Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:07, курсовая работа
Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.
Задачи работы:
1) изучение сущности бюджета и его функций;
2) рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
3) изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
4) анализ источников финансирования бюджетного дефицита;
5) рассмотрение проблем управления бюджетным дефицитом и путей их решения.
Введение 3 стр.
1. Теоретически аспекты понятия “Бюджетный дефицит”
1.1 Понятие бюджетного дефицита и проблемы его возникновения 6 стр.
1.2 Виды бюджетного дефицита 11 стр.
1.3 Экономическая сущность дефицита бюджета и его роль в экономике 13 стр.
2. Дефицит бюджета и источники его покрытия
2.1 Источники финансирования бюджетного дефицита 18 стр.
2.2 Оценка бюджетного дефицита периода 1999 – 2008 гг. 24 стр.
2.3 Прогноз дефицита федерального бюджета на 2010 – 2012 г. 28 стр.
3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения 30 стр. Заключение 41 стр.
Список используемой литературы 43 стр.
Процесс прогнозирования дефицита бюджета и источников его покрытия можно разбить на такие этапы:
Стоит остановится кратко
на основных проблемах, которые являются
существенными для осуществлени
В настоящее время
не существует официальных методик
прогнозирования отдельных
Для усовершенствования процесса прогнозирования доходов бюджета необходимо:
- детализировать, согласовать и утвердить перечень показателей, которые в обязательном порядке должны содержать Таблицы расчетов отдельных видов налогов. Эти показатели должны характеризовать налоговую базу, изменения в налоговой системе (просмотр налоговых ставок, введение и отмена льгот и тому подобное) и ухудшение/улучшение системы взыскания налогов (недоимки, переплаты);
- определиться с характером и степенью влияния этих показателей на прогноз бюджетных поступлений.
Последний вопрос является
очень сложным в
Прогнозирование расходной
части бюджета в сравнении
с процессом прогнозирования
доходов имеет ряд существенных
отличий. Так, если прогноз доходов
в значительной степени зависит
от финансово-экономической
Анализ показывает, что основными проблемными вопросами в процессе планирования расходной части бюджета является отсутствие механизмов обеспечения преемственности бюджетной политики и результативности бюджетных расходов. Это подтверждается следующим:
1. Разработка среднесрочного финансового плана осуществляется для каждого бюджетного цикла в отдельности, что не позволяет придерживаться преемственности внедряемой государственной политики в сфере расходов.
2. Распределение бюджетных
средств осуществляется в
3. В сегодняшней бюджетной
практике отсутствуют четкие
формулировки целей и конечных
результатов использования
4. Сегодняшний бюджетный
процесс характеризуется
5. Методы программно-целевого
составления бюджета
Для повышения надежности среднесрочного прогноза и обеспечения преемственности бюджетной политики в мировой практике используют такой метод бюджетного планирования, как выделение бюджетов действующих и вновь принятых обязательств, к преимуществам которых следует отнести:
- возможность существенного упрощения и ускорения процедуры составления и рассмотрения бюджета в части "действующих" обязательств, что дает возможность сосредоточить внимание на подготовке к бюджету "вновь принятых" обязательств, которые отображают изменение целей и приоритетов государственной политики;
- возможность удлинения сроков и повышения надежности среднесрочного бюджетного планирования за счет более точного прогнозирования объема "действующих" обязательств.
Для повышения качества среднесрочного прогноза в части, которая касается государственных целевых программ, необходимо составить план необходимого финансирования из госбюджета и местных бюджетов по утвержденным государственным целевым программам на среднесрочную перспективу (по годам и главным распорядителям средств) и обеспечить оперативное коррегирование указанного плана в соответствии с изменениями, которые вносятся в программы.
Применение вышеупомянутых
мер по усовершенствованию процесса
прогнозирования и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, из всего вышесказанного
можно сделать следующие
Государственный бюджет – это, прежде всего совокупность денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.
Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его функционирование осуществляется посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.
В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если расходная часть бюджета не покрывается его доходной частью, возникает дефицит. Нельзя однозначно оценивать бюджетный дефицит как отрицательное явление. Некоторые экономисты находили в нём и положительные моменты.
Исполнение федерального бюджета происходит в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных оживлением промышленного производства, расширением экспорта ориентированных и производств, в основном, связанных с нефтедобычей. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в прошлом году, были, перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики.
Государство, будучи гарантом своих обязательств, перед хозяйством и населением, вынуждено покрывать разницу между бюджетными доходами и расходами расширением своих заимствований и эмиссией необеспеченных товарными ресурсами денег.
В управлении бюджетным дефицитом существуют некоторые проблемы. Одна из них связана невозможностью финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета. Существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета.
В настоящее время значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снижается задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Достигнуты высокие объемы сальдо торгового баланса, что позволяло поддерживать относительную стабильность на валютном рынке и производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов. Но все равно вопрос государственного долга и бюджетного дефицита (хотя и в меньшей степени) остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования