Ценные бумаги как источник финансирования бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:10, дипломная работа

Описание работы

Целью нашей работы является рассмотрение практики использования инструментов ценных бумаг с целью финансирования бизнеса.
Для достижения цели работы нами были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть формирование капитала компании за счет продажи акций;
2) ознакомится с облигационными займами как инструментами финансирования бизнеса;
3) проанализировать действие российских и зарубежных вексельных программ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КАПИТАЛА КОМПАНИИ
ЗА СЧЕТ РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ 4
ГЛАВА 2. ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ КАК СПОСОБ
ЗАИМСТВОВАНИЯ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНИХ РЫНКАХ 12
ГЛАВА 3. ВЕКСЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: РОССИЙСКАЯ
И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Файлы: 1 файл

ценные_бумаги.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          3

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КАПИТАЛА КОМПАНИИ

ЗА СЧЕТ РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ       4

 

ГЛАВА 2. ОБЛИГАЦИОННЫЕ  ЗАЙМЫ КАК СПОСОБ

ЗАИМСТВОВАНИЯ НА ВНУТРЕННЕМ И ВНЕШНИХ РЫНКАХ 12

 

ГЛАВА 3. ВЕКСЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ: РОССИЙСКАЯ

И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА      23

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          28

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    31

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

При любой экономической  системе бизнес может успешно  развиваться только при наличии  достаточного финансирования. Хозяйствующим  субъектам деньги необходимы для  начала их деятельности, финансирования ежедневных затрат и расширения производства. Основные поступления средств фирмы имеют от продажи своих товаров и услуг. Средства, которые поступают из внутренних источников фирмы называют внутренними, а из внешних – внешними.

В нашей работе нас  интересуют именно внешние средства, как инструмент финансирования бизнеса. Они привлекаются в случае недостатка собственных внутренних средств  для дальнейшего функционирования хозяйствующего субъекта.

Целью нашей работы является рассмотрение практики использования инструментов ценных бумаг с целью финансирования бизнеса.

Объект работы – ценные бумаги.

Предмет работы – ценные бумаги как источник финансирования бизнеса.

Для достижения цели работы нами были поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть формирование капитала компании за счет продажи акций;
  2. ознакомится с облигационными займами как инструментами финансирования бизнеса;
  3. проанализировать действие российских и зарубежных вексельных программ.

 

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КАПИТАЛА КОМПАНИИ

ЗА СЧЕТ РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ

 

Капитал является одной  из главных экономических категорий  и служит необходимой базой для  создания и развития хозяйствующего субъекта и в процессе дальнейшего своего функционирования обеспечивает интересы трудового коллектива, собственников и государства.

Капитал – это ресурсы, которые могут быть использованы в производстве товаров и оказания услуг. Согласно Адаму Смиту, капитал является одним из трех основных факторов производства1.

Любому хозяйствующему субъекту для осуществления его хозяйственной деятельности необходимо обладать определенным капиталом, который представляет собой совокупность денежных средств и материальных ценностей, финансовых затрат и вложений на приобретение прав (лицензий, патентов) и привилегий.

В финансовом менеджменте понятие капитала рассматривается с двух позиций. С одной позиции капитал хозяйствующего субъекта характеризует общую стоимость всех средств в денежной, нематериальной и материальной формах, которые инвестированы в формирование его активов. При этом обязательно характеризуется направление вложения данных средств. С другой позиции,  при рассмотрении источников финансирования, можно отметить, что капитал является совокупностью форм необходимых для мобилизации финансовых ресурсов с целью получения прибыли.

Именно капитал является основным фактором производства, так  как в системе факторов производства ему принадлежит приоритетная роль в связи с тем, что он объединяет все факторы в единый производственный комплекс.

Каким же образом можно  сформировать необходимый для любого крупного хозяйствующего субъекта капитал?

Прежде всего, рассмотрим формирование собственного капитала, который формируется за счет собственников, то есть при их непосредственном участии.

Собственный капитал  предприятия может быть сформирован как за счет внутренних, так и за счет внешних средств. К внешним источникам формирования капитала относятся:

- простые и привилегированные акции как финансовые инструменты собственности;

-  паевые и учредительные взносы;

- денежные средства местного и государственного бюджетов, а также используемые на бесплатной и безвозвратной основе средства внебюджетных фондов,;

- используемые на безвозвратной основе средства отраслевых целевых фондов;

- предоставляемые на безвозвратной основе средства концернов, ассоциаций, холдингов;

- прочие виды безвозвратного и бесплатного предоставления средств.

К внутренним источникам формирования собственного капитала можно отнести:

- прибыль;

- амортизационные отчисления;

- прочие источники.

В данной работе нас интересуют, прежде всего, ценные бумаги  как внешние источники формирования собственного капитала.

Российский рынок ценных бумаг подлежит регулированию гражданским правом за счет совокупности общеобязательных правовых актов, которые издаются в установленной форме органами государственной власти с соблюдением определенной процедуры - законодательства Российской Федерации. В основе гражданского законодательства находится Гражданский кодекс Российской Федерации, в нем описаны основные понятия, их взаимоотношения, которые имеют место на рынке ценных бумаг. Кроме этого российский рынок ценных бумаг подлежит регулированию целым рядом федеральных законов, а также указами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами, которые принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной государственной власти. Основным законодательным актом Российской Федерации в сфере рынка ценных бумаг является Федеральный закон от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"

Рассмотрим более подробно возможность использования акций, облигаций, векселей с целью финансирования бизнеса.

Акции – это ценная бумага, которая подтверждает  право  собственности акционера и приносит ему дивиденды. Любой собственник на свое усмотрение владеет, пользуется и распоряжается собственным имуществом. Но, поскольку осуществление права собственности отдельным участником общества (в данном случае акционерного, так как акции выступают частью его активов) затрагивает интересы других участников и самой корпорации как юридического лица, постольку эти права ограничиваются. Они ограничиваются как существенными недостатками акций, так и законодательными нормами и установочными документами корпорации. Например, существенным недостатком акции может быть то, что акция – это категория стоимости, которая не привязана к конкретной потребительской стоимости активов общества, поэтому ликвидировать актив в натуральном виде собственник акции не может.

Основные права собственников  акции заключаются в следующем:

- право голоса;

- право на участие  в прибыли;

- первоочередное право на покупку новых акций;

- право на активы при ликвидации корпорации;

- право на инспекцию.

Выпуская акции, корпорации имеют следующие цели:

- обеспечить новому предприятию стартовый капитал, необходимый для начала деятельности;

- привлечь дополнительные денежные ресурсы во время функционирования предприятия;

- обменять старые акции при слиянии с другой корпорацией.

Акции как ценные бумаги классифицируют по таким критериям:

      1. месту размещения – акции, которые вращаются на внутреннем (национальном) рынке и международные акции;
      2. форме распоряжения – акции на предъявителя и именные;
      3. праву собственника – акции простые и привилегированные.

На международном рынке  ценных бумаг вращаются акции  транснациональных корпораций двух видов – евроакции и американские депозитные свидетельства.

Евроакции  котируются на международных  фондовых рынках Европы (Парижской, Лондонской, Франкфуртской, Люксембургской). Оборот их сравнительно небольшой:  среди  основных ценных бумаг мирового рынка  их часть составляла в 1985г. – 1%, в 1987г. – 4,6%, в 1990г. – 2,1%2 Это объясняется отсутствием единого международного вторичного рынка ценных бумаг.

Американские депозитные свидетельства  являются шагом к интернационализации  акций  и репрезентируют евроакции, которые размещены в депозитариях США и обменены на депозитные свидетельства, вращающиеся на американском фондовом рынке. Таким образом европейские компании получают доступ на рынок ценных бумаг США.

Среди стран СНГ первыми на международный  рынок вышли российские корпорации. Начиная с 2003 года, большая часть сделок с российскими акциями стала осуществляться на зарубежных фондовых биржах3.

По форме распоряжения акции  бывают именные и на предъявителя. В именной акции указывается  имя собственника – только он является акционером и пользуется соответствующими правами. Переход такой акции в другие руки (к другому собственнику) обязательно фиксируется в реестре акционеров компании. Акции на предъявителя свободно вращаются без специальной регистрации.

По критерию права собственника акции бывают простые и привилегированные. В чем их принципиальное отличие, и почему наиболее распространенными являются простые акции?

Простые акции имеют следующие  особенности:

- не гарантируют собственникам дивидендов. Они выплачиваются исходя из размера прибыли корпорации, которая остается после уплаты всех налогов и других обязательных платежей, а также после выплат дивидендов по привилегированным акциям;

- не дают право голоса.

Привилегированные акции  характеризуются тем. Что:

- гарантируют собственниками фиксированный дивиденд независимо от результатов деятельности корпорации;

- предоставляют приоритетное право на участие в распределении имущества акционерного общества при его ликвидации, что у собственников простой акции не наблюдается;

- не предоставляют собственнику акции право голоса. То есть для них характерны большие и разнообразные льготы, и они действуют по принципу «купил акции и не вмешивайся в дела компании, а просто получай прибыль».

Простые акции более распространены, нежели привилегированные. Это связано с тем, что существуют законодательные ограничения по поводу выпуска привилегированных акций с целью избежать нарушений в балансе интересов акционеров и менеджеров корпорации. Второй причиной является то, что простые акции более доходные, чем привилегированные, так как являются более рискованными.

В США с каждым годом все больше увеличивается часть привилегированных  акций, как тех, которые дают гарантированный  доход. Так, в 1989г. таких акций было 15,6% от общего количество акций, в 1992году уже 27,1%.

В нашей стране количество привилегированных  акций строго регламентируется на законодательном  уровне. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона "Об акционерных обществах" общество вправе размешать один или несколько типов привилегированных акций или вовсе не размещать привилегированные акции. Закон требует, чтобы номинальная стоимость размещенных привилегированных акций составляла не более 25% уставного капитала общества4.

По мнению некоторых экономистов, это ограничение, прежде всего, направлено на то, чтобы обеспечить возможность более активного большинства акционеров в управлении обществом путем участия в общем собрании акционеров с правом голоса. С другой стороны, ограничение количества привилегированных акций способствует уменьшению нагрузки по выплате гарантированных дивидендов.

Акции как ценные бумаги могут выступать как источник первоначального финансирования при первичной их продаже с целью формирования собственного капитала, так и как источник дополнительного финансирования.

Каким образом может происходить  размещение акций?

Initial Public Offering (IPO) – первоначальное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. То есть, компания впервые предлагает на рынке свои акции неограниченному кругу лиц. При этом в процессе осуществления IPO инвесторам могут предлагаться акции, как основного, так и дополнительного выпуска, или в определенных долях и того, и другого выпуска.

На уровне законодательства не урегулированными остаются вопросы, связанные с проведением сделок производными финансовыми инструментами, что в свою очередь мешает инвесторам хеджировать риски, связанные с проведением операций с этими инструментами в Российской Федерации. Регулирование процедуры эмиссии ценных бумаг, вплоть до принятия поправок в законодательство Российской Федерации и нормативные акты, не позволяло осуществлять на российских торговых площадках первичные размещения акций по признанным в мире стандартам5.

Выпуск акций –  это самый дешевый способ привлечения  денежных средств для предприятия.

Первоначально, при создании акционерного общества, для учредителей и продажи на рынке предлагаются  акции по их номинальной стоимости – это минимальная стоимость акции, которая указывается на сертификате. Первоначальная продажа на фондовом рынке акций в основном по номинальной стоимости связана с тем, что компания новая, только образованная, у нее отсутствует определенная деловая репутация, поэтому сформировать рыночную (курсовую) стоимость акций достаточно проблематично.

Рыночная (курсовая) стоимость  акций – это цена акций, которая  формируется на рынке ценных бумаг под влиянием спроса и предложения во время ее перепродажи.

Выделяют еще такое  понятие как эмиссионная стоимость  – эта фактическая сумма денег, которая получена от реализации акций  первому покупателю. В зависимости  от привлекательности предприятия  эмиссионная стоимость может быть выше, ниже номинальной стоимости либо быть равной ей. Например, новое предприятие на рынке, которое начинает свою деятельность в сфере разработки и выпуска наукоемкой высокотехнологичной продукции, при первоначальном размещении своих акций на фондовом рынке, может рассчитывать на формирование эмиссионной стоимости акций выше их номинальной стоимости.

Информация о работе Ценные бумаги как источник финансирования бизнеса