Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитное регулирование является одной из важнейших составляющих государственной экономической политики. Оно осуществляется Центральным банком путем воздействия на деятельность коммерческих банков при определении процентных ставок, валютного курса, ликвидности, платежеспособности и так далее с целью обеспечения стабильности экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции. Основные направления денежно-кредитной политики (далее-ДКП) содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты ДКП государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..4
1. Денежно-кредитная политика………………………………………..………….5
1.1 Понятие и значение денежно-кредитной политики…………………………..5
1.2 Цели и задачи кредитной политики……………………………………………6
2 Инструменты денежно-кредитной политики, особенности их применения в Республике Беларусь……………………………………………………………….16
2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………………16
2.2 Политика учетной ставки (дисконтная политика)…………………………16
2.3 Изменение норм обязательных резервов……………………………………..18
2.4 Ограничение кредитования……………………………………………………20
2.5 Модели денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………20
2.6 Роль и функции Национального Банка Республики Беларусь. Инструменты и методы проведения денежно-кредитной политики в Республике Беларусь…21
3 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………………………25
3.1 Основы денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………25
3.2 Особенности денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……26
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованных источников………………………………………….......33

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая работа: 34 с., 21 источник.

 

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА,  РЕФИНАНСИРОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТЫ МОНЕТАРНОЦ ПОЛИТИКИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

 

Объект исследования – денежно-кредитная политика Республики Беларусь на современном этапе развития.

Предмет исследования - направления денежно-кредитной политики Рес-публики Беларусь на современном этапе развития, и пути ее дальнейшего со-вершенствования.

Цель работы: осветить сущность и значение монетарной политики как важнейшей составной части экономической политики, раскрыть ее цели и задачи. Охарактеризовать важнейшие инструменты монетарной политики, рассмотреть направление денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию потребления и сбережения домашних хозяйств выделены основные факторы их детерменирующие, изучен опыт государственной политики по стимулированию сбережений, исследована динамика и структура потребления и сбережений населения Республики Беларусь, предложены направления совершенствования государственной политики по стимулированию сбережений.

Элементы научной новизны: рассчитана функция сбережений населения Республики Беларусь для краткосрочного периода.

Область возможного практического  применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «теории финансов».


 

_________________

(подпись  студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..4

1. Денежно-кредитная политика………………………………………..………….5

1.1 Понятие и значение денежно-кредитной политики…………………………..5

1.2 Цели и задачи кредитной политики……………………………………………6

2 Инструменты денежно-кредитной политики, особенности их применения в Республике Беларусь……………………………………………………………….16

2.1 Операции на открытом рынке…………………………………………………16

2.2 Политика учетной ставки (дисконтная политика)…………………………16

2.3 Изменение норм обязательных  резервов……………………………………..18

2.4 Ограничение кредитования……………………………………………………20

2.5 Модели денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь……………20

2.6 Роль и функции  Национального Банка Республики  Беларусь. Инструменты и методы  проведения денежно-кредитной политики  в Республике Беларусь…21

3 Денежно-кредитная политика  Республики Беларусь на современном этапе развития……………………………………………………………………………25

3.1 Основы денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь……………25

3.2 Особенности денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь……26 
Заключение………………………………………………………………………….32

Список использованных источников………………………………………….......33

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Денежно-кредитное регулирование  является одной из важнейших составляющих государственной экономической  политики. Оно осуществляется Центральным  банком путем воздействия на деятельность коммерческих банков при определении процентных ставок, валютного курса, ликвидности, платежеспособности и так далее с целью обеспечения стабильности экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции.

Основные направления  денежно-кредитной политики (далее-ДКП) содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты ДКП государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

Современными тенденциями в области ДКП, на мой взгляд, являются:

усиление роли центральных  банков в проведении ДКП;

усиление независимости  центральных банков от государственных  управленческих и законодательных  структур.

Каждое государство  нуждается в постоянных крупных  капиталовложениях (инвестициях) для повышения эффективности своей деятельности и поэтому оно стремиться к созданию благоприятного инвестиционного климата для необходимого притока финансовых ресурсов.

ДКП (монетарная политика) государства это, прежде всего инструмент воздействия на экономику, не нарушающий суверенитета большинства  субъектов системы бизнеса. ДКП должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.

В качестве регулятора денежно-кредитной политики выступает центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии, в Республике Беларусь -Национальный банк Республики Беларусь. В некоторых странах функции регулятора  выполняют  группы банков (например в США - Федеральная Резервная Система).

Влияя на основной объект монетарной политики - денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном  регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе  динамики макроэкономических показателей и направлена на осуществление контроля над состоянием совокупной денежной массы в стране. Основная цель-  эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

 

1 Денежно-кредитная политика.

1.1 Понятие и значение денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная  политика в промышленно развитых странах рассматривается как нструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как операивное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика оказывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на енежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на отребительский и инвестиционный спрос.

Денежно-кредитная  политика базируется на принципах монетаризма и имеет ряд реимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего, она обладает быстротой гибкостью, а поскольку проводится Центральным Банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.

Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их ократить или расширить кредиты.

Применительно к России, переживающей глубокий кризис переходного периода, оторый характеризовался устойчивой инфляцией, задача денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства. Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная олитика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Осуществляя денежно-кредитную  политику, Центральный Банк, воздействуя  на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом

С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится  смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

1.2. Цели и  задачи кредитной политики.

К определению понятия  «денежно-кредитная политика» применяют  разные подходы. По определению Э.Дж. Долана, «в это понятие включаются все действия правительства, которые влияют на количество денег, которые находятся в обращении». Другими словами, денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий регулирующего влияния, направленных на смену денежной массы в обращении. Денежно-кредитная политика призвана оказывать непосредственное влияние на ликвидность банковской системы и, на деловую активность.

Другие авторы трактуют денежно-кредитную политику как  один из двух ведущих средств (другой – фискальная политика), с помощью которого органы власти в рыночной экономике регулярно влияют на темп и направление общего экономического роста, включая не только уровень валового продукта и занятости, но и общий уровень роста или падения цен.

Более полным и точным определением денежно-кредитной политики есть понимания ее как комплекса взаимосвязанных, направленных на достижение определенных целей мероприятий по регулированию денежного рынка, который осуществляет государство через свой центральный банк.

Законом «О Национальном банке Украины» определено: «денежно-кредитная политика – комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы Украины, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса».

Денежно-кредитную политику часто называют монетарной, поскольку  она является политикой в сфере  управления количеством денег в  обращении. Социально-экономическими предпосылками проведения монетарной политики есть наличие банковской системы и денежно-кредитных отношений.

Эффективно функционирующая  денежная система оказывает содействие максимальному использованию материальных и трудовых ресурсов, и, наоборот, разбалансированная денежная система поднимает кругооборот доходов и расходов, вызывая резкие колебания уровня производства, занятости, цен.

Повышенное внимание к денежно-кредитной политике как  инструмента обеспечения «вечного процветания», которая властвовала  в 20-х годах XX ст., изменилась после кризисных потрясений 30-х гг. общим пессимизмом и недоверием к эффективности денежно-кредитного регулирования.

В 50-х годах в западных странах состоялась резкая активизация  денежно-кредитных инструментов. Деньги снова заняли ведущее место в  программах экономической стабилизации, но взгляды на оптимальную стратегию использования денежных инструментов были резко полярными.

На сегодня теоретические  проблемы денежно-кредитной политики также являются полем для острых дискуссий между разными экономическими школами. Главный раздел пролегает между кейнсианским подходом, который воплощает идею оперативного использования денег как инструмента ежедневного управления экономической конъюнктурой и стимулирования экономического роста, и монетаризмом, который осуждает подобные манипуляции в денежной сфере, которые ведут, по мнению авторов этой доктрины, к усилению производственных противоречий и диспропорций и декларируют действия стихийных рыночных стабилизаторов.

Теория кейнсианства, как известно, сформировалась в 30-40-х годах и быстро заняла ведущее место в теоретической литературе и программах экономической политики. Монетаризм вышел на арену позднее, в 50-середине х лет, и длительное время был объектом скептического отношения и нападок со стороны академических и правящих кругов ведущих государств. Провозгласив лозунг «Деньги имеют значение», монетаристы дали сильный импульс развития денежных исследований.

Общим методологическим подходом кейнсианцев является концепция  активной макроэкономической политики, которая необходима для стабилизации внутренне нестабильной экономики. Кейнсианцы утверждают, что рыночная экономика лишена механизма, который обеспечивает ее стабильность. Проведение фискальной и денежно-кредитной политики необходимо для смягчения прохождения экономикой резких подъемов и спадов, которые сопровождают ее развитие при прохождении фаз делового цикла, причем монетарная политика рассматривается как вторичная относительно фискальной.

Подход монетаристов базируется на том, что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Макроэкономическая стабильность достигается в случае, когда государственное вмешательство в функционирование экономики есть минимально необходимым. Чрезмерное влияние государства с помощью фискальной и денежно-кредитной политики приводит к нестабильности экономической системы, углубляет противоречие в условиях циклических колебаний.

Сторонники этого направления  предъявили обвинение ортодоксальным кейнсианцам в игнорировании  важной роли денежных факторов в воспроизведенном процессе и проведении явной проинфляционной политики. Особое внимание они уделяли изучению разнообразных эффектов и народнохозяйственных следствий денежных сдвигов, выделяя как основное звено динамику денежной массы.

Информация о работе Денежно-кредитная (монетарная) политика государства