Денежная система и ее элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – исследование денежной системы. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- изучить понятие и содержание денежной системы;
- выяснить роль и место денег в системе экономических отношений;
- охарактеризовать основные параметры денежной системы, применяемые в России;
- изложить сущность элементов денежной системы;
- исследовать экономические инструменты регулирования денежной массы в обращении.

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

     В 1997 г.  правительство РФ приняло постановление  об изменении нарицательной стоимости  российских денежных знаков и монет, а в следующем году Банк России ввел в обращение новые банкноты и монеты образца 1997 г.:

     - банкноты достоинством: 5,10,50,100 и 500руб.;

     - монеты достоинством: 1,5,10,50 копеек и 1,2, и 5 руб.

      С учетом нового масштаба цен 1000 руб. в деньгах старого образца были приравнены к 1 руб. новых денег. На этом основании все организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, произвели пересчет всех оптовых и розничных цен на товары и работы, тарифов на услуги, закупочных цен на сельхозпродукцию.

     Изменение нарицательной стоимости денежных знаков при одновременном соответствующем изменении цен рассматривается в теории денег как деноминация, т.е. одна из форм денежной реформы, когда путем «зачеркивания нулей» укрупняют масштаб цен. Однако деноминацию рубля с 1998 г. нельзя считать денежной реформой, так как в стране не были решены многие экономические проблемы, гарантирующие устойчивость денежного обращения (во второй половине того же года произошел резкий рост цен и снижение валютного курса рубля). Целью проводимой «деноминации» было решение технических задач: упорядочение денежного обращения, облегчение учета и расчетов в стране, возвращение к привычному масштабу цен [12, с. 37].

     Методами денежно-кредитного регулирования являются кредитная экспансия и кредитная рестрикция. Кредитная экспансия предполагает стимулирование денежно-кредитной эмиссии, оживление конъюнктуры рынка в условиях падения производства, а кредитная рестрикция – ограничение денежно-кредитной эмиссии в периоды экономических подъемов.

     ЦБ РФ при проведении той или иной денежно-кредитной политики использует комплекс инструментов, которые различают:

     - по форме  (прямые и косвенные);

     - по непосредственным  объектам воздействия (предложение  денег и спрос на деньги);

     - по характеру  параметров, устанавливаемых в ходе  регулирования (количественные и  качественные).

     Федеральный закон « О Центральном банке РФ (Банке России)» определил и основные инструменты, и методы денежно-кредитного регулирования Банком России:13

     - процентные  ставки по операциям Банка  России;

     - нормативы  обязательных резервов, депонируемых  в Банке России (резервные требования);

     - операции  на открытом рынке;

     - рефинансирование  банков;

     - валютное регулирование;

     - установление  ориентиров роста денежной массы;

     - прямые количественные ограничения.

Таким образом, правительство РФ разрешило Банку России широко использовать в целях укрепления денежного обращения как экономические, так и административные меры регулирования денежной массы [14, с. 38].

    Переход к рыночной экономике в корне изменил наши представления о теории и практике планирования и регулирования денежного обращения. В условиях строгой централизации и плановой системы управления народным хозяйством понятие «денежного обращения» связывали только с обращением наличных денег. При плановой системе ценообразование именно в этой сфере быстрее и сильнее всего проявились экономические и социальные последствия нарушения закона денежного обращения. Это наблюдалось и в росте цен на товары народного потребления, и в нарастающем дефиците товаров, что вело к снижению уровня жизни населения.

     Контроль над массой наличных денег осуществлялся методом прямого планирования ее величины и темпов прироста. Потребность народного хозяйства в наличных деньгах как в целом по стране, так и в каждом административном районе определяли путем составления кассового плана Госбанка. В кредитном плане Госбанка устанавливалась величина наличных денег в обращении на начало и конец планируемого периода. Изменение величины наличных денег в обращении на конец планируемого периода означало или эмиссию, или изъятие денег из обращения и определяло налично-денежную массу [12, с. 45].

     Степень обеспечения в планируемом периоде наличных денег товарами и платными услугами устанавливали с помощью баланса денежных доходов и расходов населения, так как формирование последнего было связано с движением наличных денег. Однако эта сложная система планирования и регулирования налично-денежного обращения в стране при всей ее строгой централизации и жестком контроле за выполнением указанных планов не была совершенной. В стране постоянно ощущался значительный разрыв между количеством наличных денег в обращении и их товарно-материальном покрытии, что порождало дефицит товаров и постоянный рост цен на потребительском рынке [8, с. 67].

     В странах  с рыночной экономикой в понятии денежного обращения включают все денежные средства, как наличные деньги, так и безналичные платежные средства. Обе сферы обращения денег взаимосвязаны и взаимообусловлены и составляют единый денежный оборот. Количество денег в виде покупательных и платежных средств в обеих сферах денежного оборота и определяет величину денежной массы в обращении.

 

 

 

 

 

3.2. Роль Центрального банка РФ в регулировании денежного обращения

 

       Рыночная экономика исключает систему прямого планирования и регулирования денежной массы в обращении, которая имела место в условиях административно-командной системы управления народным хозяйством.

       Регулирования денежного обращения в Российской Федерации осуществляется как экономическими, так и административными мерами, предусмотренными действующим законодательством и инструкциями Банка России. Ежегодно Банк России совместно с правительством определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и конкретные меры по поддержанию покупательной способности рубля и его валютного курса.14

     Планируя снижение инфляции в 2000 г. до 18%, правительство исходило из условий и тенденций, которые сформировались в период послекризисного восстановления экономики. Это рост производства товаров и услуг, замедление инфляционных процессов, улучшение платежного баланса, стабилизация ситуации на валютном рынке, укрепление государственного бюджета [3, с.34].

     Планирование снижения инфляции связано с учетом ее монетарной составляющей, которая находится под контролем ЦБ РФ. Поэтому, чтобы исключить отрицательное влияние на состояние денежного обращения непредвиденных внутренних и внешних факторов и выполнить задание, утвержденное денежно-кредитной политикой, Центральный банк РФ должен эффективно использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитного регулирования [7, c. 18].

     В настоящее время Банк России применяет модель денежно-кредитного управления, включающую в качестве основного ориентира прирост совокупности денежного предложения, а в качестве операционной цели – прирост денежной базы. Основными инструментами реализации этой модели является плавающий обменный курс и первичный профицит Федерального бюджета. ЦБ РФ стремится накапливать золотовалютные резервы для поддержания национальной валюты в случае ухудшения внешнеэкономической ситуации в стране и ослаблении ее платежного баланса [4, с 41].

      В этой связи Банк России продолжит расширять круг операций на открытом рынке, увеличивать их объем, а также осуществлять рефинансирование банков под залог векселей, прав требований по кредитным договорам и закладных, что будет способствовать кредитованию коммерческими банками реального сектора экономики.

    Будет и дальше совершенствоваться действующий механизм проведения депозитных операций. Предполагается, с одной стороны, увеличить привлеченные средства Банка России, а с другой предоставить коммерческим банкам возможность гибко управлять своей ликвидностью.

     При осуществлении процентной политики Банк России стремится к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, что повысит спрос на заемные средства со стороны реального сектора. Для активизации потребительского спроса стимулируется развитие потребительского и ипотечного кредитования [4, с.40].

      В процессе реализации денежно-кредитной политики ЦБ РФ постоянно контролирует величину и структуру денежной массы в обращении. Основой формирования денежной массы является  денежная база. Различают широкую и узкую денежную базу.15

      Денежная база в широком смысле включает в себя:

     - наличные  деньги в обращении, в том  числе в кассах коммерческих  банков;

     - средства  в фонде обязательных резервов;

     - средства  на корреспондентских счетах  коммерческих банков ЦБ РФ. Наибольший  удельный вес в структуре этой денежной базы в России составляют наличные деньги.

     Денежная база в узком смысле включает в себя наличные деньги, в том числе и в кассах коммерческих банков, и средства фонда обязательных резервов в Банке России.

     По прогнозам  ЦБ РФ формирование спроса на деньги будет происходить под сильным влиянием таких факторов, как состояние торгового баланса; динамика цен на основные российские экспортные товары на мировом рынке; обслуживание внешнего долга. При благоприятной конъюнктуре увеличение золотовалютных резервов в России будет сопровождаться приростом денег в обращении [7,c. 23].

    Укреплению рубля может противодействовать повышенный спрос на иностранную валюту по экономическим и социально-политическим  причинам, например, из-за роста потребительского спроса и связанного с этим увеличения импорта, формирования устойчивых ожиданий снижения курса национальной валюты, недоверия населения банкам.16

     Опыт экономических  преобразований в России убедительно  доказал, что создание социально-ориентированной рыночной экономики невозможно без государственного целенаправленного регулирования этого процесса. Назрела необходимость в разработке реалистичной научно- обоснованной программы экономического развития страны, сочетающие в себе как рыночные, так и административные меры управления экономикой.

     Критическому  анализу должны быть подвергнуты  результаты реализации в наших  условиях монетаристской модели  с ее пагубными последствиями  для реформирования экономики  России.

      

Заключение

 

     Деньги играют важную роль в опосредовании производства и реализации товаров, работ услуг активов, факторов производства. Роль денег меняется под воздействием экономического развития. Чем выше доля сферы обращения в совокупном денежном обороте, тем больше спекулятивная роль денег и доля кредитно-денежных операций. Чем больше активов и факторов производства вовлечено в рыночный оборот, тем выше роль денег как всеобщего эквивалента и наиболее ликвидного актива. Чем уровень экономического развития государства, тем выше роль денег и больше внимания уделяется их покупательной способности. Фетишизм денег возрастает по мере глобализации мировой экономики.

     Роль денег  заключается в следующем:

     -  формировании  цен на товары, работы, услуги, активы, факторы производства, установлении ценовых пропорций;

     - обслуживании  обмена товарами, работами, услугами, активами, факторами производства;

     - формировании  эффективной структуры производства  в экономике в целом и на  отдельных предприятиях;

     - создании  стимулов для повышения производительности труда работников; экономии всех видов ресурсов;

     - оценке  результатов экономической деятельности различных субъектов рынка;

     - перераспределении  вновь созданной стоимости и  денежных потоков от производителей к государству, от государства к предприятиям и населению;

     - развитии  экономической интеграции между  странами на основе взаимовыгодного  обмена товарами, работами , услугами, активами, факторами производства.

   Формирование национальной денежной системы является обязательным условием обретения страной подлинной экономической независимости и самостоятельности, построения собственного хозяйственного механизма. Законодательное закрепление основных правил организации денежного обращения происходило в большинстве стран в XVI-ХVII вв. С тех пор денежные системы претерпели существенные изменения, затронувшие содержание практически каждого их элемента. В результате современный тип денежной системы характеризуется следующими отличительными особенностями:

     - отменой  официального золотого содержания  денежной единицы и размена  банкнот на золото;

     - «уходом»  золота из внутренней и международной  систем расчетов;

     - выпуском  денег в обращение в порядке  банковского кредитования хозяйства  и под прирост официальных золотовалютных резервов;

     - развитием  безналичного денежного оборота и сокращением роли наличного;

     - монополизацией  эмиссии наличных денег государством;

     - усилением  государственного регулирования  денежного обращения.

Эти особенности в значительной степени отвечают потребностям современного рыночного хозяйства. Последующее совершенствование современных денежных систем может быть направлено на повышение надежности и защищенности основных механизмов эмиссии и обращения денег, снижения инфляции и сближение (унификацию) денежных систем разных стран.

1 Белоглазова Г.Н. «Денежное обращение». - М.: Финансы и статистика, 2009. – 272 с, С.70

2 Лаврушин О.И. «Деньги, кредит, банки». - М.: Кнорус, 2008. – 560 с, С.45

3 Поляк Г.Б. «Финансы. Денежное обращение. Кредит». - М.: Юнити-Дана, 2009. – 512 с, С. 85

4 Павлова Л.Н. «Финансы. Денежное обращение и кредит». – М.: Юнити-Дана, 2008., С. 54

Информация о работе Денежная система и ее элементы