Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 23:15, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является анализ формирования и использования целевых бюджетных и внебюджетных фондов на примере республиканского бюджета Республики Беларусь и определение основных направлений совершенствования механизма формирования и использования целевых фондов Республики Беларусь.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
• Изучение сущности и необходимости формирования целевых фондов;
• Ознакомление с нормативно-правовой базой, регулирующей порядок формирования и использования финансовых ресурсов бюджетных и внебюджетных фондов;
• Выявление тенденций, закономерностей формирования и использования средств целевых бюджетных и внебюджетных фондов за исследуемый период;
• Предложение рекомендаций по совершенствованию механизма формирования и использования финансовых ресурсов целевых бюджетных и внебюджетных фондов Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫЙ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 6
1.1. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды, понятие и назначение 6
1.2. Формирование и использование целевых бюджетных фондов в РБ 8
1.3. Формирование и использование внебюджетных фондов на примере Фонда социальной защиты населения 13
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ И ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ЗА 2010-2011.. 19
2.1. Анализ целевых бюджетных фондов за 2010-2011 гг 19
2.2. Анализ внебюджетных фондов за 2010-2011 гг. на примере Фонда социальной защиты населения 23
3.ПУТИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ И ЦЕЛЕВЫХ БЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Примечание. Источник: собственная разработка на основе полученных данных
Исходя из данных таблицы 2.2 следует отметить значительные сдвиги за 2010-2011 гг. в использовании средств республиканских целевых бюджетных фондов. Абсолютная величина использования средств в целом снизилась на 4 697 923 626 тыс. руб. Параллельно с этим наблюдается рост процентного содержания средств в республиканском дорожном фонде на 14,59 п.п., в инновационных фондах на 5,00, в республиканском фонде охраны природы на 2,07 п.п., в фонде организации сбора (заготовки) и использования отходов в качестве вторичного сырья на 0,24 п.п., в фонде универсального обслуживания на 0,94 п.п. По остальным фондам можно заметить снижение занимаемых позиций. Наибольшее снижение в удельном весе принадлежит использованию средств фонда национального развития (-20,91 п.п.). Наименьшее снижение у республиканского фонда поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки (-1,93 п.п.).
Таким образом, в 2011 году в системе целевых бюджетных фондов в Республике Беларусь основное внимание уделяется формированию инновационных фондов, республиканского дорожного фонда и республиканского фонда поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки, что подчеркивает особую важность формирования для страны инновационной национальной экономики, а также устойчивого агропромышленного комплекса, призванного стать основой стабильного экономического развития страны.
2.2 Анализ внебюджетных фондов за 2010-2011 гг. на примере Фонда социальной защиты населения
Основным государственным внебюджетным фондом на территории Республики Беларусь является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе.
В таблице 2.3 представлены данные о поступлении средств Фонда социальной защиты Республики Беларусь за 2010-2011 гг.
Таблица 2.3 - Поступление средств Фонда социальной защиты Республики Беларусь за 2010-2011 гг.
Показатель |
2010* г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Темп роста, % |
Обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно |
19016721 |
23813436 |
4796715 |
125,22 |
Обязательные страховые взносы, уплачиваемые
гражданами Республики Беларусь, иностранными
гражданами и лицами без гражданства,
осуществляющими |
69566 |
116104 |
46538 |
166,90 |
Поступления на профессиональное пенсионное страхование |
192641 |
236406 |
43765 |
122,72 |
Окончание таблицы 2.3
Доходы от капитализаии средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты |
293841 |
273038 |
-20803 |
92,92 |
Другие поступления |
104066 |
165224 |
61158 |
158,77 |
Всего: |
19676835 |
24604208 |
4927373 |
125,04 |
Источник: собственная разработка на основе полученных данных
Примечание* Данные приведены в сопоставимый вид
Итак, из таблицы прослеживается тенденция роста поступлений по каждой позиции. Причём, стоит отметить тот факт, что данный рост происходил без скачков и перепадов. В целом за 2 года (2010-2011 гг.) сумма поступлений увеличилась на 4927373 млн руб. или на 58%, в том числе сумма обязательных страховых взносов работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно на 4796715 или на 25,22%; уплачиваемых гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства,– на 46538 млн руб. или 66,9%, поступлений на профессиональное пенсионное страхование – на 43765 млн руб. или на 22,72%, других поступлений 61158 млн руб. или на 25,04%.
Анализ структуры поступлений средств Фонда социальной защиты Республики Беларусь за 2010-2011 гг. представлен в таблице 2.4.
Таблица 2.4 – Структура поступлений средств Фонда социальной защиты Республики Беларусь за 2010-2011 гг.
Показатель |
2010 г. |
Уд. вес, % |
2011 г. |
Уд. вес, % |
Обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно |
19016721 |
96,65 |
23813436 |
96,79 |
Обязательные страховые взносы, уплачиваемые
гражданами Республики Беларусь, иностранными
гражданами и лицами без гражданства,
осуществляющими |
69566 |
0,35 |
116104 |
0,47 |
Поступления на профессиональное пенсионное страхование |
192641 |
0,98 |
236406 |
0,96 |
Доходы от капитализаии средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты |
293841 |
1,49 |
273038 |
1,11 |
Другие поступления |
104066 |
0,53 |
165224 |
0,67 |
Итого: |
19676835 |
100,00 |
24604208 |
100,00 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Анализ структуры поступлений средств Фонда социальной защиты Республики Беларусь за 2010-2011 гг. (таблица 2.4) показал, что наибольший удельный вес занимали обязательные страховые взносы работодателей, Белгосстраха, работающих граждан и физических лиц, уплачивающих эти взносы самостоятельно (96,65% в 2010 г., 96,79% в 2011 г.). Наименьший удельный вес отмечается в графе «обязательные страховые взносы, уплачиваемые гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими предпринимательскую деятельность» (0,35% в 2010 г., 0,47% в 2011 г.).
Расходы бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты Республики Беларусь за 2010-2011 гг. представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Расходы бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты Республики Беларусь за 2010-2011 гг., млн руб.
Расходы |
2010* г. |
2011 г. |
Абсолютное отклонение, +/- |
Темп роста, % |
Выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий |
14347039 |
16452865 |
2105826 |
114,678 |
Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребение |
3015984 |
3452972 |
436988 |
114,489 |
Выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим
за границу, а также прибывшим
в Республику Беларусь в соответствии
с законодательством и |
63335 |
93104 |
29769 |
147,002 |
Выплата дополнительных профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами общеустановленного пенсионного возраст |
6700 |
4726 |
-1974 |
70,5373 |
Окончание таблицы 2.5
Оказание мат.помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного соц.страхования |
6000 |
7000 |
1000 |
116,667 |
Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения – всего |
122103 |
121566 |
-537 |
99,5602 |
Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение |
134838 |
145625 |
10787 |
108 |
Финансирование |
41733 |
50178 |
8445 |
120,236 |
Финансирование деятельности Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, – всего |
88850 |
116786 |
27936 |
131,442 |
Финансирование мероприятий по развитию стационарных учреждений социального обслуживания |
- |
48975 |
48975 |
- |
Иные расходы в соответствии с
законодательством о |
444745 |
553 |
-444192 |
0,12434 |
Итого |
18261327 |
20494350 |
2233023 |
112,228 |
Источник: собственная разработка
Примечание*– Данные приведены в сопоставимый вид
Анализ динамики расходов бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты Республики Беларусь за 2010-2011 гг. (таблица 2.5) показал, что в целом наблюдается увеличение суммы расходов на 2233023 млн руб. или 12%. Положительная динамика наблюдается по всем статьям расходов за исключением субвенций в бюджеты областей, дополнительных выплат профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами общеустановленного пенсионного возраст..
Структура расходов бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты Республики Беларусь за 2010-2011 гг. представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Структура расходов бюджета государственного внебюджетного Фонда социальной защиты Республики Беларусь за 2010-2011 гг., млн руб., %
Расходы |
2010* г. |
Уд. вес, % |
2011 г. |
Уд. вес, % |
Выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей, социальных пенсий |
14347039 |
78,57 |
16452865 |
80,28 |
Выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, семьям, воспитывающим детей, на погребение |
3015984 |
16,52 |
3452972 |
16,85 |
Выплата пенсий и пособий лицам, выехавшим
за границу, а также прибывшим
в Республику Беларусь в соответствии
с законодательством и |
63335 |
0,35 |
93104 |
0,45 |
Выплата дополнительных профессиональных пенсий по достижении застрахованными лицами общеустановленного пенсионного возраст |
6700 |
0,04 |
4726 |
0,02 |
Оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования |
6000 |
0,03 |
7000 |
0,03 |
Финансирование мероприятий по обеспечению занятости населения – всего |
122103 |
0,67 |
121566 |
0,59 |
из них субвенции в бюджеты областей и бюджет г. Минска |
119196 |
0,65 |
118867 |
0,58 |
Окончание таблицы 2.6
Финансирование расходов на санаторно-курортное лечение и оздоровление |
134838 |
0,74 |
145625 |
0,71 |
Финансирование |
41733 |
0,23 |
50178 |
0,24 |
Финансирование деятельности Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, в том числе его материально-технического обеспечения, – всего |
88850 |
0,49 |
116786 |
0,57 |
из них государственная |
7700 |
0,04 |
9000 |
0,04 |
Финансирование мероприятий по развитию стационарных учреждений социального обслуживания |
- |
- |
48975 |
0,24 |
Иные расходы в соответствии с
законодательством о |
444745 |
2,44 |
553 |
0,00 |
Итого: |
18261327 |
100,00 |
20494350 |
100,00 |
Источник: собственная разработка
Примечание*– Данные приведены в сопоставимый вид
Итак, из таблицы 2.6 можно сделать следующие выводы. Наибольшую долю занимает выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед республикой, пенсий военнослужащим срочной военной службы и членам их семей и других пенсиий. В 2010 г. её доля составила 78,52%, в 2011 г. – 80,28%. Также значительную долю в расходах занимает выплата пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности т др. (16,51% в 2010 г., 16,85% в 2011 г.) Наименьшую долю в расходах занимает финансирование мероприятий по развитию стационарных учреждений социального обслуживания (в 2010 г отсутствовало, в 2011 г. – 0,24%). Таким образом сальдо баланса бюджета Фонда социальной защиты Республики Беларусь за 2010 стало положительным и составило 165205 млн руб., а за 2011 г. – отрицательным и составило -197010 млн руб.
Таким образом, проведённый анализ целевых бюджетных и внебюджетных фондов Республики Беларусь показал, что основное внимание уделяется инновационным программам развития на ближайшие годы, тем самым повышая внимание к целевым инновационным фондам. Активизация инновационной деятельности является важнейшей предпосылкой использования научно-технического потенциала, роста конкурентоспособности промышленной продукции, выхода из экономического кризиса, а также повышения уровня жизни населения.
Информация о работе Целевые бюджетные и внебюджетные средства