Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.
Задачи работы:
1) изучение сущности бюджета и его функций;
2) рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
3) изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
4) анализ источников финансирования бюджетного дефицита;
5) рассмотрение проблем управления бюджетным дефицитом и путей их решения.

Содержание работы

Введение 3 стр.
1. Теоретически аспекты понятия “Бюджетный дефицит”
1.1 Понятие бюджетного дефицита и проблемы его возникновения 6 стр.
1.2 Виды бюджетного дефицита 11 стр.
1.3 Экономическая сущность дефицита бюджета и его роль в экономике 13 стр.
2. Дефицит бюджета и источники его покрытия
2.1 Источники финансирования бюджетного дефицита 18 стр.
2.2 Оценка бюджетного дефицита периода 1999 – 2008 гг. 24 стр.
2.3 Прогноз дефицита федерального бюджета на 2010 – 2012 г. 28 стр.
3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения 30 стр. Заключение 41 стр.
Список используемой литературы 43 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая Олега.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Процесс прогнозирования  дефицита бюджета и источников его  покрытия можно разбить на такие  этапы:

  1. Осуществление прогноза доходов бюджета.
  2. Прогноз первичных (непроцентных) расходов бюджета.
  3. Осуществление прогноза расходов на обслуживание долгов.
  4. Определение дефицита бюджета (объема чистого финансирования бюджета).
  5. Осуществление прогноза поступлений от приватизации и определения чистого финансирования бюджета за счет заимствований.
  6. Определение объемов необходимых и потенциально возможных уровней государственных заимствований.
  7. Корректировка рассчитанного дефицита или разработка мероприятий по реструктуризации долгов в случае превышения рассчитанных объемов внутренних и внешних заимствований над их потенциально возможным уровнем
  8. Определение объема государственного долга.
  9. Корректировка рассчитанного дефицита в случае превышения объемов долга над предельным уровнем.

Стоит остановится кратко на основных проблемах, которые являются существенными для осуществления процесса прогнозирования.

В настоящее время  не существует официальных методик  прогнозирования отдельных бюджетных  показателей. В Объяснительной записке  к проекту государственного бюджета  приводятся таблицы расчетов по отдельным  налогам и сборам, которые имеют наибольший удельный вес в общих объемах доходов бюджета. Структура таких таблиц год от года меняется, при этом круг представляемых в них показателей, как правило, не является достаточным для всесторонней оценки перспектив отдельных бюджетных поступлений. Такая ситуация в определенной мере объясняется трудностями процесса прогнозирования. Это и большое количество факторов, которые влияют на прогноз бюджетных поступлений, и недостаточная предсказуемость внешних факторов, и трудности формализации процедур прогнозирования, и различный характер учета изменений макроэкономических и нормативно-правовых показателей.

Для усовершенствования процесса прогнозирования доходов  бюджета необходимо:

- детализировать, согласовать и утвердить перечень показателей, которые в обязательном порядке должны содержать Таблицы расчетов отдельных видов налогов. Эти показатели должны характеризовать налоговую базу, изменения в налоговой системе (просмотр налоговых ставок, введение и отмена льгот и тому подобное) и ухудшение/улучшение системы взыскания налогов (недоимки, переплаты);

- определиться с характером и степенью влияния этих показателей на прогноз бюджетных поступлений.

Последний вопрос является очень сложным в методологическом плане, поскольку экономические  процессы отнюдь не просты - на них влияет большое количество факторов и имеют место обратные связи - поэтому достаточно сложно выделить и количественно оценить вклад каждого отдельного фактора. Это свидетельствует о том, что процесс прогнозирования доходов требует комплексного подхода.

Прогнозирование расходной  части бюджета в сравнении  с процессом прогнозирования  доходов имеет ряд существенных отличий. Так, если прогноз доходов  в значительной степени зависит  от финансово-экономической ситуации в стране, то прогноз расходов должен строиться на оценке выполнения обязательств, которые заранее определены нормативно-правовыми актами и решениями Правительства относительно изменений бюджетной политики. Последнее свидетельствует о существенной ограниченности возможностей прогнозирования расходов на основе макроэкономических взаимосвязей. Прогноз расходов, как правило, в преобладающей мере обусловливается не объективными макроэкономическими показателями, а субъективными факторами (волевыми решениями).

Анализ показывает, что  основными проблемными вопросами в процессе планирования расходной части бюджета является отсутствие механизмов обеспечения преемственности бюджетной политики и результативности бюджетных расходов. Это подтверждается следующим:

1. Разработка среднесрочного  финансового плана осуществляется для каждого бюджетного цикла в отдельности, что не позволяет придерживаться преемственности внедряемой государственной политики в сфере расходов.

2. Распределение бюджетных  средств осуществляется в условиях  низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и при отсутствии четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствия с приоритетами государственной политики. Бюджетные средства, как правило, распределяются на основе коррегирования (индексации) ассигнований предыдущего года.

3. В сегодняшней бюджетной  практике отсутствуют четкие  формулировки целей и конечных  результатов использования бюджетных  средств.

4. Сегодняшний бюджетный  процесс характеризуется отсутствием  критериев оценки деятельности распорядителей бюджетных средств.

5. Методы программно-целевого  составления бюджета применяются  формально, в особенности это  касается разработки и реализации  государственных целевых программ.

Для повышения надежности среднесрочного прогноза и обеспечения преемственности бюджетной политики в мировой практике используют такой метод бюджетного планирования, как выделение бюджетов действующих и вновь принятых обязательств, к преимуществам которых следует отнести:

- возможность существенного упрощения и ускорения процедуры составления и рассмотрения бюджета в части "действующих" обязательств, что дает возможность сосредоточить внимание на подготовке к бюджету "вновь принятых" обязательств, которые отображают изменение целей и приоритетов государственной политики;

- возможность удлинения сроков и повышения надежности среднесрочного бюджетного планирования за счет более точного прогнозирования объема "действующих" обязательств.

Для повышения качества среднесрочного прогноза в части, которая  касается государственных целевых программ, необходимо составить план необходимого финансирования из госбюджета и местных бюджетов по утвержденным государственным целевым программам на среднесрочную перспективу (по годам и главным распорядителям средств) и обеспечить оперативное коррегирование указанного плана в соответствии с изменениями, которые вносятся в программы.

Применение вышеупомянутых мер по усовершенствованию процесса прогнозирования и среднесрочного планирования бюджетных показателей  позволит повысить качество и надежность бюджетного прогноза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Государственный бюджет – это, прежде всего совокупность денежных отношений, возникающих у  государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и  государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточить финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, имеющий силу закона. Его  функционирование осуществляется посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства.

В процессе принятия и  исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если расходная часть бюджета не покрывается его доходной частью, возникает дефицит. Нельзя однозначно оценивать бюджетный дефицит как отрицательное явление. Некоторые экономисты находили в нём и положительные моменты.

Исполнение федерального бюджета происходит в условиях восстановительных тенденций в производстве, обусловленных оживлением промышленного производства, расширением экспорта ориентированных и производств, в основном, связанных с нефтедобычей. Основными задачами, стоящими перед бюджетной сферой в прошлом году, были, перелом тенденции роста долгового бремени страны, создание условий для развития реального сектора экономики.

Государство, будучи гарантом своих обязательств, перед хозяйством и населением, вынуждено покрывать разницу между бюджетными доходами и расходами расширением своих заимствований и эмиссией необеспеченных товарными ресурсами денег.

В управлении бюджетным  дефицитом существуют некоторые  проблемы. Одна из них связана невозможностью финансирования всех тех программ, которые планировались к выполнению. Кроме того, существует проблема невыполнения бюджета. Существует нехватка средств для выполнения полноценного финансирования всех запланированных статей бюджета.

В настоящее время значительно улучшилась динамика поступления доходов в бюджет, снижается задолженность по выплатам заработной платы, погашены задолженности по выплате пенсий. Достигнуты высокие объемы сальдо торгового баланса, что позволяло поддерживать относительную стабильность на валютном рынке и производить необходимые платежи по обслуживанию внешнего долга даже при отсутствии внешних займов. Но все равно вопрос государственного долга и бюджетного дефицита (хотя и в меньшей степени) остается открытым, он требует решения и стабильного оживления экономики не на короткий период, а куда более длительный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный кодекс РФ.
  2. Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
  3. Закон Свердловской области от 8 декабря 2006 г. N 82-ОЗ  «Об областном бюджете на 2007 год».
  4. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. О.В. Врублёвской и М.В. Романовского. Москва: Изд-во «Юрайт», 2003.
  5. Бюджетная система Российской Федерации. Годин А.М., Максисова Н.С., Подпорина И.В. Москва: «Дашков и Ко», 2004.
  6. Бюджетная система российской Федерации. Нешитой А.С. Москва: «Дашков и Ко», 2006.
  7. Государственные и муниципальные финансы. Мысляева И.Н. Москва: «Инфра-М», 2003.
  8. Государственные и муниципальные финансы. Под ред. Г.Б. Поляка. Москва: Изд-во «ЮНИТИ», 2007.
  9. Общая теория финансов. Под ред. Л.А. Дробозиной. Москва: «ЮНИТИ», 1995
  10. Финансы и кредит. Под ред.  М.В. Романовского. Москва: Изд-во «Юрайт», 2003.
  11. Финансы. Под ред. Ковалёва В.В. Москва: «Проспект», 2007.
  12. Финансы, денежное обращение и кредит. Под ред. Казака А.Ю. Екатеринбург: «Солярис», 2001.
  13. Финансы. Под ред. Л.А. Дробозиной. Москва: «Финансы», 1999.
  14. Современная бюджетная реформа и государственные долги: детерминизм целей и правового регулирования // Право. Политика. Экономика. 2006. №3.
  15. Межбюджетное регулирование// Финансы и кредит. 2006.№10.
  16. Бюджет как инструмент социальной справедливости// Бюджет. 2007. №7.
  17. Бюджетный дефицит и государственный долг: проблемы моделирования.// Теория и практика управления. 2005. №4.
  18. www.minfin.ru
  19. www.minfin.midural.ru
  20. www.nakanune.ru/news/
  21. Информационно-справочная система «Гарант».

 

 


Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования