Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:15, контрольная работа

Описание работы

Для каждого человека главное в жизни – обеспечить себя и своих близких всем необходимым для нормального существования. Универсальным средством платежа и всеобщим эквивалентом стоимости являются деньги. Для того чтобы достичь самой главной цели человеку приходится нести денежные траты – одним словом расходы. Безусловно, величина расходов зависит от величины доходов. Поэтому мы и стараемся получать доходы, которые соответствовали бы нашим расходам. Или наоборот, пытаемся тратить меньше.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….....3
1 История бюджетного дефицита в России………………………………….....5
1.1 Возникновение проблемы дефицита……………………………… ……....5
1.2 Стабилизационная политика и бюджетный дефицит 1992 - 1999 гг.....7
2. Анализ динамики профицита федерального бюджета РФ и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта
2.1 Оценка дефицита федерального бюджета
2.2 Прогноз дефицита федерального бюджета РФ на 2010-2012 гг. и источники его финансирования
3.Проблемы управления и регулирования бюджетным дефицитом………
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 178.50 Кб (Скачать файл)

    В последующие три месяца неограниченное кредитование экономики продолжалось, хотя и на несколько более низком уровне. Тем не менее, в марте 1993 года расходы федерального бюджета возросли до 63 % ВВП, бюджетный дефицит - до 19 % ВВП. Кредиты бюджету дали половину прироста всех активов Центробанка.

    Итогом этого стало то, что правительство опять приступило к политике бюджетной стабилизации. В числе важнейших мероприятий, осуществленных новым министром финансов Б. Федоровым, были следующие:

  • Существенное сокращение бюджетного дефицита, связанное, прежде всего с отменой субсидирования кредитов, централизованного импорта и импортных дотаций, либерализацией цен на уголь, зерно, хлеб. Начиная с апреля 1993 года кассовый дефицит бюджета ни разу не превышал 10 % ВВП, а в последнем квартале 1993 года был снижен в среднем до 6,1 % ВВП;
  • сокращение привлечения кредитов Центробанка и внешних кредитов для финансирования бюджетного дефицита;
  • Начало неэмиссионного финансирования бюджета с помощью выпуска государственных ценных бумаг (трехмесячных ГКО) с мая 1993 года;
  • Во втором периоде “федоровского этапа” удалось снизить кассовый дефицит бюджета до 6,7 % ВВП по сравнению с 7,6 % ВВП в первом, расширенный дефицит бюджета - до 8,2 % ВВП по сравнению с 11,1 % ВВП.

    Однако  практически сразу же после ухода  Б. Федорова правительство  Черномырдина  снова заметно смягчило бюджетную и кредитно-денежную политику. Уже в феврале 1994 года кассовый дефицит бюджета вырос в 2,5 раза по сравнению с последним кварталом 1993 года и достиг 14,8 % ВВП. Общий прирост активов Центробанка увеличился до 17,8 % ВВП. В последующие месяцы дефицит бюджета еще трижды - в мае, июле и августе составлял двузначную величину. И хотя, в конечном счете, правительственная политика оказалась не столь разнузданной, как это было в конце 1992 - начале 1993 годов, и как ожидалось в начале 1994 года, все же ее смягчение оказалось весьма существенным. В среднем за этот период кассовый дефицит бюджета возрос с 6,7 до 11 % ВВП.  Новым стало то, что теперь  на финансирование бюджета более широко использовались иностранные кредиты - второй транш кредита на системные преобразования (КСП) в размере 1,5 миллиардов долларов, предоставленный МВФ в апреле 1994 года (давший 0,9 % ВВП). Однако кредиты Центробанка Министерству финансов также возросли - с 6,5 до 9,1 % ВВП и по-прежнему оставались важнейшим источником покрытия бюджетного дефицита.

    Зато  уже в законе о бюджете на 1995 год было закреплено положение о  неинфляционном финансировании его  дефицита. В первом квартале 1995 года макроэкономическая политика правительства  оставалась умеренной. Кассовый дефицит бюджета не превысил 3,6 % ВВП, причем кредиты Центробанка составили лишь 1,3 % ВВП. Оставшиеся 2,3 % ВВП были профинансированы за счет ценных бумаг, в том числе за счет принудительно размещенных казначейских обязательств (КО) - 1,8 % ВВП и за счет ГКО - 0,5 % ВВП. Анализ доходной и расходной частей бюджета на 1995 г. показывает, что и в доходной и в расходной частях он составлен с гораздо большей степенью реализма, чем бюджеты предшествующих лет. Для бюджетов 1993 и 1994 гг. было характерно завышение уровня доходов и расходов по сравнению с фактическим исполнением на 5—6% ВВП. В бюджете на 1995 г., напротив, заложена некоторая недооценка объема поступлений и расходов. По доходам она составляет около 1% ВВП, а по расходам — от 1—2% ВВП. Реальный объем поступлений в федеральный бюджет составил примерно 13% ВВП, а объем расходов — от 18 до 19,5% ВВП. Таким образом, бюджетный дефицит составил от 5 до 6,5% ВВП.

      После президентских выборов 1996 года страна не получила ничего нового. Состав и структура Правительства остались без изменений. Бюджет на 1997 год был принят без особых проблем с Государственной Думой. Однако кажущаяся макроэкономическая стабилизация не смогла сократить величину бюджетного дефицита. На самом деле, бюджетный кризис разразился еще в 1996, когда началась эта самая финансовая стабилизация, и у правительства резко сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога.

    Уже в первом полугодии 1997 года Правительству  пришлось предлагать проект секвестра бюджета страны. Путем сокращения расходной части (в основном уменьшению подверглись расходы на социальный сектор), предлагалось решить проблемы огромного бюджетного дефицита. Однако подобную законодательную инициативу Правительства Госдума не пропустила, поэтому проблему пришлось решать правительственными постановлениями.

    Аналогичная ситуация повторилась и при принятии основного финансового документа  на 1998 год. Однако парламентарии не учли проблему мирового финансового  кризиса и возрастающий внутренний долг государства. Выстроенная в 1993-1997 годах “пирамида” ГКО в 1998 году давала ежемесячный дефицит в 30 млрд. рублей, тогда как доходы в то время составляли 28 млрд. Кроме того, не в силах уже выплачивать проценты по ГКО правительство приняло решение о повышении ставки рефинансирования, чтобы не допустить девальвации рубля. Это позволило выиграть несколько месяцев, но проблемы не решило. А тут еще сокращение Золотовалютных резервов Центробанка (с ноября прошлого года, с начала финансового кризиса, с 25 до 16 млрд. долл.) Еще немного и Центробанку нечем было бы управлять. ЦБ без валюты - это нонсенс.

    В общем, 23 марта 1998 года Черномырдин  поспешил быть отправленным в отставку. В августе случился дефолт, а дефицит  бюджета к концу года составил 86,5 млрд. руб. (3,2% к ВВП).

    В 1999 год Россия вступила с  жестким, но реалистичным бюджетом. Этому способствовало принятие в 1998 году Бюджетного кодекса. Законодательством РФ были установлены  предельные размеры дефицита бюджета: размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом закрепляются внутренние и внешние источники финансирования дефицита. Внутренние источники выступают в следующих формах:

  • кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • бюджетные суммы и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

    Внешние источники:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

    Как видно из кодекса, кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ при их первичном размещении больше не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это очень важно, так как в прошлом, что видно из вышесказанного, государство часто включало печатный станок для финансирования дефицита.

    По  итогам первого квартала 1999 года макроэкономические показатели были стабилизированы, инфляция поддерживалась на среднем уровне. Девальвация рубля и искусственное  занижение его курса  дали толчок развитию отечественной промышленности. Экономический рост позволил частично решить проблему дефицита: в 1999 году он составил 53 млрд. руб. (1,2 % ВВП). Дефицит профинансировался примерно поровну из внутренних и внешних источников. 
 
 
 
 

2. Анализ динамики  профицита федерального бюджета РФ и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта

2.1 Оценка дефицита  федерального бюджета

Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная  с 1999 г.) формировался с профицитом (таблица 2.1), исходя из определенного уровня цен на нефть.

Таблица 2.1 - Основные показатели федерального бюджета в 2005-2008 гг., млрд.руб. [14]

Годы Доходы Расходы Профицит
2005 5127,23 3514,35 1612,88
2006 6278,89 4284,80 1994,09
2007 7764,55 6131,81 1632,74
2008 9258,06 7560,87 1697,19

Весь "сверхпрофицит", который появлялся из-за того, что  реальная цена на нефть была постоянно  выше прогнозной, направлялся в Стабилизационный фонд. Стабилизационный фонд - это целевой  бюджетный фонд с законодательно установленными источниками его  образования. Средства фонда предназначались для покрытия дефицита бюджета, образуемого при сокращении объема поступлений от экспортных пошлин на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефти), могли временно размещаться в долговые обязательства иностранных государств по выбору правительства (предоставление займов иностранным государствам), а также направлялись на покрытие текущих и капитальных расходов бюджета.

В последнее  время Стабилизационный фонд являлся  главным инструментом, сдерживающим объем денежной массы в РФ. В случае если бы средства, находящиеся в нем, попали в обращение, случился бы инфляционный скачок.

С 2008 г. Стабфонд разделен на Резервный фонд (ст. 96.9 Бюджетного кодекса РФ) и Фонд будущих поколений (ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ).

Как видим из таблицы 2.1, в 2007 г. профицит федерального бюджета РФ составил 1632,74 млрд руб. (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 - Динамика профицита федерального бюджета РФ в 2005-2008 гг., млрд.руб.

За январь-декабрь 2007 года федеральный бюджет, по предварительной  оценке, исполнен [18]:

по доходам - в сумме 7 трлн 764,55 млрд рублей, или 104,3% к утвержденной росписи поступлений  доходов на 2007 год;

по финансированию расходов - 6 трлн 131,81 млрд рублей, или 93,8% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями;

по кассовому  исполнению расходов - 5 трлн 982,17 млрд рублей, или 91,5% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями;

кассовый  профицит - 1 трлн 782,39 млрд рублей;

Первичный профицит составил 1 трлн 924,53 млрд рублей.

Объем ВВП России за 2007 года достиг 32 трлн 530,0 млрд рублей.

Добавим, что совокупный объем средств  Стабилизационного фонда РФ в  рублевом эквиваленте на 1 января 2008 года составил 3 трлн 849,11 млрд рублей, в  то время, как на 1 января 2007 года объем  Стабфонда составлял 2 трлн 346,92 млрд рублей.

Профицит  федерального бюджета РФ в 2008 году составил 1697,19 млрд рублей или 4% ВВП, говорится  в официальном сообщении Минфина  РФ. По предварительной оценке, ВВП  РФ за 2008 год составил 42 трлн 468,8 млрд рублей, отмечает "Прайм-ТАСС" [18].

Доходы  федерального бюджета в 2008 году составили 9 трлн 258 млрд рублей, расходы на кассовой основе - 7 трлн 560,87 млрд рублей Первичный  профицит федерального бюджета составил 1 трлн 849 млрд руб или 4,4% ВВП.

Исправленный  бюджет России на 2009 год был окончательно принят только в конце апреле 2009 года. По предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составит 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей, или 7,5% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год. Между тем, законопроектом о внесении изменений в бюджет 2009 года дефицит запланирован в размере 2 триллиона 978 миллиардов 398,3 миллионов рублей, или 7,4% ВВП. Таким образом, дефицит бюджета может превысить на 1,8% величину, предусмотренную законопроектом [13].

Исполнение  федерального бюджета за 2009 год по доходам прогнозируется в объеме 6 триллионов 713 миллиардов 821 миллионов рублей, или 16,6% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год (40 триллионов 420 миллиардов рублей), или 100,0% к объему доходов, предлагаемых к утверждению законопроектом. Однако исполнение бюджета по расходам прогнозируется в объеме 9 триллионов 745 миллиардов 742,2 миллионов рублей, или 24,1% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год и 100,6% к объему расходов, предлагаемых к утверждению законопроектом (9 триллионов 692 миллиардов 219,4 миллионов рублей).

Данный прогноз по расходам учитывает изменения, уже внесенные в бюджетную роспись на 2009 год, на сумму 253 миллиардов 428,9 миллионов рублей. Расходы включают в себя 199 миллиардов 706,1 миллионов рублей бюджетных ассигнований на поддержку финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики, 55 миллиардов 581,1 миллионов рублей, не использованных бюджетных ассигнований инвестиционного фонда РФ. Прогноз также учитывает предлагаемое законопроектом увеличение расходов на 667 миллиардов 564,4 миллионов рублей.

Дефицит бюджета 2009 г. будет покрываться  за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть.

Сальдо  источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1 января 2010 года составит, по оценке Минфина, 3 триллиона 32 миллиардов 121,2 миллионов рублей. Законопроектом запланировано сальдо в размере 2 триллиона 978 миллиардов 398,3 миллионов рублей. При этом источники внутреннего финансирования дефицита прогнозируются в размере 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей (запланировано законопроектом 3 триллиона 190 миллиардов 188,5 миллионов рублей), источники внешнего финансирования - минус 211 миллиардов 790,6 миллионов рублей (такой же объем запланирован и законопроектом) [13].

Таким образом, в 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. - Резервный фонд и Фонд будущих поколений). В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб. Начиная с 2009 г. федеральный бюджет прогнозируется с дефицитом. По предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составит 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей. Дефицит бюджета 2009 г. покрывается за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть. Источники внутреннего финансирования дефицита прогнозируются в размере 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей, источники внешнего финансирования - минус 211 миллиардов 790,6 миллионов рублей. 

Информация о работе Бюджетный дефицит: проблемы образования, управления и регулирования