Основными направлениями
в сфере ДКП являются:
обеспечение устойчивости
национальной денежной единицы, в том
числе ее покупательной способности
и курса по отношению к иностранным
валютам;
развитие и укрепление
банковской системы и небанковских
кредитно-финансовых организаций Республики
Беларусь;
обеспечение эффективного,
надежного и безопасного функционирования
платежной системы;
повышение эффективности
аккумулирования свободных денежных
средств и их инвестирования в
национальную экономику.
Основные направления ДКП Республики Беларусь на
очередной год включают в себя:
краткую характеристику
состояния экономики Республики
Беларусь;
важнейшие параметры
прогноза социально-экономического развития
Республики Беларусь на очередной год,
в том числе прогноз основных показателей платежного баланса
Республики Беларусь на очередной год;
основные параметры
и инструменты ДКП Республики
Беларусь на очередной год;
оценку и анализ выполнения
основных параметров и инструментов
денежно-кредитной политики Республики
Беларусь в текущем году;
мероприятия Национального
банка на очередной год по совершенствованию
банковской системы Республики Беларусь,
банковского надзора, финансовых рынков
и платежной системы Республики
Беларусь [1].
3.2 Особенности денежно-кредитной политики
в Республике Беларусь
Денежно-кредитная
политика, являясь неотъемлемой частью
общегосударственной социально-экономической
политики, имеет многофункциональную
природу и должна обеспечивать решение
задач, вытекающих из общего контекста
социально-экономического развития страны и макроэкономической
ситуации, а также связанных с особенностями
банковского сектора («кровеносной системы
экономики»), который должен обеспечивать
сохранность и эффективное размещение
активов предприятий и домашних хозяйств,
нормальный ход платежного процесса [8,
с.86-93]. Все эти задачи одинаково важны
и взаимосвязаны. Эффективность денежно-кредитной
политики определяется тем, насколько
удается обеспечить баланс и учет всех
стоящих перед ней задач, решение которых
требует применения различных, порой «разнонаправленных»
мероприятий.
В условиях экономики
переходного периода проблемы определения
направлений, выбора и реализации инструментов
денежно-кредитной политики особенно
сложны в связи с тем, что рыночные
механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной
степени отработаны, а банковская система
не обладает существенным финансовым
и организационно-технологическим потенциалом.
Кроме того, специфика социально-политической
ситуации, деловая культура, сложившиеся
стереотипы отношений между различными
социальными группами также в значительной
степени определяют спектр возможных
альтернатив как социально-экономической
политики в целом, так и денежно-кредитной
в частности, эффективность (неэффективность)
тех или иных форм организации и инструментов
регулирования экономических процессов.
Денежно-кредитная
политика Республики Беларусь направлена
на неуклонное углубление финансово-экономической
стабильности, последовательное достижение
нормальных, согласно международным
стандартам, темпов инфляции и девальвации.
При этом Национальный Банк Республики
Беларусь исходит из того, что оптимальным
является такой вариант денежно-кредитной
политики, при котором не допускается
резких скачков в уровнях процентных ставок,
обменном курсе национальной валюты.
Сегодня можно
говорить о том, что последовательное
проведение данной политики позволило
обеспечить ряд положительных результатов.
1. Беларуси
одной из немногих стран бывшего
СССР удалось избежать системного
банковского кризиса. Конечно,
случались и банкротства банков,
и определенные сбои в работе. Но даже
во время российского дефолта августа
1998 г., оказавшего весьма существенное
негативное влияние на банковскую систему
и всю экономику РБ, платежи осуществлялись
стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно
могли получить свои деньги.
2. В последние
годы в республике достигнуты
определенные качественные сдвиги
в уровне стабильности национальной
валюты и инфляционной ситуации.
После перехода к единому курсу
белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно
снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. За
6 месяцев текущего года по сравнению с
аналогичным периодом предыдущего соответственно
- 7,3 и 13,7%. По темпам инфляции имеет место
следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских
цен составил 46,1%, в 2002 г. - 34,8% (снижение
более чем в 1,3 раза) [9, с.5-7].
Таким образом,
отмечу, что в Республике Беларусь
продолжается дедолларизация экономики,
что обусловлено стабильным обменным
курсом национальной валюты, устойчивым снижением инфляции
и действующей курсовой политики.
Так, за январь-июнь
2006 г. доля рублевой денежной массы
в общем объеме широкой денежной
массы выросла на 4,7%, и на 1 июля
текущего года достигла 69,6%. За I полугодие
средства физических лиц в белорусских рублях, привлеченные
банками, увеличились на 21,9%, в том числе
депозиты - на 31,2%. За этот же период средства
физических лиц в иностранной валюте возросли
только на 5,5%, в том числе депозиты - на
5,4%. Абсолютный прирост средств населения
в банках в национальной валюте превысил
прирост средств в иностранной валюте
в 9 раз, что свидетельствует о росте доверия
к белорусскому рублю и привлекательности
хранения сбережений в национальной валюте.
В то же время курсовая политика Национального
Банка Республики Беларусь вносила существенный
вклад в подавление инфляционных процессов
и одновременно содействовала повышению
эффективности внешней торговли.
Опережающие
темпы кредитования в национальной
валюте являются объективным подтверждением
ее укрепления и расширения использования
в хозяйственном процессе. За январь-июнь
2006 г. прирост валовых кредитов в иностранной
валюте составил всего 2%, тогда как валовые
кредиты в белорусских рублях за тот же
период увеличились на 17,6%.
И в заключение,
хотелось бы отметить некоторые положения,
из которых Национальный Банк Республики
Беларусь должен исходить при разработке
денежно-кредитной политики республики.
Во-первых, важно
иметь в виду, что стратегической
целью белорусского государства
является обеспечение социально-экономической стабильности
в республике, проведение взвешенных реформ,
направленных на повышение уровня жизни
народа. Это означает, что денежно-кредитная
политика должна разрабатываться и реализовываться
таким образом, чтобы не допускать или,
по крайней мере, обеспечивать максимальное
смягчение возможных «шоков». Стремительный
рост безработицы, «революционная ломка»
производственных структур, сложившихся
в течение десятилетий в рамках индустриального
комплекса СССР и стран СЭВ, которая сопряжена
с остановкой крупнейших предприятий
и которую пережили или до сих пор переживают
некоторые страны СНГ и Восточной Европы,
не должны повториться в Беларуси [8, с.86-93].
Во-вторых, следует
учитывать, что, несмотря на то, что
основу производственного комплекса экономики республики составляют
высококонцентрированные предприятия,
относящиеся к сложным, довольно наукоемким
отраслям обрабатывающей промышленности
(машиностроение, металлообработка, химия
и нефтехимия и др.), в целом технологическая
структура сложилась в условиях «дешевизны»
сырьевых, энергетических, трудовых, а
также финансовых ресурсов. Модернизация
такой структуры, которая является весьма
инерционной, требует времени и значительных
инвестиций. С другой стороны, функционирование
такой технологической структуры сопряжено
с рядом других фундаментальных отношений
в экономике и социальной сфере. Речь идет
о системе перекрестного субсидирования,
поддержании низких цен, не покрывающих
издержек, на сельскохозяйственную продукцию,
услуги жилищно-коммунального хозяйства
и ряда других отраслей. И с этой точки
зрения «завышенный» уровень официального
валютного курса является «составным
элементом» сложившейся, искаженной по
отношению к мировому уровню, структуры
цен ресурсоемкого типа технологического
базиса производства. Учитывая первую
установку, все это означает, что денежно-кредитная
политика должна осуществляться в комплексе
с финансовой, фискальной и создавать
условия для модернизации производства,
достижения нормальных, по мировым меркам,
ценовых соотношений на предметы конечного
спроса, ресурсы и факторы производства.
Третья установка
- общего характера, которая, тем не
менее, непосредственно определяет
возможные параметры, направления
денежно-кредитной политики, результаты
реализации ее мероприятий и заключается в том, что экономика
Беларуси в целом отвечает критериям «малой
открытой экономики», или модели Манделла-Флеминга.
Малая открытая экономика тесно связана
с внешним миром, но сама не в состоянии
оказать ощутимого влияния на конъюнктуру
мирового финансового рынка. При этом
она характеризуется определенными закономерностями,
которые нельзя не учитывать при проведении
денежно-кредитной политики:
1) Динамика
валютного курса тесно связана
с относительной доходностью
операций в национальной валюте,
которая определяется разницей между
реальными уровнями внутренней и мировой
процентных ставок (r? - r, рис. 3.1). Поэтому
все множество возможных состояний малой
открытой экономики можно отобразить
линией б (рис. 3.1).
r? - внутренняя
ставка процента
r - мировая
ставка процента
d - темп девальвации
национальной валюты
Рис. 3.1. Множество
возможных состояний малой открытой
экономики: точка 0 соответствует устойчивому
равновесию (r? = r, курс национальной валюты
стабилен), линия б - множество возможных
состояний экономики (слева от точки 0 r? >
r, валютный курс растет; справа - r? < r,
валютный курс снижается).
2) При заниженной (относительно
мировой) внутренней ставке процента
происходит девальвация национальной
валюты, что должно привести к
увеличению чистого экспорта и росту ВВП. Это вызывает повышение
внутренней нормы процента, и теоретически
экономика должна достигнуть устойчивого
равновесия (точка 0 на рис. 3.1).
Тем не менее в реальной
действительности девальвация не обязательно
автоматически приводит к росту
экспорта. Он может быть ощутимым только
при наличии соответствующего экспортного
потенциала. Но в любом случае важный вывод
практического характера, следующий из
модели Манделла-Флеминга, заключается
в том, что в условиях малой открытой экономики
для того, чтобы обеспечить укрепление
национальной валюты, необходимо определенное
ужесточение денежно-кредитной политики
[8, с.86-93].
В конце своей работы
я бы хотел привести планы Национального
Банка РБ относительно проведения денежно-кредитной
политики. Стратегической целью денежно-кредитной политики
в 2006-2010 годах остается обеспечение эффективного
функционирования денежно-кредитной системы,
ее содействие достижению устойчивого
экономического роста, повышению реальных
денежных доходов населения, росту инвестиций
и сбережений. В свою очередь, денежно-кредитная
политика будет направлена на снижение
уровня инфляции с помощью монетарных
инструментов наряду с мерами общей экономической
политики.
Предусматривается обеспечение
устойчивости белорусского рубля, в
том числе его покупательной способности и обменного
курса по отношению к иностранным валютам,
как одной из мер поддержания экономической
стабильности и снижения уровня инфляции.
Темпы наращивания денежного предложения
в национальной валюте будут выдерживаться
в соответствии со спросом экономики на
деньги и целевым параметром инфляции,
допустимый уровень которой в 2010 году
не должен превысить 5%. Основными каналами
наращивания денежного предложения со
стороны НБРБ будут покупка иностранной
валюты, операции рефинансирования банков
на рыночных принципах. В инструментах
рефинансирования банков предпочтение
будет отдаваться операциям на аукционной
основе.
Роль обменного курса
в области регулирования конкурентоспособности
белорусских производителей будет
постепенно уменьшаться в связи с перемещением в ней акцента
на некурсовые факторы (повышение качественных
характеристик продукции, снижение себестоимости,
эффективная маркетинговая политика).
Долгосрочная стратегия на укрепление
реального курса белорусского рубля будет
способствовать повышению покупательной
способности национальной валюты, стимулировать
процесс трансформации валютных сбережений
населения и хозяйствующих субъектов
(включая наличную валюту, которая хранится
вне банковской системы) в рублевые вклады
и их вовлечение в хозяйственный оборот.
Стратегическими направлениями
развития банковской системы Республики
Беларусь остаются повышение устойчивости
банков, доверия к ним со стороны
национальных и иностранных инвесторов
и вкладчиков, интеграция банков в
региональную и мировую банковскую систему.
Реализация указанных
направлений будет обеспечиваться
посредством:
совершенствования политики
государства в развитии банковского
сектора, повышения эффективности
институциональной и функциональной
структур банковской системы;
совершенствования корпоративного
управления;
повышения конкуренции
в банковском секторе;
увеличения капитала
и ресурсной базы банков, оптимизации
структуры их пассивов и активов;
расширения состава
и улучшения качества банковских
услуг, развития информационных и новых банковских технологий.
Валовые кредиты банков увеличатся в 2,9
раза.
Государственная политика
по развитию банковской системы в
основе своей будет направлена на
обеспечение стабильного функционирования
банковского сектора страны посредством совершенствования нормативной и правовой
база в области денежно-кредитного регулирования,
налогообложения банков, усиления надзора
за их деятельностью, поступательное уменьшение
участия государства в уставных фондах
банков, а также на невмешательство в оперативную
деятельность кредитных организаций,
за исключением случаев, предусмотренных
законодательством Республики Беларусь.