути  решения          30 стр. Заключение          41 стр.

Список используемой литературы     43 стр.

 

 

 

 

 

 

 

введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных устройств, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – государственный бюджет. С помощью финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищённым слоям населения.

Состояние государственного бюджета отображает состояние экономики и возможности финансовых вложений на государственном уровне. От государственного бюджета зависит, какие именно расходы произведёт государство и, соответственно, какие потребности общества будут удовлетворены. Состояние государственного бюджета редко бывает сбалансированным. Часто доходы бюджета бывают либо выше расходной части, либо ниже. Соответственно, данные состояния бюджета носят названия профицита и дефицита бюджета.

Что касается бюджетного дефицита, то всегда надо помнить о том, что это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государств, которые в те или иные периоды своей истории не сталкивались бы с бюджетным дефицитом. Полностью    сбалансированный государственный бюджет,  то  есть  бюджет  без сальдо,   возможен   только теоретически. Практически невозможно  представить себе  государство,   в   котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги,  стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные  расходы  не  превышают  доходов.

Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.

Задачи работы:

    1. изучение сущности бюджета и его функций;
    2. рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
    3. изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
    4. анализ источников финансирования бюджетного дефицита;
    5. рассмотрение проблем управления бюджетным дефицитом и путей их решения.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Первая глава посвящена  теоретическим основам бюджета. В ней рассмотрены экономическая  сущность бюджета, его функции, а  также структура доходов и  расходов бюджета.

Во второй главе речь идёт о дефиците бюджета и источниках его финансирования. Здесь рассмотрены экономическая сущность дефицита бюджета, его роль в экономике как положительная, так и отрицательная.  В этой главе дано определение дефицита бюджета, представлены источники финансирования дефицитов бюджетов разных уровней, а так же рассмотрены оценка профицита и дефицита бюджета РФ за последние годы и прогноз дефицита бюджета на последующие.

В третьей главе рассмотрены  проблемы управления бюджетным дефицитом  и пути их решения, а именно теоретические  и практические аспекты применения бюджетного секвестра, а также проблема моделирования бюджетного дефицита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ПОНЯТИЯ «БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ»

1.1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда – характерен сегодня для большинства развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого  рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику – политику бюджетного дефицита.

Признание объективности  бюджетного дефицита в условиях рыночной экономики требует рассмотрения ее как объективной экономической  категории и изучения законов  ее развития.

Являясь финансовой категорией, бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета и выражает его состояние, при котором доходы не покрывают всех расходов в силу роста предельных общественных издержек производства, что приводит к отрицательному сальдо бюджета. С этих позиций дадим его определение. Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Такие дополнительные доходы образуются главным образом в  результате эмиссии денег, выпуска  государственных ценных бумаг, осуществления  внутренних и внешних займов. Это  требует от правительства разработки мероприятий по сокращению бюджетного дефицита, поиска эффективных источников покрытия.

 

Отсутствие положительного бюджетного сальдо не следует связывать  исключительно с чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит может  быть обусловлен государственным регулированием экономики и отражать намерения  правительства осуществлять крупные государственные вложение в развитие отраслей хозяйства с целью достижения прогрессивных сдвигов в структуре общественного производства.

Однако чаще всего  дефицит отражает кризисные явления  в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы и т.д. в этом случае требуется принятие срочных мер со стороны правительства по стабилизации экономики, реформированию кредитно-финансовой системы, корректировке бюджетной политики.

В исключительных случаях  превышение расходов над доходами становиться  результатом чрезвычайных обстоятельств (войн, стихийных бедствий и прочее), когда средств и резервов бюджетного фонда недостаточно и приходиться изыскивать дополнительные источники финансирования чрезвычайных расходов.

Таким образом, в конечном итоге дефицит бюджета является следствием:

    1. Чрезмерных государственных расходов;
    2. Ограниченности финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы (сознательное сокращение налогов в целях стимулирования деятельности субъектов хозяйствования или из-за низкой собираемости доходов);
    3. Циклических спадов в экономике.

Вряд ли можно однозначно назвать основную причину бюджетного дефицита. Для разных стран и в разные периоды развития каждая из них могла быть основной, но чаще всего они воздействовали одновременно. Но всякий рост государственных расходов, не подкрепленный увеличением доходов, нарушает бюджетное равновесие, создает отрицательное бюджетное сальдо, с одной стороны, но с другой--причиной бюджетного дефицита могут явиться недостаточные доходы государства. Принимая во внимание, что основным источником дохода бюджета являются налоги, следует признать тот факт, что состояние доходной базы бюджета определяется состоянием субъектов хозяйствования в частности и экономики в целом.

В ситуации спада производства, других негативных явлений бюджетные  поступления уменьшаются. Если при  этом не обеспечено адекватное сокращение расходов, возникает отрицательное бюджетное сальдо.

Конечно, к важнейшим  факторам, влияющим на бюджетный дефицит  и определяющим его размер, относится  колебание объема ВВП в течение  бюджетного периода. Практика показала, что в периоды депрессии, когда  ВВП низок, бюджет, как правило, сводится с дефицитом, в то время как в периоды подъема наблюдается положительное бюджетное сальдо. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие как в доходной, так и в расходной частях бюджета. Здесь имеется в виду, что во время спадов резко сокращаются поступления прямых налогов (подоходного налога, налога на прибыль и др.) в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находиться в противофазе с циклом. Как правило, в периоды спада правительства принимают меры по увеличению расходов по социальной защите населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, но также пособий по безработице и других социальных расходов. Принято считать, что в условиях динамично развивающейся экономики бюджетный дефицит в количественно допустимых размерах не страшен. В долг жили и живут многие экономически развитые государства. Однако сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна обременять экономику страны, налогоплательщиков, сопровождаться значительным увеличением расходов по обслуживанию долга, сокращением социальных программ.

С начала XX в. общие государственные  расходы по отношению к ВВП  во всем мире значительно увеличились. Правительства государств в этих условиях принимают различные бюджетные решения, направленные на сокращение отрицательного сальдо бюджета. Это может выразиться в ужесточении налоговых режимов, замораживании финансирования, сокращении трансфертных платежей и т.д.

Отношение экономистов  к вопросу бюджетного дефицита неоднозначно. Существует столько позиций, сколько  вариантов составления бюджета: с отрицательным сальдо (дефицитом), положительным сальдо (профицитом) либо сбалансированным. Уже давно возникло мнение, новую жизнь которому дал Д. Кейнс, снабдив его научной базой, что бюджетный дефицит - это совершенно нормальное и даже желательное для растущей экономики явление, которое способствует ее росту, снижению безработицы. Кейнсианская теория нестабильности прямо предполагает необходимость проведения государственной экономической политики. С точки зрения кейнсианства недостаточность валовых расходов приводит к увеличению безработицы, избыточность же валовых расходов порождает инфляцию. Таким образом правительству необходимо уменьшать совокупные расходы в экономике, когда они слишком велики и наоборот, увеличивать эти расходы, когда они слишком низки.

Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.

При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это прежде всего касается так называемых общественных товаров т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования