Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:40, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является всесторонняя теоретическая проработка научно-правовой категории «бюджетный процесс».
Для достижения данной цели в курсовой работе были поставлены и решались задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организации бюджетного процесса;
- проанализировать действующий порядок организации бюджетного процесса;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации бюджетного процесса в РФ 5
1.1.Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы 5
1.2.Стадии бюджетного процесса 9
1.3. Правовое регулирование организации бюджетного процесса 13
Глава 2. Анализ действующего порядка организации бюджетного процесса 16
2.1. Анализ порядка составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета 16
2.2. Анализ порядка исполнения бюджета 27
2.3. Анализ составления и утверждения отчета об исполнении бюджета 32
Глава 3. Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета……………………………………………………………………………..355
Заключение 41
Список использованной литературы 44
Приложения…………………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Кусовая финансы бюджетный процесс.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Продолжение таблицы 5

Фокус контроля

«Целевое» (по видам

расходов)

использование

бюджетных средств

Достижение  запланированных результатов, правильность их измерения

Главные объекты

внешнего контроля

Дробные статьи затрат

Результаты  и общий объем расходов; качество системы

внутреннего контроля

Отчет об

исполнении

бюджета

Фактические

Расходы относительно

утвержденных

Акцент на достижение результатов, причины

отклонений, необходимость корректировки программ

Другая отчетность

 

Отчеты по мониторингу  и оценке


 

Дальнейшее  продвижение бюджетной реформы  требует ее  синхронизации  с  административной реформой и реформой государственной (муниципальной) службы. Необходимо уточнить бюджетные полномочия и ответственность всех участников бюджетного процесса, законодательно определить правовой статус всех форм государственной собственности,  тесно увязав его  с характером и особенностями реализуемых с ее помощью публичных функций. Нужно разработать концепцию и принципы управления государственными инвестициями, концепцию развития специализированных государственных банков, принять законы субъектов Федерации  об инвестиционной деятельности. Необходимо совершенствовать взаимоотношения федерального центра и субъектов Федерации, а также  органов власти разного уровня, продолжая  процесс деконцентрации  государственных ведомств и  вырабатывая  такой механизм координации деятельности федеральных и территориальных органов, который формирует систему солидарной ответственности в  повышении эффективности бюджетных расходов. Необходимо стимулировать наращивание и эффективное использование бюджетных средств  регионов, снижать их зависимость от федеральных трансфертов.

Для того чтобы бюджет работал в качестве проводника общественных интересов, - он должен быть доступен обществу, причем, в такой форме, которая облегчает анализ эффективности государственных расходов и содействует подотчетности. Необходимо на практике решать задачи, поставленные высшим руководством страны: расширять состав и улучшать качество предоставляемой законодательным органам, общественности, гражданам информации о достигнутых и планируемых целях бюджетной политики и результатах использования бюджетных ассигнований, в том числе об эффективности реализации бюджетных программ; реализовать  на  практике  принципы прозрачности региональных и муниципальных финансов. Минимальный перечень информации об их состоянии, публикуемой в открытом доступе, должен быть единым для всей страны.

 

Заключение

Можно выделить следующие черты бюджетного процесса.

Во-первых, бюджетный  процесс - это важнейшее направление  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований. Аккумулирование, распределение и использование  денежных фондов публичных образований производится только в процессуальной форме. Бюджетный процесс включает в себя правотворческую (законотворческую) деятельность по подготовке проектов (решений) о бюджете, их рассмотрению и утверждению, составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов, организационно-распорядительную деятельность по исполнению бюджетов, деятельность по контролю над исполнением бюджетов. Таким образом, одной из черт бюджетного процесса является многоплановость деятельности, входящей в его содержание.

Во-вторых, бюджетный  процесс осуществляется строго определенным кругом субъектов, которые получили название участников бюджетного процесса. Каждый из них наделен определенным кругом полномочий, которые реализуются  на одной или нескольких стадиях  бюджетного процесса. Правовое положение участников бюджетного процесса определяется нормами бюджетного законодательства (разд. V БК РФ).

В-третьих, бюджетный  процесс разделен на стадии, последовательно  сменяющие друг друга и направленные на решение определенных задач.

На современном  этапе бюджетный процесс реализуется  в пять основных стадий: 1) бюджетное  планирование и составление проекта бюджета; 2) рассмотрение, согласование и утверждение проекта бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета; 5) бюджетный контроль.

В-четвертых, бюджетный  процесс урегулирован нормами законодательства. Его правовую основу составляют нормы  Конституции Российской Федерации. Они, в первую очередь, определяют компетенцию  органов государственной власти различных уровней и муниципальных образований в бюджетном процессе. Так, в соответствии со п. "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги с боры, а также федеральные фонды регионального развития находятся в исключительном ведении Российской Федерации. К полномочиям Правительства России отнесена разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, отчета об исполнении федерального бюджета (п. "а" ст. 114 Конституции Российской Федерации). К компетенции органов местного самоуправления, в свою очередь, отнесено самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов (ст. 132 Конституции Российской Федерации). Основы бюджетного процесса заложены также в уставах и конституциях субъектов Российской Федерации, в уставах муниципальных образований.

Специфической чертой бюджетного процесса является его повторяемость, цикличность. Бюджетный  процесс проходит последовательно  все стадии, после чего начинается заново. Промежуток времени между началом первой стадии бюджетного процесса и завершением его последней стадии получил название бюджетного цикла. Бюджетный цикл в Российской Федерации довольно продолжителен. Он начинается задолго до очередного финансового года (более чем за три года) и завершается в году, следующем за отчетным финансовым годом. Таким образом, бюджетный цикл длится примерно пять лет. Это обусловлено переходом к системе среднесрочного бюджетного планирования.

Качество бюджетного процесса можно определить как совокупность обеспечивающих признаков (характеристик), позволяющих реализовывать возложенные на него задачи, в том числе:

- уровень нормативной  правовой регламентации бюджетных  отношений и процедур;

- разработанность  и степень использования прогрессивного «технологического» инструментария;

- информационное  обеспечение;

- контроль за  движением бюджетных потоков  на всех его стадиях;

- прозрачность  деятельности органов государственного  управления и местного самоуправления  и возможность проведения на высоком методическом уровне общественной экспертизы принимаемых и реализуемых за счет бюджетных средств решений.

Составление проектов бюджетов – это  начальная  стадия бюджетного процесса в  Российской Федерации. Составлению проекта  бюджета предшествует Бюджетное послание Президента Российской Федерации. Вторая стадия бюджетного процесса - рассмотрение и утверждение проекта бюджета.

В России установлено  казначейское исполнение бюджетов. Исполнение бюджета включает следующие процедуры: составление и ведение сводной бюджетной росписи; составление и ведение кассового плана, кассовое обслуживание исполнения бюджетов; исполнение  бюджета по доходам; исполнение бюджета по расходам; внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете; заключение бюджета.

В курсовой работе показана необходимость перехода для  повышения эффективности бюджетного процесса  и качества государственных  услуг от новаций в сфере бюджетного планирования к  внедрению принципов  бюджетирования, ориентированного на результат, во все другие стадии цикла управления финансами:  на стадию исполнения бюджета,  учета и мониторинга, аудита и оценки. Необходимо  создавать вертикальную связь между приоритетами, задачами, результатами и мероприятиями бюджетного процесса.

Предложено  повысить эффективность исполнения бюджета через  внедрение в общественный сектор экономики процессов и процедур финансового менеджмента:  расширение полномочий главных распорядителей и  распорядителей бюджетных средств; установление ответственности за достижение результатов на всех уровнях бюджетных расходов и подотчетности; введение в действие эффективного механизма аудита и оценки, который обеспечит подотчетность за бюджетные расходы и достижение результатов.

Список  использованной литературы

1. Бюджетный  кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ в ред. ФЗ РФ от 24.07.2008 г. № 161-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст.3823; Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 30. - Ст.3636.

2. Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ 
"О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (с изменениями от 30 декабря 2008 г., 26 февраля, 28 апреля, 29 июня, 17 июля, 3 октября, 2 декабря 2009 г.)

 3. Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 382-ФЗ "Об исполнении федерального бюджета за 2008 год"

4. Бюджетное послание Президента РФ Д.А. Медведева от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010-2012 годах"

5. Агапова, Т.А. Расходы федерального бюджета до 2010 г. и экономический рост в России / Т.А. Агапова // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. - 2008. - № 3. - С.70-79.

6. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – 2-е изд. – М.: Дашков и К, 2007. – 486 с.

7. Болтинова О. В.   Бюджетный процесс – институт бюджетного права / О.В. Болтинова // «Черные дыры» в Российском законодательстве. -  2008. - № 2. – С.314-316.

8.   Бюджетная политика и бюджетное планирование в РФ. – Учебное пособие/Ковалева Т.М.- М.: Изд-во «КноРус», 2009–128с.

9. Виницина, В.В. Особенности бюджетной системы России / В.В. Виницина // ЭКО. - 2008. - № 1. - С.120-129.

10. Горегляд, В. Об особенностях современного бюджетного процесса / В. Горегляд // Финансы. - 2006. - № 10. - С.14-18.

11. Завьялов, Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы / Д.Ю. Завьялов // Финансы. - 2008. - № 6. - С.15-19.

12. Казанцев, С.С. Проект федерального бюджета 2009-2011 гг.: расходная часть / С.С. Казанцев // ЭКО. - 2008. - № 11. - С.19-40.

13. Князева, Е.А. Новые правовые акты, регулирующие бюджетный процесс / Е.А. Князева // БиНО: Бюджет. учреждения. - 2008. - № 12. - С.12-39.

14. Мацкуляк, Д. И., Петров А. В. О безопасном исполнении бюджета в системе казначейства / Д.И. Мацкуляк // Финансы и кредит. -  2008. -  № 11. – С.70-76.

15. Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. - 510 с.

16. Осадчий, Г.Н. Задачи государства по повышению эффективности реформирования бюджетного процесса / Осадчий // Налоги. - 2007.- № 6. –   С.6-7.

17. Селезнев, А. Проблемы бюджетной трехлетки / А. Селезнев // Экономист. - 2009. - № 2. - С.15-27.

 

 

 

Приложения

Приложение 1

 

Приложение 2

 

 

1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ

2 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ

3 Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. - 510 с., с.105

4 Ермасова Н.Б.Бюджетная система ,РФ.- М.:Высшее образование, 2009,стр.131-137.

5 www.minfin.ru

6 Казанцев, С.С. Проект федерального бюджета 2009-2011 гг.: расходная часть / С.С. Казанцев // ЭКО. - 2008. - № 11. - С.25.

7 Нешитой, А.С. Финансы: учебник / А.С. Нешитой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2006. - 510 с.

8 Бюджетное послание Президента РФ Д.А. Медведева от 25 мая 2009 г. "О бюджетной политике в 2010-2012 годах"

 


Информация о работе Бюджетный процесс