Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 13:04, курсовая работа
Цель настоящей работы – исследовать бюджетный процесс, посмотреть, как он реализуется на муниципальном уровне и в субъектах Российской Федерации; исследовать сущность бюджета субъекта Российской Федерации, раскрыть его значение. В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
рассмотреть структуру бюджетного процесса в Нижним Новгороде
провести анализ областного бюджета города Нижний Новгород.
Провести сравнительный анализ города Нижнего Новгорода и других городов.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I. Бюджетный процесс:…………………………………………....5
1. Понятие бюджетного процесса, его принципы и участники……….5
2. Участники бюджетного процесса …………………………………….7
3. Бюджетный процесс в субъекте Российской Федерации……………9
3.1 Бюджетный процесс на муниципальном уровне……………………16
Глава II. Организация бюджетного процесса на примере г. Нижний Новгород, Нижегородской области………………………………..……22
1. Областной бюджет Нижнего Новгорода. ………………….….…….22
2. Анализ доходов и расходов бюджета Нижнего Новгорода….….…..23
Глава III. Сравнительный анализ исполнения расходной и доходной части бюджетов городов (в сравнении с 9 месяцами 2010 года)………25
Заключение………………………………………………………………..31
Список литературы……………………………………………………….32
Приложение……………………………………………………………….33
По исполнению доходной части за 9 месяцев 2011 года почти во всех анализируемых городах (кроме г.о. Самара и г. Перми) помощь от других бюджетов бюджетной системы РФ значительна, несмотря на то, что по «собственной» доходной базе Самара занимает одно из лидирующих положений (на 2-ом месте после Перми).
По объему налоговых поступлений во всех рассматриваемых городах наблюдается рост по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (наибольший темп роста налоговых поступлений составил в Казани – 118,6%). Городской округ Самара в отчетном периоде занимает 2-ое место по данному показателю (также как и в аналогичном периоде прошлого года). По состоянию на 01.10.2011 г. налоговые доходы бюджета г.о. Самара составили 8,0 млрд. рублей (в относительном выражении 68,4% от общей суммы доходов, что говорит о достаточно высокой собираемости налоговых доходов в бюджет городского округа среди 15 анализируемых городов). По итогам 9 месяцев 2010 года налоговые поступления бюджета Самары занимали наибольший удельный вес в общем объеме доходов среди других городов (72,6%). Администрацией городского округа Самара проводится активная работа по увеличению доходной части местного бюджета в части поступления налоговых доходов, а именно: создана и действует межведомственная комиссия при Администрации по рассмотрению вопросов легализации объектов налогообложения; разработан план совместных действий органов местного самоуправления городского округа Самара и Управления Федеральной налоговой службы России по Самарской области в части взаимодействия по увеличению доходной части местного бюджета, а также выполняется план мероприятий, направленных на увеличение налоговых поступлений. На 1-м месте по налоговым поступлениям, как и по итогам 9 месяцев 2010 года, находится г. Пермь – 10,0 млрд. рублей, что составляет 69,0% от общей суммы доходов (в бюджет города Перми зачисляется 70% от налога на имущество организаций и 100% транспортного налога, поступающих в региональный бюджет). 3-е и 4-ое места по-прежнему занимают г. Нижний Новгород и г. Казань (как и в аналогичном периоде 2010 года). Размер их налоговых доходов составил 6,7 млрд. рублей и 6,4 млрд. рублей соответственно (за 9 месяцев 2010 года – 6,0 млрд. рублей в Нижнем Новгороде и 5,4 млрд. рублей в Казани).
В относительном выражении
Основным доходным источником в налоговых поступлениях бюджетов всех городов является федеральный налог - налог на доходы физических лиц. Установленный норматив зачисления в местный бюджет НДФЛ варьируется от 30% в Казани, Нижнем Новгороде до 50% в Ульяновске. В отчетном периоде во всех городах наблюдается рост поступления налога на доходы физических лиц по сравнению с 9 месяцами 2010 года. Наибольший темп роста НДФЛ составил в г.о. Самара – 122,3% и в Казани –114,7%. Его удельный вес в общем объеме налоговых доходов колеблется от 50,3% в Перми до 79,5% . За аналогичный период 2010 года также самый низкий удельный вес НДФЛ наблюдался в Перми – 46,0% . В абсолютном выражении лидирующее положение по собираемости данного налога по-прежнему занимает г.о. Самара. По итогам 9 месяцев 2011 года поступление НДФЛ в бюджет городского округа Самара составило 5,6 млрд. рублей (1-е место в 2010 году также у Самары – 4,55 млрд. рублей), 2-ое место по собираемости занимает Пермь – 5,1 млрд. рублей (9 месяцев 2010 года – 4,47 млрд. рублей), 3-е место – г. Нижний Новгород - 4,3 млрд. рублей (за 9 месяцев 2010 года – 3,8 млрд. рублей). На последнем 15-ом месте по поступлению НДФЛ находится Саранск – 0,9 млрд. рублей (за 9 месяцев 2010 года также последнее 15 место – 0,8 млрд. рублей).
Во всех анализируемых городах за отчетный период увеличилось поступление ЕНВД по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля поступлений единого налога на вмененный доход в налоговых доходах городов колеблется от 3,5% (г. Пермь) . За 9 месяцев 2010 года доля ЕНВД в общем объеме налоговых доходов составляла от 3,3% (г. Пермь) до 14,8% (г. Уфа). Поступление ЕНВД в бюджет г.о. Самара за 9 месяцев 2011 года составило 549,8 млн. рублей (4-е место после Уфы – 640,3 млн. рублей, Нижнего Новгорода - 614,4 млн. рублей и Казани – 588,5 млн. рублей), за 9 месяцев 2010 года картина аналогичная: 1-е место у Уфы – 600,0 млн. рублей, 2-е место у Нижнего Новгорода – 573,4 млн. рублей, 3-е место у Казани – 561,0 млн. рублей, на 4-ом месте г.о. Самара – 528,3 млн. рублей.
Среди показателей по местным налогам по всем городам основной доходный источник - земельный налог. В некоторых городах по итогам 9 месяцев 2011 года произошло снижение поступления данного налога по сравнению с прошлым годом (в городах Самаре, Волгограде, Пензе). Наибольший темп роста по земельному налогу составил в Уфе – почти в 4 раза. По данному показателю г.о.
Самара, занимает 3-е место (1,6 млрд. рублей или 20% в общем объеме налоговых доходов), на 1-м месте – Пермь (2,3 млрд. рублей или 22,7% в общем объеме налоговых доходов), на 2-м месте Казань (1,7 млрд. рублей или 26% в общем объеме налоговых доходов).
Налог на имущество физических лиц и единый сельскохозяйственный налог в бюджетах всех городов занимают незначительный удельный вес. Удельный вес налога на имущество физических лиц за анализируемый период составляет от 0,2% в Кирове, Пензе и Саранске до 1% в Волгограде и Саратове (за 9 месяцев 2010 года доля поступления данного налога составляла от 0,7% в Кирове до 2,9% в Чебоксарах). За отчетный период 2011 года во всех анализируемых городах произошло снижение поступления налога на имущество физических лиц в несколько раз (от 1,7 раза в Уфе до 5,8 раз в Пензе). Это связано с изменением срока уплаты налоговых платежей (внесение изменений в закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц»). С 01 января 2011 года налог на имущество физических лиц должен уплачиваться не позднее 01 ноября года, следующего за годом исчисления налога. Таким образом, срок уплаты налога за 2011 год – до 01 ноября 2012 года.
В бюджеты некоторых городов
– членов АГП, ПФО производятся отчисления
от федеральных и региональных налогов:
транспортного налога (Киров, Пермь,
Саратов), налога на имущество организаций
(Киров, Нижний Новгород, Пермь), а также
налога, взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения
(Казань, Киров). В бюджет городского
округа Самара отчисления от данных налогов
не производятся.
Практически во всех бюджетах городов
доходы от сдачи в аренду имущества занимают
значительный удельный вес в неналоговых
доходах. Его доля колеблется от 16,5% в Пензе
до 66,1% в Нижнем Новгороде. В г.о. Самара
данные доходы составляют 0,8 млрд. рублей
или 49% в общем объеме неналоговых доходов.
Значительный удельный вес доходов от
оказания платных услуг по итогам 9 месяцев
2011 года приходится на г. Оренбург – 42,3%,
Саратов – 48,7%, Пензу – 66,9% (г.о. Самара
– 19,3%).
Почти во всех анализируемых городах(кроме городов Волгограда и Ижевска) расходы за 9 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года увеличились. Наибольший темп роста по расходам составил в Казани – 140,7%.
Общий объем расходов бюджета городского округа Самара на 01.10.2011 года составил 10,4 млрд. рублей. По расходам Самара занимает 5-е место среди 15 городов, на 1-ом находится Казань – 22,9 млрд. рублей, на 2-ом Нижний Новгород – 15,0 млрд. рублей, на 3-м Пермь – 14,8 млрд. рублей. На последнем 15-м месте находится Саранск (3,5 млрд. рублей). Распределение лидеров за 9 месяцев 2011 года по сравнению с прошлым годом практически не изменилось.
Наибольший удельный вес в отчетном периоде в бюджетах всех городов, как и прежде, занимают расходы на образование (от 21% в Казани до 53,6% в Ижевске); жилищно-коммунальное хозяйство (от 10,1% в Оренбурге до 34% в Саранске); здравоохранение, физическую культуру и спорт (от 3,7% в Казани до 20,7% в Ульяновске); национальную экономику (от 2,3% в Саратове до 56,5% в Казани).
Незначительный удельный вес приходится на расходы на культуру, кинематографию и средства массовой информации, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, социальную политику, охрану окружающей среды. В городах Казани, Оренбурге, Пензе, Саранске,
Бюджеты 9 месяцев 2011 года почти во всех городах исполнены с профицитом (за исключением городов Астрахани, Казани, Перми, Ульяновска и Уфы, где бюджеты исполнены с дефицитом). Наибольший размер дефицита бюджета составляет в г. Казани, наибольший профицит – в Нижнем Новгороде.
Заключение
Итак, подведем
итоги: государственный бюджет, являясь
основным финансовым планом государства,
главным средством
С одной стороны,
бюджет, являясь всего лишь комплексом
документов, разрабатываемых одной
ветвью власти и утверждаемых другой,
выполняет довольно утилитарную
функцию - фиксирует избранный
Кроме того, государственный бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно
бюджет, показывая размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и
реально имеющихся резервов, определяет
налоговый климат страны, именно бюджет,
фиксируя конкретные направления расходования
средств, процентное соотношение расходов
по отраслям и территориям, является
конкретным выражением экономической
политики государства. Через бюджет
происходит перераспределение
Таким образом,
бюджет, объединяя в себе основные
финансовые категории (налоги, государственный
кредит, государственные расходы), является
ведущим звеном финансовой системы
любого государства и играет как
важную экономическую, так и политическую
роль в любом современном обществе.
Список литературы .
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Правительство Российской
Федерации. Программа
4. Например, ФЗ «О порядке внесения, рассмотрения и принятия федерального закона «О федеральном бюджете на 2008год» и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет» от 2009
5. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2009,
6. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2008
7. Петров В.А. Бюджет-98: приоритеты
и финансовые механизмы экономического
роста // Финансы, 2011г.
8. Бюджетная система России / Под ред.
Г.Б. Поляка. – М.: Юнити – Дана, 2012.
9. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской
Федерации. – М.: Дашков и К °, 2009.
10. Дадашев А.З., Чернинн Д.Г. Финансовая
система России. – М.: Инфра – М, 2010.
11. Динамика доходов и расходов федерального
бюджета России за 2009-2011 гг.: экономический
обзор // Экономист. –2011.
12. Журавлев В.В. Государственный бюджет:
Конспект лекций. Политехника, 2011.
13. Финансы, денежное обращение и кредит
/ Под ред. В. И. Сенчалова, А. И. Архипова.
– М.: Изд-во «Проспект», 2010.
14. Бюджетный процесс в стратегиях
социально-экономического развития. (http://institutiones.com/
15. Журнал «Бюджет» № 10 2010 г.
Ульяновская область: бюджет 2011 года ориентирован
на стабильность. (http://bujet.ru/magazine/
16. Р. Р. Гайзатулин, И. Н. Вафин. Бюджетный процесс в условиях кризиса// 2010 г.
17. Журнал Бюджет 2010 г.
Будущее за электронным бюджетом . (http://bujet.ru/magazine/
18. «Электронное правительство: на пути к «электронному бюджету»//, 2010 г.
19. Программа повышения эффективности
бюджетных расходов Журнал Бюджет №10,
2010 г. (http://bujet.ru/magazine/
20. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ:
учебное пособие / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков.
- М.: КНОРУС, 2009.
21. Нешитой А. С. Бюджетная система Российской
Федерации: Учебник. — 6-е изд., испр. и доп.
— М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», 2010.
22. Ковалева A.M., Лапуста М.Г., Скамай Л.Г. Финансы фирмы: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2000.
23. ОрловаНВ Бюджетная система Российской Федерации: Учеб пособие –М., Издательство РИОР, 2011.
24. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издатель книготорговый центр «Маркетинг», 2010
25. Бюджетный процесс в стратегиях
социально-экономического развития. (http://institutiones.com/
Приложение:
[1] http://xn--b1acdfjbh2acclca1a.
[2] http://www.city.samara.ru/
[3] www.pyadm.ru
[4] www.admhmao.ru
[5] 12 главных проблем
бюджетирования // Валерий Евгеньевич
Xpyцкий, Академия народного хозяйства
при Правительстве (Рhttp://www.elitarium.ru/
[6] Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Юнити – Дана, 2012.