Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение проблем образования бюджетного дефицита и методов управления им.
Задачи работы:
1) изучение сущности бюджета и его функций;
2) рассмотрение структуры доходов и расходов бюджета;
3) изучение сущности бюджетного дефицита и его роли в экономике;
4) анализ источников финансирования бюджетного дефицита;
5) рассмотрение проблем управления бюджетным дефицитом и путей их решения.

Содержание работы

Введение 3 стр.
1. Теоретически аспекты понятия “Бюджетный дефицит”
1.1 Понятие бюджетного дефицита и проблемы его возникновения 6 стр.
1.2 Виды бюджетного дефицита 11 стр.
1.3 Экономическая сущность дефицита бюджета и его роль в экономике 13 стр.
2. Дефицит бюджета и источники его покрытия
2.1 Источники финансирования бюджетного дефицита 18 стр.
2.2 Оценка бюджетного дефицита периода 1999 – 2008 гг. 24 стр.
2.3 Прогноз дефицита федерального бюджета на 2010 – 2012 г. 28 стр.
3. Проблемы управления бюджетным дефицитом и пути решения 30 стр. Заключение 41 стр.
Список используемой литературы 43 стр.

Файлы: 1 файл

Курсовая Олега.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Внешний кредит вызывает сложности не только в экономике  внутри страны, но и ряд проблем  международного характера. Международный кредит понижает уровень значимости государства в международной политике.

  Кроме того, внешние займы  обостряют экономические проблемы внутри государства, поскольку международный кредит предоставляется обычно не на слишком выгодных для государства-заемщика условиях. Таким образом, можно заключить, что финансирование дефицита государственного бюджета за счёт использования государственного долга связано с рядом весьма серьёзных проблем. Используя государственные займы, государство накапливает свой государственный долг, создавая потенциальную угрозу дефицита государственного бюджета в будущем. Государственный долг осложняет процесс развития экономики и сокращает запас капитала в обществе.

Особо следует отметить, что на сокращение дефицита бюджета определенное косвенное влияние оказывает привлечение инвестиций, и в первую очередь иностранных. Иностранные инвестиции охотно используются всеми государствами, в том числе и странами с развитой рыночной экономикой, с их помощью решаются задачи не только фискального, но и экономического характера:

    • сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений;
    • расширяется база для производства товаров и услуг;
    • появляются новые налогоплательщики;
    •   улучшается состояние платежного баланса.

Понимая выгодность привлечения в страну иностранного капитала, все страны стараются поощрять импорт капитала, доводя его до значительных размеров, причем большая часть инвестиций направляется в индустриальные страны.

Вторым способом покрытия бюджетного дефицита является финансирование за счет денежной эмиссии. Другими словами осуществляется тот же заем, только источником кредитных ресурсов является Центральный банк РФ. При необходимости покрытия дефицита бюджета Центральный банк может предложить единственный источник средств - проведение эмиссии. По сути, беспричинная эмиссия денежных средств приводит к увеличению денежной массы в обороте. Данное увеличение в свою очередь является причиной снижения стоимости денежной единицы и способствует возникновению и развитию инфляционного механизма. Другими словами, государство, решая одну проблему — бюджетного дефицита, создает дополнительную — инфляцию со всеми вытекающими из этого последствиями.

Таким образом, оба метода финансирования бюджетного дефицита не имеют положительных эффектов и порождают дополнительные сложности. Результатом может стать не только возникновение бюджетного дефицита в будущем, но и осложнение социальной ситуации в обществе и непропорциональное развитие экономики. Следовательно, финансирование бюджетного дефицита является проблемой, единое решение которой достаточно сложно. Единственно верным способом финансирования дефицита бюджета может служить увеличение доходов государства произведенное благодаря общему росту экономики и увеличению доходов «всех субъектов хозяйственной деятельности. Данная ситуация может наблюдаться только в условиях общего роста экономики и благоприятного положения экономики данного государства на международных рынках.

В соответствии с БК РФ (ст. 93) источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Следует подчеркнуть, что БК РФ впервые в России в законодательном порядке определил источники финансирования дефицитов всех звеньев бюджетной системы страны (ст. 94-96).

Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники имеют следующие формы:                                                             

      • кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
      • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
      • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
      • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
      • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и займам; 
      • изменение остатков средств по учету средств федерального бюджета.

К внешним источникам финансирования дефицита федерального

бюджета относятся:

    • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;                   
    • кредиты правительства иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные РФ.

В соответствии со ст. 103 БК РФ государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита только федерального бюджета.

 Средства финансового  резерва могут использоваться  только на:

      • замещение внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета: поступлений от размещения государственных ценных бумаг, поступлений от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
      • замещение внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
      • погашение государственного долга РФ. 

Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов РФ. Для финансирования дефицитов нижестоящих бюджетов должны привлекаться исключительно внутренние источники. Так, источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут быть:           

    • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;         
    • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    • кредиты, полученные от кредитных организаций;
    • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ;
    • изменение остатков средств на счетах по учёту средств бюджета субъекта РФ

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть следующие внутренние источники:

    • муниципальные займы, осуществляемые путём выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
    • кредиты, полученные от кредитных организаций;
    • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
    • поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;
    • изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Следует отметить, что на практике в исключительных случаях с разрешения федеральных органов власти допускается привлечение субъектами РФ внешних источников финансирования дефицитов своих бюджетов.

Мировой опыт показывает, что удельный вес одного источника  доходов бюджета не должен превышать 30% объема бюджетов. Негативно оценивается практика, когда бюджет ставится в жесткую зависимость от одного источника дохода, так как при его незначительном недопоступлении или несвоевременном поступлении возникают осложнения в исполнении бюджетов. Это относится к бюджету каждого уровня.

Итак, дефицит бюджета  — это не случайное явление, он порождается цикличными процессами в развитии экономики, целым рядом других факторов.

Поскольку дефицит —  явление объективное, оно требует соответствующих методов управления, прежде всего в области бюджетного прогнозирования с учетом международной конъюнктуры движения капиталов и прогнозируемого поведения потенциальных инвесторов. В любом случае наличие дефицита или профицита бюджета оценивается при присуждении страхового рейтинга международными рейтинговыми агентствами, что, в свою очередь, позволяет существенно экономить средства по обслуживанию государственного долга.

                                                        

2.2 ОЦЕНКА БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА ПЕРИОДА 1999 – 2008 ГГ.

Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная с 1999 г.) формировался с профицитом (таблица 2.1), исходя из определенного уровня цен на нефть.

 

Годы

Доходы

Расходы

Профицит

2005

5127,23

3514,35

1612,88

2006

6278,89

4284,80

1994,09

2007

7764,55

6131,81

1632,74

2008

9258,06

7560,87

1697,19




 

Таблица 2.3.1 – Основные показатели федерального бюджета в 2005-2008гг., млрд. руб.

 

Весь "сверхпрофицит", который  появлялся из-за того, что реальная цена на нефть была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд – это целевой бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его образования. Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.

В последнее время Стабилизационный фонд являлся главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы  в РФ. В случае если бы средства, находящиеся  в нем, попали в обращение, случился бы инфляционный скачок.

С 2008 г. Стабфонд разделен на Резервный  фонд (ст. 96.9 Бюджетного кодекса РФ) и Фонд будущих поколений (ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ).

Как видим из таблицы 2.1, в 2007 г. профицит федерального бюджета РФ составил 1632,74 млрд. руб. (рисунок 2.1).

 

Рисунок 2.3.1 – Динамика профицита федерального бюджета РФ в 2005-2008 гг., млрд. руб.

 

За январь-декабрь 2007 года федеральный  бюджет, по предварительной оценке, исполнен:

- по доходам – в сумме 7 трлн. 764,55 млрд. рублей, или 104,3% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2007 год;

- по финансированию расходов – 6 трлн. 131,81 млрд. рублей, или 93,8% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями;

- по кассовому исполнению расходов – 5 трлн. 982,17 млрд. рублей, или 91,5% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями;

- кассовый профицит – 1 трлн. 782,39 млрд. рублей;

Первичный профицит составил 1 трлн. 924,53 млрд. рублей.

Объем ВВП России за 2007 года достиг 32 трлн. 530,0 млрд. рублей.

Добавим, что совокупный объем средств  Стабилизационного фонда РФ в  рублевом эквиваленте на 1 января 2008 года составил 3 трлн. 849,11 млрд. рублей, в то время, как на 1 января 2007 года объем Стабфонда составлял 2 трлн. 346,92 млрд. рублей.

Профицит федерального бюджета  РФ в 2008 году составил 1697,19 млрд. рублей или 4% ВВП, говорится в официальном сообщении Минфина РФ. По предварительной оценке, ВВП РФ за 2008 год составил 42 трлн. 468,8 млрд. рублей.

Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 9 трлн. 258 млрд. рублей, расходы на кассовой основе – 7 трлн. 560,87 млрд. рублей Первичный профицит федерального бюджета составил 1 трлн. 849 млрд. рублей или 4,4% ВВП.

Начиная с 2009г., федеральный бюджет прогнозируется с дефицитом. По итогам  2009г. дефицит федерального бюджета РФ составит 6,9% ВВП. Этот новый прогноз разрыва между доходами и расходами обнародовал вице-премьер Алексей Кудрин. Это уже по меньшей мере пятая корректировка прогноза дефицита в этом году. До апрельского пересмотра закона о бюджете-2009 документом зафиксирован профицит в размере 3,7% ВВП. После приведения закона в соответствие с экономическими реалиями Минфин переориентировался уже на дефицит в размере 7,4%. Однако далее ситуация с доходами оказалась хуже ожиданий, и уже в июне прогноз был повышен до 9% ВВП. Во втором полугодии нефть стала расти в цене, что позволило Минфину снизить прогноз до 8,3%. Далее, в октябре ведомству стало понятно, что часть расходов (на капитализацию банков и на перечисления в инвестфонд) в этом году освоена не будет, и за счет этого показатель был понижен до 7,5-7,7%. Наконец, представляя Совету федерации бюджет-2010, Алексей Кудрин заявил, что "с учетом высоких цен на нефть и проводимой курсовой политики" Минфин ждет дефицита на уровне 6,9% ВВП.

 

Таким образом, в 1999-2008 гг. федеральный  бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. – Резервный фонд и Фонд будущих поколений). В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд. руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд. руб. Начиная с 2009 г. федеральный бюджет исполняется с дефицитом, который покрывается за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть. На 1 декабря 2009г. из Резервного фонда Минфин изъял 2,26 трлн. руб. В результате размер этого резерва сократился до 2,24 трлн руб. Максимальный размер резервного фонда был достигнут в феврале 2009 года — 4,86 трлн руб. Таким образом, за восемь месяцев использования объем резерва сократился более чем наполовину.

 

 

 

 

 

 

2.3 ПРОГНОЗ ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

НА 2010 – 2012 ГГ.

Правительство России одобрило основные характеристики федерального бюджета на 2010-2012 годы. Пока что бюджет на будущий год почти полностью скопирован с нынешнего: 6,6 трлн. рублей доходов, 9,5 трлн. рублей расходов.

В течение последующих трех лет бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. Дефицит бюджета – 2010 г. составит 2,9 трлн. рублей, а с учетом расходов на формирование антикризисного фонда ЕврАзЭС и на докапитализацию банков – 3,2 трлн. рублей или 7,5% ВВП страны. В 2011 году его планируется сократить до 4,3% ВВП, а в 2012 – до 3% ВВП. По словам Кудрина, с 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета - 1%.

Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования