Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:04, курсовая работа
Цель настоящей работы – исследовать бюджетный процесс, посмотреть, как он реализуется на муниципальном уровне и в субъектах Российской Федерации; исследовать сущность бюджета субъекта Российской Федерации, раскрыть его значение. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть структуру бюджетного процесса в Нижним Новгороде
провести анализ областного бюджета города Нижний Новгород.
Провести сравнительный анализ города Нижнего Новгорода и других городов.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. Бюджетный процесс:…………………………………………....5
1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и участники……….5
2. Участники бюджетного процесса …………………………………….7
3. Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации……………9
3.1 Бюджетный процесс на муниципальном уровне……………………16
Глава II. Организация бюджетного процесса на примере г. Нижний Новгород, Нижегородской области………………………………..……22
1. Областной бюджет Нижнего Новгорода. ………………….….…….22
2. Анализ доходов и расходов бюджета Нижнего Новгорода….….…..23
Глава III. Сравнительный анализ исполнения расходной и доходной части бюджетов городов (в сравнении с 9 месяцами 2010 года)………25
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение……………………………………………………………….33
3. Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации
Бюджетный процесс в субъекте
Российской Федерации – это
1. Принцип ежегодности бюджета.Эт
2. Принцип гласности и публичности бюджетного процесса. Этот принцип означает:
а) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проекту бюджета, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации;
б) обязательное опубликование в открытой печати утвержденного бюджета субъекта Российской Федерации и отчетов о его исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджета, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
3. Принцип разграничения компетенции между исполнительными и законодательными органами субъекта Российской Федерации на всех стадиях бюджетного процесса. Так, разработка проекта бюджета осуществляется только исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждение бюджета – только законодательным (представительным) органом этого субъекта, исполнение бюджета вновь возлагается на исполнительный орган, утверждение отчета об исполнении бюджета – находится в исключительной компетенции законодательного органа. В таком разграничении проявляется и конституционный принцип разделения государственной власти на законодательную и исполнительную.
4. Принцип верховенства
законодательных (
5. Принцип строгой
законодательной регламентации
6. Принцип достоверности бюджета.Это проявляется в детализированной проработке бюджета как финансового плана, максимальном сближении показателей акта об утверждении бюджета с фактическим положением дел и объективной экономической ситуацией, в стремлении осуществить подготовку проекта бюджета на научной основе, иметь реалистичные расчеты доходов и расходов бюджета. Естественно, что реальное исполнение бюджета (как финансового плана) по итогам финансового года всегда отличается от той модели, применительно к которой данный бюджет был утвержден до начала данного финансового года. В жизни редко получается так, как это было задумано, и развитие экономической ситуации, тем более в условиях рыночной экономики, трудно предвидеть с полной достоверностью. Тем не менее стремление получить как можно более достоверный бюджет, максимально сближенный с экономическими и социальными реалиями, выражает собой объективную потребность как государства, так и общества.
7. К принципу
достоверности бюджета
8. Принцип специализации бюджетных показателей. В основе этого принципа лежит тот факт, что составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией, обеспечивающей единство отображения в бюджете его расходов и доходов, что дает возможность не только обеспечить полноту, обоснованность и научную достоверность бюджетных показателей, но и сопоставимость бюджетов всех уровней бюджетной системы. В свою очередь это дает возможность выявить слабые места в этой системы и направить бюджетное планирование на выравнивание уровня бюджетных показателей всех субъектов Российской Федерации.[3] В практике бюджетного планирования встречаются два понятия: «бюджетный год» (или «финансовый год») и «бюджетный период» (или «бюджетный цикл»). Бюджетный год - отрезок времени, в течение которого исполняется бюджет – основной финансовый план государства. В большинстве стран, к числу которых относится и Российская Федерация, бюджетный год совпадает с календарным годом, т. е. длится с 1 января по 31 декабря включительно. Однако в некоторых государствах из-за необходимости привязки к проведению парламентских сессий, исторических традиций и других причин бюджетный (финансовый) год может начинаться в другие сроки. Так, вВеликобритании, Японии, Канаде, Индии финансовый год начинается с 1 апреля, в Швеции, Норвегии, Пакистане – с 1 июля, в США – с 1 октября. Бюджетный период отрезок времени, охватывающий все стадии бюджетного планирования. Начинается бюджетный период с момента начала работы по составлению проекта бюджета и завершается утверждением отчета о его исполнении. Длится бюджетный период около трех лет.
В зависимости от
времени своего осуществления
бюджетный контроль
Предварительный контроль осуществляется в ходе подготовки, обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете субъекта Р.Ф. иных проектов законов субъекта по бюджетно-финансовым вопросам.
Текущий контроль осуществляется
в ходе рассмотрения отдельных вопросов
исполнения бюджетов на заседаниях комитетов,
комиссий, рабочих групп законодательных
(представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации,
в ходе депутатских слушаний и
в связи с депутатскими запросами.
Осуществление текущего бюджетного
контроля занимает основное место в
деятельности исполнительного органа
государственной власти субъекта Российской
Федерации, ответственного за исполнение
бюджета. Такой контроль, например,
осуществляется при осуществлении
так называемого «подтверждения
денежных обязательств», когда орган,
исполняющий бюджет, осуществляет расходование
бюджетных средств во исполнение
денежного обязательства
а) контроль законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
б) контроль исполнительных
органов государственной
Рассматривая вопрос о
бюджетном контроле, осуществляемом
исполнительными органами, следует
иметь в виду, что в настоящее
время существует два порядка
исполнения бюджетов субъектов Российской
Федерации: а) самостоятельное исполнение
бюджетов субъектов Российской Федерации,
когда субъект Российской Федерации
осуществляет это исполнение исключительно
собственными силами; б) казначейское
исполнение бюджета, осуществляемое через
органы Федерального казначейства. При
самостоятельном исполнении бюджетов
финансовые органы субъектов Российской
Федерации сами осуществляют финансовый
контроль за операциями с бюджетными
средствами главных распорядителей,
распорядителей и получателей бюджетных
средств, кредитных организаций, других
участников бюджетного процесса. В
случае передачи исполнения бюджета
органам Федерального казначейства
финансовые органы осуществляют финансовый
контроль за соблюдением главными распорядителями,
распорядителями и получателями
бюджетных средств условий
3.1 Бюджетный процесс на муниципальном уровне
Представительные органы
местного самоуправления самостоятельно
разрабатывают положение о