Бюджетный процесс на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических знаний государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы общества, и получение практических навыков по определению временной ценности денег, расчету доходности финансовых активов, составлению финансовых планов.

Содержание работы

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА.
1.1. Сущность бюджета.
1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации.
1.3. Полномочия органов власти и управления в бюджетной сфере.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ.
2.1. Составление проекта федерального бюджета.
2.2. Рассмотрение и утверждение закона о федеральном бюджете.
2.3. Исполнение федерального бюджета и контроль за исполнением.
3. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕНОГО ПРОЦЕССА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ И ИХ ПУТИ РЕШЕНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Орлова-23.05.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное учреждение высшего профессионального образования

Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему «БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС  НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Студентка  ФБУ-09-03

Орлова О.В.

Научный руководитель: Истомина Наталья Александровна


 

 

 

 

 

Екатеринбург

2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА.
    1. Сущность бюджета.
    2. Структура бюджетной системы Российской Федерации.
    3. Полномочия органов власти и управления в бюджетной сфере.

 

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ.
    1. Составление проекта федерального бюджета.
    2. Рассмотрение и утверждение закона о федеральном бюджете.
    3. Исполнение федерального бюджета и контроль за исполнением.

 

  1. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕНОГО ПРОЦЕССА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ И ИХ ПУТИ РЕШЕНИЯ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

 

 

  •  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ВВЕДЕНИЕ

    Бюджетный процесс представляет собой регламентируемую законодательством  Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

    Бюджет государства  играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, её обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

    Через федеральный бюджет образуется и используется общегосударственный  централизованный фонд денежных средств, а государство организует перераспределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, между регионами государства, между отраслями народного хозяйства.

    Федеральный бюджет, являясь  главным средством мобилизации  и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

    Целью курсовой работы является изучение теоретических знаний государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы общества, и получение практических навыков по определению временной ценности денег, расчету доходности финансовых активов, составлению финансовых планов.

    Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

    Первая глава посвящается  теоретическим основам бюджетного процесса. Рассмотрены сущностные, основополагающие вопросы, понятие  бюджета и бюджетной системы, его функции, раскрыты основные признаки бюджета и бюджетной системы

    Вторая глава посвящена  характеристике бюджетного процесса. Детально рассмотрено составление проекта федерального бюджета.

    В третьей главе рассмотрены  проблемы бюджетного процесса на федеральном  уровне и пути их решения.

    При написании работы были использованы учебники, Бюджетный кодекс, справочно-правовая система «КонсультантПлюс», данные сети Internet.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

    1.1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА

    Возникновение бюджета  связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики.

    Сложность выяснения  сущности бюджета, прежде всего, связана с тем, что данный термин используется для обозначения различных по своей природе явлений. Одно из них выражает совокупность финансовых отношений, обусловленных существованием основного централизованного денежного фонда страны. Второе - связано с формой практического использования бюджетных отношений, с законодательным оформлением соответствующего финансового документа.

    Рассматривать бюджет в качестве финансовой и экономической категории товарного хозяйствования позволяют реальные и объективные отношения, возникающие на стадии стоимостного перераспределения, обусловленные необходимостью обеспечения непрерывности воспроизводства, как одного из способов функционирования финансов.

    Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда и равнозначно, понятию “бюджетные отношения”.

    В Бюджетном Кодексе РФ бюджет определен как форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

    По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-вещественному воплощению - это фонд денежных средств, по плановой форме – финансовый документ, составляемый в виде баланса доходов и расходов.

    Сущность бюджета проявляется в двух функциях - распределительной и контрольной.

    В первой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Это происходит путем перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями общественного производства (отраслями, территориями и т.д.), уровнями государственного управления, слоями общества. Границы действия распределительной функции очень широки, т.к. в бюджетные отношения вступают почти все участники воспроизводственного процесса.

    Вторая – контрольная  функция позволяет узнать, как  фактически складываются пропорции  в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются, сигнализирует  об отклонениях в движении бюджетных  средств, отображает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Согласно контрольной функции можно прогнозировать социально-экономические последствия бюджетной политики.

    Для осуществления этих функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного фонда. Бюджетный механизм включает в себя бюджетную систему страны, административные органы, правовые основания в виде законов и постановлений высших органов управления страны, систему документации и отчетности и прочие реквизиты, необходимые для конкретной деятельности по исполнению доходной и расходной частей бюджета. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования  поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

    В зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных  отношений в структуре бюджетного механизма выделяют три звена:

    - механизм мобилизации денежных средств в бюджетную систему страны;

    -   механизм расходования бюджетных средств;

    - механизм межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов.

    В зависимости от особенностей управления бюджетными отношениями  в бюджетном механизме выделяют следующие блоки:

    - бюджетное планирование;

    - бюджетное прогнозирование;

    - бюджетный контроль.

    На бюджетный механизм оказывает влияние бюджетного устройства страны.

    Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых экономических форм, отражающих отдельные этапы перераспределения - доходов и расходов бюджета. Эти экономические категории различны по своим функциональным характеристикам.

    Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, являясь инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы, выступая ускорителем, а иногда тормозом социально-экономического развития общества. Он является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Через него мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и часть доходов населения. Средства направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, содержание органов государственного управления, создание государственных материальных и финансовых резервов, финансовую поддержку бюджетов субъектов федерации, погашение и обслуживание государственного долга.

     

    1.2. СТРУКТУРА БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Составная часть бюджетного процесса – бюджетное регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты трех уровней:

    - к первому уровню относятся федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

    - второй уровень состоит  из бюджетов субъектов РФ и  бюджетов территориальных государственных  внебюджетных фондов;

    - третий уровень - местные бюджеты, в число которых  входят бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

     Денежные средства, находящиеся в бюджетной системе РФ, в основном образуются за счет налогов и других обязательных платежей юридических и физических лиц, а также за счет использования средств, привлеченных на возвратной основе через внутренний или внешний кредит. Из налогового законодательства следует, что под доходами, полученными за счет налогов, следует понимать федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также сюда можно отнести штрафы и пени. Доходы, с налогов закрепленные за бюджетами соответствующего уровня и бюджетами государственных внебюджетных фондов, считаются собственными доходами бюджетов. Бюджетный Кодекс РФ определяет доходы бюджета как денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

    Одной из наиболее важных и основных проблем для РФ стала  проблема нехватки денежных средств, необходимых  для решения всех государственных  задач, проблем и реализации планов. Чтобы обеспечить выполнение наиболее важных направлений деятельности государства по аналогии с зарубежным опытом, стали создаваться внебюджетные фонды.

    Средства внебюджетных фондов формируются за счет специально установленных обязательных платежей юридических и физических лиц, а также добровольных выплат, и расходуются строго в соответствии с целями, для которых они были учреждены.

    Внебюджетный фонд - это  денежные средства, образуемые вне  федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, которые нужны для реализации необходимых условий жизни и достойного существования граждан, а именно: на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

    Наряду с внебюджетными  фондами существуют также бюджетные целевые фонды.

    Целевым бюджетным фондом является фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством  РФ в составе бюджета за счет доходов  целевого назначения или в порядке  целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

    Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов предназначены для решения задач и вопросов, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

    Информация о работе Бюджетный процесс на федеральном уровне