Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:04, курсовая работа
Цель настоящей работы – исследовать бюджетный процесс, посмотреть, как он реализуется на муниципальном уровне и в субъектах Российской Федерации; исследовать сущность бюджета субъекта Российской Федерации, раскрыть его значение. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть структуру бюджетного процесса в Нижним Новгороде
провести анализ областного бюджета города Нижний Новгород.
Провести сравнительный анализ города Нижнего Новгорода и других городов.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. Бюджетный процесс:…………………………………………....5
1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и участники……….5
2. Участники бюджетного процесса …………………………………….7
3. Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации……………9
3.1 Бюджетный процесс на муниципальном уровне……………………16
Глава II. Организация бюджетного процесса на примере г. Нижний Новгород, Нижегородской области………………………………..……22
1. Областной бюджет Нижнего Новгорода. ………………….….…….22
2. Анализ доходов и расходов бюджета Нижнего Новгорода….….…..23
Глава III. Сравнительный анализ исполнения расходной и доходной части бюджетов городов (в сравнении с 9 месяцами 2010 года)………25
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение……………………………………………………………….33
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра « Финансы и кредит »
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: «Бюджетный процесс »
3 курса
Научный руководитель:
г. Нижний Новгород 2013г.
Содержание :
Введение…………………………………………………………
Глава I. Бюджетный процесс:…………………………………………....5
1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и участники……….5
2. Участники бюджетного процесса …………………………………….7
3. Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации……………9
3.1 Бюджетный процесс на муниципальном уровне……………………16
Глава II. Организация бюджетного процесса на примере г. Нижний Новгород, Нижегородской области………………………………..……22
1. Областной бюджет Нижнего Новгорода. ………………….….…….22
2. Анализ доходов и расходов бюджета Нижнего Новгорода….….…..23
Глава III. Сравнительный анализ исполнения расходной и доходной части бюджетов городов (в сравнении с 9 месяцами 2010 года)………25
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.
В условиях становления демократического
общества и развития основ местного
самоуправления особую значимость в
системе бюджетных отношений
приобретает функционирование бюджетного
механизма на муниципальном уровне.
Отсутствие достаточно четкого определения
принципов, методов, способов формирования
доходов и расходов местных бюджетов,
их регулирования уменьшает
Местные бюджеты являются
первичным звеном и основой стабильности
функционирования бюджетной системы
любого цивилизованного государства.
Поэтому одним из главных направлений
социального и финансово-
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цели и задачи, объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены принципы построения бюджетной системы, раскрыта её внутренняя структура и содержание основных звеньев. Также было рассмотрено понятие бюджетного процесса, его функционирование и его участники.
Во второй главе приведён анализ областного бюджета Нижнего Новгорода. Рассмотрены структуры доходов и расходов местного бюджета. Приведён пример об автоматизации бюджетного процесса области.
В третьей главе будет проведен сравнительный анализ бюджета Нижнего Новгорода, Самары, Перьми, Ульяновска и Казани.
Цель настоящей работы – исследовать бюджетный процесс, посмотреть, как он реализуется на муниципальном уровне и в субъектах Российской Федерации; исследовать сущность бюджета субъекта Российской Федерации, раскрыть его значение. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
Глава I Бюджетный процесс:
1.Понятие и принципы бюджетного процесса
Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.
Процессуальные нормы бюджетного права, стое их соблюдение являются гарантией законности применения материалрогьных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности поступления в бюджет доходов и законности и своевременности их расходования.
Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.
В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий.
Понятие бюджетного года - это календарный год, который состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря.[1]
Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода.
Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадийсоставления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.
В основе бюджетного
процесса лежат определенные принципы,
соблюдение которых дает возможность
изначально правильно составить, утвердить
и исполнить бюджет, чтобы средства
государства были использованы экономно
и с максимальной пользой для
развития общества. В настоящее время
в бюджетном законодательстве РФ
для всей бюджетной системы
Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу.
Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.
1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).
2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.
3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня.
4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям.
Принцип специализации
показателей бюджета
2. Участники бюджетного процесса
В соответствии с Бюджетным
кодексом Российской Федерации бюджетный
процесс представляет собой регламентируемую
нормами права деятельность органов
государственной власти, органов
местного самоуправления и участников
бюджетного процесса по составлению
и рассмотрению проектов бюджетов,
проектов бюджетов государственных
внебюджетных фондов, утверждению и
исполнению бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов, а также по
контролю за их исполнением.
Участниками бюджетного процесса
являются:
Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:
Полномочия всех участников бюджетного процесса установлены Бюджетным кодексом РФ. Для органов федерального уровня кроме Бюджетного кодекса основным законодательным актом являются ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и о бюджетах внебюджетных фондов. На территориальном и местном уровне кроме ежегодных законов о бюджетах субъектов РФ, бюджетах муниципальных образований и бюджетах территориальных внебюджетных фондов принимаются специальные законодательные акты регионального и муниципального уровня, регулирующие бюджетный процесс. Все законодательные акты о бюджетном процессе получают свое развитие в нормативных актах, принимаемых органами исполнительной власти.