Бюджетный процесс на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических знаний государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы общества, и получение практических навыков по определению временной ценности денег, расчету доходности финансовых активов, составлению финансовых планов.

Содержание работы

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА.
1.1. Сущность бюджета.
1.2. Структура бюджетной системы Российской Федерации.
1.3. Полномочия органов власти и управления в бюджетной сфере.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ.
2.1. Составление проекта федерального бюджета.
2.2. Рассмотрение и утверждение закона о федеральном бюджете.
2.3. Исполнение федерального бюджета и контроль за исполнением.
3. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕНОГО ПРОЦЕССА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ И ИХ ПУТИ РЕШЕНИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Орлова-23.05.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

В решении о  введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный  режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение бюджетных  ассигнований не должно составлять более 10 процентов годовых назначений по каждому главному распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в адресную инвестиционную программу, целевые программы.

Отмена режима сокращения расходов бюджета, изменение  размеров сокращения расходов бюджета производятся органом, принявшим решение о введении указанного режима.

Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета  или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10 процентов годовых назначений, орган исполнительной власти представляет законодательному (представительному) органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете.

Законодательный (представительный) орган рассматривает  указанный в пункте 1 настоящей статьи законопроект в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для федерального бюджета, законами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления соответственно для бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

Если проект закона о внесении изменений и  дополнений в закон о бюджете не принимается в течение 15 дней со дня его внесения в законодательный (представительный) орган, орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что законом (решением) о бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете не предусмотрено иное.

Также возможна и блокировка расходов. Блокировка расходов бюджета - сокращение лимитов  бюджетных обязательств по сравнению  с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект Российской Федерации, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.

Блокировка  расходов бюджета осуществляется также при выявлении органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Блокировка  расходов бюджета осуществляется по решению руководителя финансового  органа на любом этапе исполнения бюджета.

Блокировке  могут быть подвергнуты:

расходы бюджета  исключительно в размерах, в которых  их финансирование было связано с  условиями, определенными настоящим Кодексом либо законом (решением) о бюджете. Блокировка расходов бюджета, финансирование которых не было связано с условиями, определенными Бюджетным кодексом либо законом (решением) о бюджете, является нарушением бюджетного законодательства, если не было фактов нецелевого использования бюджетных средств;

расходы бюджета, по которым выявлены факты нецелевого использования.

Руководитель  финансового органа отменяет решение  о блокировке расходов по ходатайству  соответствующего главного распорядителя  бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

Для осуществления  контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и  Государственная Дума образуют Счетную  палату. В соответствии с федеральным законом от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ (в редакции от 29.12.2010) «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета pfm в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных ассигнований, выявляет отклонения и нарушения, проводит анализ, вносить предложения по их устранению. Ежеквартально по установленной форме представляет Федеральному Собранию Российской Федерации оперативный отчет о ходе исполнения  федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах в сравнении с утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал.

Завершающей стадией бюджетного процесса является подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету, используя материалы и результаты проведенных проверок. Заключение Счетной палаты РФ направляется на рассмотрение в Государственную Думу. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

об утверждении  отчета об исполнении федерального бюджета;

об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО  ПРОЦЕССА НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ И ИХ ПУТИ РЕШЕНИЯ

Бюджетный кодекс РФ достаточно подробно регламентирует порядок составления, рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета.

В целях повышения  результативности бюджетных расходов разработана концепция реформирования бюджетного процесса Российской Федерации, которая направлена на устранение проблем бюджетного процесса и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации.

Кризис 2008 года наглядно продемонстрировал все наши слабые стороны в экономике, финансовой системе, бюджетном устройстве. Ситуация в экономике и в бюджете ещё совсем недавно была настолько критична, что без кардинальных изменений как в самой экономике, так и в организации бюджетного процесса никак не обойтись. Между тем осуществление бюджетного процесса, включающего и бюджетное планирование очень сложная работа в силу объективных причин. Необходимо, с одной стороны, безусловное исполнение социальных обязательств перед населением (с тем, чтобы поддержать его в трудных условиях), с другой — существенная экономия бюджетных средств. Экономить за счет чего? Огромный ресурс дополнительных бюджетных средств имеется в организации бюджетного процесса. Той организации, основы которой были заложены Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах. Данная реформа была призвана обеспечить стимулирование экономического роста за счет тесной увязки бюджетных расходов с приоритетами государственной политики.

Главная цель это повышение эффективности государственных расходов: достижение результатов с меньшими затратами.

С начала реформы прошло 8 лет. В рамках реформирования бюджетного процесса удалось осуществить: переход  на среднесрочное планирование, совершенствование бюджетного процесса в части составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, произведено детальное описание полномочий участников бюджетного процесса; внесение изменений в Бюджетную классификацию РФ (в том числе осуществлен переход на утверждение основных позиций бюджетной классификации не отдельным законом, а Бюджетным кодексом РФ); внедрение планирования бюджетных обязательств на основе разделения их на действующие и принимаемые обязательства.

Одним из главных направлений  реформирования бюджетного процесса должно стать совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, а также более тесная увязка бюджетного планирования с прогнозом социально-экономического развития, долгосрочными целевыми программами. Применение программно-целевого планирования до сих пор ограничивается только разработкой и реализацией федеральных целевых программ.

В рамках проводимой бюджетной  реформы были сформированы новые  подходы к финансированию бюджетных  инвестиций, направляемых на повышение  самостоятельности и ответственности  регионов и главных распорядителей бюджетных средств в вопросах формирования и исполнения инвестиционной политики. Но практика реализации государственной политики в области бюджетных инвестиций в последние годы показала, что имеется ряд существенных недостатков в сфере принятия и реализации как федеральных целевых программ, так и Федеральной адресной инвестиционной программы.

Значительно затруднена процедура прохождения документов в федеральных органах из-за большого количества инстанций, с которыми они  должны быть согласованы. Наличие административных барьеров увеличивает сроки согласования и утверждения проектно-сметной документации по объектам, включенным в ФАИП и ФЦП. Существенным недостатком является несвоевременное открытие бюджетного финансирования на реализацию запланированных мероприятий, а также неравномерность поступления средств на эти цели в течение финансового года.

Недостаточно обеспечено участие субъектов Российской Федерации  в формировании перечня строек и объектов, что не позволяет в полной мере учесть интересы и приоритеты регионов. Имеет место и несвоевременное доведение до субъектов Российской Федерации информации о разработке ФЦП и ФАИП, а также отсутствие четкой схемы подачи необходимых документов в федеральные ведомства. Это ведет к тому, что регионы направляют свои бюджетные заявки с опозданием либо неправильно оформленные.

Совершенствование и  расширение сферы применения программно-целевых  методов бюджетного планирования предполагает формирование и включение в бюджетный  процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов. Требуется ускорить работу в этом направлении, с тем чтобы распределять бюджетные ресурсы только в прямой зависимости от достижения конкретных результатов.

Оценка эффективности  должна производиться по всем бюджетным ассигнованиям, в том числе передаваемым в уставные капиталы акционерных обществ (включая институты развития) и государственным корпорациям. По данным Счетной палаты, в 2009–2010 годах имела место определенная несбалансированность между свободными денежными средствами, которыми располагали государственные корпорации, и реальными потребностями в их использовании. Недопустима ситуация, когда бюджетные средства не используются корпорациями по целевому назначению и находятся на депозитных счетах в коммерческих банках.

Одним из важнейших условий  экономического роста и повышения  эффективности использования бюджетных средств является ускорение процесса реструктуризации бюджетного сектора. Действующий в большинстве случаев механизм сметного финансирования является неэффективным, поскольку не связан с результатами деятельности бюджетного учреждения. Возможность распоряжаться внебюджетными доходами создает заинтересованность бюджетных учреждений в предоставлении платных услуг, но снижает их интерес в качественном осуществлении своей основной деятельности. Следствием этого является снижение объемов и качества предоставления государственных (муниципальных) услуг.

Большинство бюджетных  учреждений, оказывающих социальные услуги, способны функционировать в  рыночных условиях. Но в настоящее время многие из них не спешат стать автономными учреждениями. Поэтому необходимо создать условия и стимулы для бюджетных учреждений в целях преобразования их в автономные.

При дальнейшем развитии эффективного бюджетного планирования возрастает роль государственного финансового контроля. Система государственного контроля за использованием бюджетных средств должна предусматривать обязательную оценку деятельности должностных лиц, ответственных за принимаемые решения по планированию и рациональному использованию бюджетных средств.

С каждым годом бюджетный  процесс в Российской Федерации  совершенствуется, направляю свою деятельность на поддержание стабильной экономике  в стане и благоприятной жизнедеятельности  общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из основных целей  экономической политики является формирование эффективной бюджетной системы, ее ориентация на стимулирование экономического роста и снижение социального  неравенства. Обеспечение устойчивости бюджетной системы требует повышения эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.

Для повышения эффективности  расходов бюджета необходимо:

- долгосрочное бюджетное планирование, которое в то же время будет являться сдерживающим фактором для их необоснованного роста расходов бюджета;

- принятия мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе;

- сформировать систему мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов;

- переход к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания;

- для улучшения качества бюджетного планирования нужно сформировать правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития.

- совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. «О Счетной палате Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 11.01.1995 г. № 4-ФЗ – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 1010 (ред. от 06.04.2011) "О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период" – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  4. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2002
  5. Финансы предприятий. Колчина Н.В., Поляк Г.Б., Павлова Л.П. - М.: ЮНИТИ, 1998.
  6. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.
  7. Буянкина С.В. Предварительные стадии подготовки законопроекта. // Юридическая наука в Мордовском государственном университете : Сб. науч. ст. - Саранск, 2000. - C. 77-83.
  8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2007.- 674с.
  9. Ширяев В., «Экономист», 2004 г.,№ 6
  10. Л. Г. Баранова, О. В. Врублевская и др., «Бюджетный процесс в РФ» - М.: Издательство «Перспектива»: ИНФРА - М, 2005 г
  11. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 1998, № 3.
  12. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5.
  13. Пыхова И.А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы, 1998, № 6
  14. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г.г. // Вопросы экономики, 1998, № 2
  15. Хурсевич С.Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в России // Финансы, 1998, №№ 5,6.
  16. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.
  17. Болтинова О. В. Нулевое чтение проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год // Тезисы выступлений. Общероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы правового обеспечения национальных приоритетных проектов (МГУ). Бюджетное право РФ. Ежегодник. Статут. 2006. 0,3 п. л.
  18. Болтинова О. В. Некоторые вопросы теории бюджетного права Российской Федерации // Труды МГЮА. 2002. № 8. 1,5 п. л

Информация о работе Бюджетный процесс на федеральном уровне