Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:04, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы – исследовать бюджетный процесс, посмотреть, как он реализуется на муниципальном уровне и в субъектах Российской Федерации; исследовать сущность бюджета субъекта Российской Федерации, раскрыть его значение. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть структуру бюджетного процесса в Нижним Новгороде
провести анализ областного бюджета города Нижний Новгород.
Провести сравнительный анализ города Нижнего Новгорода и других городов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. Бюджетный процесс:…………………………………………....5
1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и участники……….5
2. Участники бюджетного процесса …………………………………….7
3. Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации……………9
3.1 Бюджетный процесс на муниципальном уровне……………………16
Глава II. Организация бюджетного процесса на примере г. Нижний Новгород, Нижегородской области………………………………..……22
1. Областной бюджет Нижнего Новгорода. ………………….….…….22
2. Анализ доходов и расходов бюджета Нижнего Новгорода….….…..23
Глава III. Сравнительный анализ исполнения расходной и доходной части бюджетов городов (в сравнении с 9 месяцами 2010 года)………25
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение……………………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсач мой.docx

— 66.82 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

 высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра « Финансы и кредит »

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

На  тему: «Бюджетный процесс »

 

Выполнила студентка:

              3 курса

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

г. Нижний Новгород 2013г.

Содержание :

Введение…………………………………………………………………..3

Глава I. Бюджетный процесс:…………………………………………....5

1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и участники……….5

2. Участники бюджетного процесса …………………………………….7

3. Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации……………9

3.1 Бюджетный процесс на муниципальном уровне……………………16

Глава II. Организация бюджетного процесса на примере г. Нижний Новгород, Нижегородской области………………………………..……22

1. Областной  бюджет Нижнего Новгорода. ………………….….…….22

2. Анализ доходов и расходов бюджета Нижнего Новгорода….….…..23

Глава III. Сравнительный анализ исполнения расходной и доходной части бюджетов городов (в сравнении с 9 месяцами 2010 года)………25

Заключение………………………………………………………………..31

Список литературы……………………………………………………….32

Приложение……………………………………………………………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджет - важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу. Поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

В условиях становления демократического общества и развития основ местного самоуправления особую значимость в  системе бюджетных отношений  приобретает функционирование бюджетного механизма на муниципальном уровне. Отсутствие достаточно четкого определения  принципов, методов, способов формирования доходов и расходов местных бюджетов, их регулирования уменьшает эффективность  бюджетного управления на региональном и местном уровне, снижает ответственность, инициативу и предприимчивость местных  органов власти и, в конечном счете, отрицательно сказывается на функционировании всей экономики страны. Через муниципальный  бюджетный механизм государство  воздействует на пропорции распределения  централизованных финансовых ресурсов в пользу местного уровня бюджетной  системы, из которого финансируется  преобладающая доля социально-значимых расходов страны.

Местные бюджеты являются первичным звеном и основой стабильности функционирования бюджетной системы  любого цивилизованного государства. Поэтому одним из главных направлений  социального и финансово-экономического развития Российской Федерации должны стать теоретически обоснованные и  практически адаптированные преобразования, осуществляемые на местном уровне бюджетной  системы. Проблемы местных бюджетов, их взаимодействия между собой и  с бюджетами вышестоящих уровней  являются наиболее сложными в проведении бюджетной реформы. От разрешения этих проблем во многом зависит успешная трансформация финансовых отношений  и развитие бюджетного федерализма  в стране

Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цели и задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе рассмотрены  принципы построения бюджетной системы, раскрыта её внутренняя структура и  содержание основных звеньев. Также  было рассмотрено понятие бюджетного процесса, его функционирование и  его участники.

Во второй главе приведён анализ областного бюджета Нижнего Новгорода. Рассмотрены структуры доходов и расходов местного бюджета. Приведён пример об автоматизации бюджетного процесса области.

В третьей главе будет проведен сравнительный анализ бюджета Нижнего Новгорода, Самары, Перьми, Ульяновска и Казани.

Цель настоящей работы – исследовать бюджетный процесс, посмотреть, как он реализуется на муниципальном уровне и в субъектах Российской Федерации; исследовать сущность бюджета субъекта Российской Федерации, раскрыть его значение. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть структуру бюджетного процесса в Нижним Новгороде
  • провести анализ областного бюджета города Нижний Новгород.
  • Провести сравнительный анализ города Нижнего Новгорода и других городов.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Бюджетный процесс:

1.Понятие и  принципы бюджетного процесса

Нормы бюджетного процесса предписывают правила, порядок  применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован  весь цикл формирования бюджета от момента его составления до момента  утверждения отчёта об его исполнении, порядок и последовательность вступления в бюджетные правоотношения различных субъектов - участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Процессуальные  нормы бюджетного права, стое их соблюдение являются гарантией законности применения материалрогьных норм бюджетного права, т.е. гарантией правильности и своевременности  поступления в бюджет доходов  и законности и своевременности  их расходования.

Бюджетный процесс - регламентированная процессуальными нормами бюджетного права  деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об исполнении бюджета. В ст.6 БК РФ дается несколько другое определение бюджетного процесса, там не выделена стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета. Это не совсем верно, так как именно отчет об исполнении бюджета является обратной связью в бюджетной деятельности государства.

В рамках бюджетного процесса имеется несколько ключевых понятий.

Понятие бюджетного года - это календарный год, который  состоит из 12-ти месяцев, начинается с 1 января и завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря, принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается, подтверждение денежных обязательств должно быть заверено органом, исполняющим бюджет 28 декабря.[1]

Бюджетный период - это время, в течение которого проходят все стадии бюджетного процесса. В соответствии с БК, бюджетный период составляет 3,5 года. Соотношение бюджетного периода и бюджетного года: бюджетный период более широкое понятие, чем бюджетный год, бюджетный год равен всего одной стадии бюджетного периода.

Ежегодно  изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадийсоставления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.

В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность  изначально правильно составить, утвердить  и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для  развития общества. В настоящее время  в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены  следующие общие принципы:

  • единства бюджетной системы;
  • принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;
  • принцип самостоятельности;
  • сбалансированности;
  • гласности;
  • достоверности;
  • адресности и целевого характера бюджетных средств.

Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу.

Однако некоторые  из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы.

1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).

2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня.

4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. 

Принцип специализации  показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация — специальный  юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация  имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит  в основе материальных норм бюджетных  права.

 
                   2. Участники бюджетного процесса

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации бюджетный  процесс представляет собой регламентируемую нормами права деятельность органов  государственной власти, органов  местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению  и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. 
 
   Участниками бюджетного процесса являются:

  • Президент страны;
  • органы законодательной (представительной) власти; 
  • органы исполнительной власти;
  • органы денежно – кредитного регулирования;
    • органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
    • иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
    • бюджетные учреждения;
    • государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств;
    • кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиями на федеральном уровне, являются:

  • Президент Российской Федерации;
    • Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации,
  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральное казначейство;
  • органы, осуществляющие сбор доходов бюджета;
  • Банк России;
  • Счетная палата Российской Федерации;
  • государственные внебюджетные фонды;
  • главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
  • иные органы.

Полномочия  всех участников бюджетного процесса установлены Бюджетным кодексом РФ. Для органов федерального уровня кроме Бюджетного кодекса основным законодательным актом являются ежегодно принимаемые федеральные  законы о федеральном бюджете  и о бюджетах внебюджетных фондов. На территориальном и местном  уровне кроме ежегодных законов  о бюджетах субъектов РФ, бюджетах муниципальных образований и  бюджетах территориальных внебюджетных фондов принимаются специальные  законодательные акты регионального  и муниципального уровня, регулирующие бюджетный процесс. Все законодательные  акты о бюджетном процессе получают свое развитие в нормативных актах, принимаемых органами исполнительной власти.

Информация о работе Бюджетный процесс