Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 20:58, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Республики Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ....................4
1.1 Бюджетирование как элемент финансового планирования деятельности предприятия. Цели, задачи, роль и функции бюджетного управления.......4
1.2 Понятие бюджета. Классификация бюджетов и методы их разработки...12
1.3 Принцип бюджетирования…………………………………........................19
1.4 Правовое регулирование бюджетной системы……………………........23
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………………….29
2.1 Сущность государственного бюджета.....................................................29
2.2 Государственный бюджет страны............................................................30
2.3 Формирование доходов госбюджета…………………………….............. 32
2.4 Состав государственных расходов……………………………................40
2.5 Налоги -состав государственного бюджета……………………………….47
2.6 Бюджет ориентированный на результат…………………………............56
2.7 Бюджетная система зарубежных стран....................................................58
ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ………………....63
3.1Бюджетноепланированиеибюджетныйпроцесс…………………………….67
3.2 Бюджетная политика РК………………………........................................65
3.3 Проблемы бюджетной системы................................................................74
3.3 Изменение в бюджетной системе………………………………................76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ
БЮДЖЕНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И БЮДЖЕТИРОВАНИЯ................
1.1 Бюджетирование
как элемент финансового
1.2 Понятие бюджета. Классификация бюджетов и методы их разработки...12
1.3 Принцип бюджетирования…………………………………...
1.4 Правовое
регулирование бюджетной
ГЛАВА II. СОСТАВ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА……………………………………………………………
2.1 Сущность
государственного бюджета......
2.2 Государственный
бюджет страны.................
2.3 Формирование
доходов госбюджета…………………………….........
2.4 Состав государственных
расходов……………………………...........
2.5 Налоги -состав государственного бюджета……………………………….47
2.6 Бюджет ориентированный
на результат…………………………...........
2.7 Бюджетная
система зарубежных стран......
ГЛАВА III. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ………………....63
3.
3.2 Бюджетная
политика РК………………………..........
3.3 Проблемы
бюджетной системы.............
3.3 Изменение
в бюджетной системе……………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..81
ПРИЛОЖЕНИЕ....................
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях хозяйствования предприятия Казахстана вынуждены искать более эффективные методы контроля за результатом финансово-хозяйственной деятельности, используя весь арсенал инструментов финансового менеджмента, одним из которых является бюджетирование.
Бюджетное планирование, представляющее собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным или функциональным подразделениям организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ, трактуется специалистами более широко, чем процесс составления сметы. Бюджетирование рассматривается как целостная система управления эффективностью финансово-хозяйственной деятельности предприятия, включающая в себя комплекс управленческих решений - от выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии до разработки планов (смет затрат и доходов) будущих операций и контроля исполнения этих планов, т. е. по сути как система внутреннего финансового управления.
Основная задача бюджетирования заключается в повышении эффективности работы предприятия на основании целевой ориентации и координации всех событий, охватывающих изменение хозяйственных средств и их источников, выявлении рисков и снижении их уровня, а также повышении гибкости в функционировании экономического субъекта.
Экономические
и политические реформы, проводимые
в Казахстане с начала девяностых
годов, также не могли не затронуть
сферу государственных
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие на экономику через огосударствление, когда государство регулирует рыночные отношения путем участия в процессе производства, и косвенное, опосредованное, когда государство воздействует на воспроизводственный процесс путем использования финансового механизма. При прямом воздействии государства субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям экономической политики.
Основными финансовыми методами косвенного влияния государства на рыночный механизм являются бюджетные и кредитные рычаги. Основой финансовой базы государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.
Возросшая роль бюджета дала основание рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который служит средством достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного бюджетного стабилизатора.
В Республике Казахстан планирование доходов и расходов государства также происходит ежегодно.
Актуальность темы обусловлена тем, что бюджет страны отражает ее экономическое развитие, а балансирование доходов и расходов статей бюджета имеет важное значение для оценки социально-экономического развития страны, позволяя сделать выводы о том, какую проводить бюджетно-налоговую политику. Только таким образом можно создать механизм действенного контроля за использованием финансовых ресурсов государства, что, в конечном итоге, сказывается на внутригосударственной стабильности и процветании.
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний день оказался Казахстан, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Республики Казахстан.
В написании
работы были использованы труды классиков
экономической мысли, издания исследователей
современных проблем
Важнейшей функцией
финансового менеджмента
Планирование – это составная часть управления предпринимательской структурой, предприятием, направленного на принятие оптимальных решений при многовариантном использовании источников и возможном исходе.2
Финансовое планирование должно быть направлено на достижение следующих целей3:
При этом необходимо отметить, что все функциональные цели финансового менеджмента направлены на достижение главной (основной) цели управления финансами – максимизации богатства собственников компании, которое, как известно, выражается в наращивании рыночной стоимости акций компании, которыми они владеют.
Планирование финансовых показателей позволяет собственникам и руководителям предприятия представлять будущее финансовое состояние как предприятия в целом, так и его отдельных бизнес-единиц, своевременно оценивать потребность в финансовых ресурсах для дальнейшего развития предприятия.
Основными задачами финансового планирования являются4:
Каждая из названных задач должна быть реализована в разрезе краткосрочных (сроком до одного года), среднесрочных (до пяти лет) и перспективных планов.
Взаимосвязь всех видов финансовых планов обеспечивает непрерывность планирования и его стратегическую направленность на повышение стоимости предприятия.
Последовательность планирования включает в себя определенные этапы.
Во-первых, определение целей и их количественного выражения. Этот этап относится к уровню стратегического планирования и влияет на эффективность всей системы планирования на предприятии. Выбор целей зависит от согласованных действий и представлений о будущем компании всех участников процесса стратегического планирования, т. е. менеджмента компании и его собственников. На этапе стратегического планирования закладываются качественные и количественные показатели целей предприятия и концептуально согласовывается видение того, что надо делать для достижения поставленных целей. Как правило, целевые показатели охватывают показатели роста продаж, достижение определенных значений прибыли, свободного денежного потока, а также относительные показатели, например рентабельности продаж, среди которых в последние годы выделяются показатели маржи EBITDA. Кроме показателей прибыли и объема продаж в условиях финансового кризиса инвесторы придают большое значение динамике показателей, отражающих финансовую независимость предприятия и его способность погашать займы. К стратегическим показателям финансовых планов часто относят отношение суммы долгосрочных и краткосрочных займов и кредитов к величине EBITDA. Выбор целевых ориентиров зависит от качества составленных прогнозов макроэкономических показателей, способных оказать значительное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия и на деятельность его основных конкурентов.
В последнее время при определении целей деятельности компании и их количественного выражения на этапе стратегического планирования, а так же и на других уровнях (этапах) планирования получила распространение концепция сбалансированной системы показателей (ССП) как одного из важнейших инструментов стратегического управленческого учета, используемого стратегическим менеджментом. Данная концепция была разработана американскими учеными Робертом Капланом и Дейвидом Нортоном в начале 1990-х гг.5 и получила дальнейшее развитие, была неоднократно успешно опробована на практике в странах с развитой рыночной экономикой (США, Германии и т. д.) и завоевала широкое международное признание6.
На втором этапе происходит, как правило, конкретизация стратегических целей на среднесрочную перспективу, осуществляется моделирование будущего состояния предприятия с учетом стратегических планов. Для этого формируются показатели инвестиционной и производственной деятельности, определяется потребность в финансировании и способы привлечения капитала, конкретизируются действия по достижению стратегических показателей для самостоятельных бизнес-единиц, входящих в предприятие, детализируются показатели для отдельных функциональных, региональных и продуктовых подразделений компании. В процессе разработки бизнес-планов уточняются сроки выполнения инвестиционных программ, при этом используются количественные методы анализа с применением большого количества информации.
На третьем этапе формируются детальные оперативные планы по реализации задач, сформулированных на втором этапе, и доводятся до конкретных исполнителей. Оперативное планирование охватывает в основном текущую деятельность предприятия, а также оперативные решения, обусловленные необходимостью реализации инвестиционных планов.
И здесь, важным инструментом оперативного финансового управления, включающим анализ, планирование, контроль исполнения плановых показателей, является бюджетирование.
Анализ экономической литературы показал, что нет единого мнения в трактовке как самого понятия бюджетирования, так и его роли в управлении.
Роль бюджетирования
в управлении является предметом
для дискуссий как среди
Классическая система бюджетирования освещается в работах С.А. Агапцева, Р.Л. Акоффа, В.В. Бочарова, О.Н. Волковой, Е.Ю. Добровольского, А.П. Дугельного, А.Е. Карпова, A.M. Ковалёвой, О.Н. Лихачёвой, Ю.С. Масленченкова, Д. Хана, Дж. Хоупа, В.Е. Хруцкого, Дж.К. Шима, К.В. Щиборща. Анализ используемого в экономической литературе и практике термина «бюджетирование» показал существование его различных интерпретаций. Расхождения в определении позволили выявить три основных подхода к толкованию сущности бюджетирования: одни ученые определяют его как процесс разработки бюджетов, другие - как инструмент финансового планирования, с помощью которого оно осуществляется, третьи рассматривают варианты определений в зависимости от того, что является объектом бюджетирования.