Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 23:15, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является анализ формирования и использования целевых бюджетных и внебюджетных фондов на примере республиканского бюджета Республики Беларусь и определение основных направлений совершенствования механизма формирования и использования целевых фондов Республики Беларусь.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
• Изучение сущности и необходимости формирования целевых фондов;
• Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных и внебюджетных фондов;
• Выявление тенденций, закономерностей формирования и использования средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов за исследуемый период;
• Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма формирования и использования финансовых ресурсов целевых бюджетных и внебюджетных фондов Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫЙ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение 6
1.2. Формирование и использование целевых бюджетных фондов в РБ 8
1.3. Формирование и использование внебюджетных фондов на примере Фонда социальной защиты населения 13
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2011.. 19
2.1. Анализ целевых бюджетных фондов за 2010-2011 гг 19
2.2. Анализ внебюджетных фондов за 2010-2011 гг. на примере Фонда социальной защиты населения 23
3.ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей и физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы, а также членов крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 6%, для коллегий адвокатов - 2%.
Индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства (за своих членов) уплачивают обязательные страховые взносы из определяемого ими дохода, но не менее суммы названных взносов, исчисленной из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной законодательством в соответствующих месяцах квартала, за которые начислены обязательные страховые взносы.
Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают обязательные страховые взносы из определяемого ими дохода, но не менее суммы взносов, исчисленной из суммы размеров минимальной заработной платы, установленной законодательством в соответствующих месяцах отчетного квартала, за которые индивидуальным предпринимателям в установленном порядке уплачен единый налог.
Уплата обязательных страховых взносов на пенсионное и социальное страхование производится плательщиками единым платежом.
Плательщики (наниматели работников) ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в местный отдел Фонда отчет о средствах данного Фонда, в котором отражаются размеры начисленных взносов, а также суммы средств, расходованных в организации и перечисленных в данный Фонд.
Уплата
страховых взносов
Средства Фонда используются на:
Итак, бюджетные отношения можно определить как отношения между участниками бюджетного процесса, возникающие при составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составлении, рассмотрении и утверждении отчетов об их исполнении, определении прав и обязанностей участников бюджетного процесса, осуществлении заимствований в бюджеты, в межбюджетных отношениях, а также при осуществлении контроля за исполнением бюджетов и применении ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
При помощи специальных целевых фондов, рассмотренных в данной главе, государство воздействует на процесс производства путём финансирования, субсидирования и кредитования субъектов хозяйствования, обеспечивает природоохранительные мероприятия, а так же оказывает социальные услуги населению, такие как: выплата пособий, пенсий, субсидирование и финансирование социальной инфраструктуры.
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И использования ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2011
Государственный бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Составной
частью бюджетного процесса является
бюджетное регулирование, представляющее
собой частичное
Министерство финансов республики составляет статистический свод бюджетов по республике в целом и сводный отчет об исполнении бюджета, включающий отчеты об исполнении республиканского и местных бюджетов.
Структура и порядок формирования средств фондов в соответствии с Законом РБ «О бюджете Республики Беларусь» на 2011 г [4, с.13].
Республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки образуется за счет:
Республиканский дорожный фонд формируется за счет:
Республиканский фонд охраны природы формируются за счет:
Источниками формирования государственного целевого бюджетного фонда национального развития являются часть прибыли (дохода) отдельных высокорентабельных унитарных предприятий, государственных объединений, являющихся коммерческими организациями, и хозяйственных обществ сверх части прибыли, перечисляемой в бюджет.
Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья формируется за счет поступающего в республиканский бюджет экологического налога в части платежей за:
Министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения имеют право образовывать инновационные фонды за счёт отчислений в размере до 0,25 от себестоимости продукции подведомственных им юридических лиц.
Фонд универсального обслуживания формируется за счет ежемесячных отчислений предприятий электросвязи в размере 1,5% доходов от оказанных услуг.
Далее следует предоставить размеры использования средств республиканских целевых бюджетных фондов в 2010-2011 гг. в соответствии с Законом РБ «О бюджете Республики Беларусь» (таблица 2.1).
Таблица
2.1 – Размер использования средств
республиканских целевых
Наименование фонда |
Сумма для использования в 2010 г.*, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Сумма для использования в 2011 г., тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки |
2 682 117 590 |
28,56 |
1 249 910 197 |
26,63 |
Республиканский дорожный фонд |
1 124 161 984 |
11,97 |
1 246 682 443 |
26,56 |
Республиканский фонд охраны природы |
97 721 401 |
1,04 |
146 190 398 |
3,11 |
Фонд национального развития. |
3 275 027 060 |
34,87 |
655 516 354,90 |
13,96 |
Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья |
20 280 000 |
0,22 |
21 400 000 |
0,46 |
Инновационные фонды |
2 125 022 519 |
22,63 |
1 296 788 536 |
27,62 |
Фонд универсального обслуживания |
67 938 000 |
0,72 |
77 857 000 |
1,66 |
Всего: |
9 392 268 555 |
100,00 |
4 694 344 929 |
100,00 |
Источник: собственная разработка на основе данных Закона «О республиканском бюджете на 2011 г».
Примечание* - данные приведены в сопоставимый вид
Как видно из таблицы 2.1, наибольшую долю в общей сумме средств целевых бюджетных фондов занимает в 2010 году фонд Национального развития (34,87%). В 2011 году данная позиция принадлежит инновационным фондам (27,62%). Данный показатель обусловлен утверждением национальной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 года, которая будет способствовать достижению основных показателей социально-экономического развития на 2011-2015 гг. Следующую позицию по размеру использования средств целевых бюджетных фондов занимает республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции как в 2010, так и в 2011 годах (28,56% и 26,63% соответственно). В тройку по величине использования средств находятся в 2010 г. – инновационные фонды (22,63%), а в 2011 г. – республиканский дорожный фонд (26,56%).
Относительно наименьших показателей можно отметить, что данная позиция присвоена фонду организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья как в 2010, так и в 2011 гг (0,22% и 0,46% соответственно).
Далее
в таблице 2.2. представлен проведённый
автором анализ изменения структуры
использования специальных
Таблица
2.2 – Изменение структуры
Наименование фондов |
Динамика | |
Абсолютное отклонение, +/- |
Структурные сдвиги, +/- п.п. | |
Республиканский фонд поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки. |
-1 432 207 393 |
-1,93 |
Республиканский дорожный фонд. |
122 520 459 |
14,59 |
Республиканский фонд охраны природы |
48 468 997 |
2,07 |
Фонд национального развития. |
-2 619 510 705 |
-20,91 |
Фонд организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья |
1 120 000 |
0,24 |
Инновационные фонды |
-828 233 983 |
5,00 |
Фонд универсального обслуживания. |
9 919 000 |
0,94 |
Всего: |
-4 697 923 626 |
- |
Информация о работе Целевые бюджетные и внебюджетные средства